69,2K подписчиков

"Три тополя на Плющихе". Эпоха в фильме

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан. Пронзительная картина была снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-2

Фильм снят в конце 1960-х и в нем одновременно сплелись величие вечных тем (старое сталкивается и то сливается, то борется с новым, желанное с должным, разумное с чувственным) и невероятная актуальная привязка ко времени. Кстати, даже то, что фильм черно-белый это не только чудесная художественная эстетика, свойственная Татьяне Михайловне Лиозновой, но и словно отсылка к форматам фильмов прошлого.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-3

Снимала фильм женщина, а когда женщина режиссер, значит, в ней есть мужское творческое мастерство - демиурга, видящего объемно. Но, как женщина она при этом не перестает видеть детали, "периферийным" зрением – видит и выявляет тонкое, лирическое, особенное.

В этой картине показано многое знаковое для страны. Например, прекрасную оттепелевскую Москву с ее старыми и уже строящимися новыми зданиями, с кафе и кинотеатрами, с галломанией (вспомните, в машине звучит, помимо фантастической "Нежности" и Ив Монтан). Меж тем, еще при Петре галломания только началась, потом сошла на нет, отдав пальму первенства восхищению немецкой культурой. У Анны Иоанновны и ее регентши были возлюбленными немцы, ну и вообще. А вот Екатерина Вторая уже задала тон любви ко всему французскому. При ней мы резко объявили русский языком простонародным, тогда как французский стал символом "высокой" культуры. Гедонизма, умения красиво жить, любить, наслаждаться – что у нас в силу суровости и философичности культуры было отодвинуто на второй план. Это не входит в наши фундаментальные ценности. У нас важно главное, вечное, и эстетика для нас часто оставалась второстепенной. А тут как раз нам это недостающее дарят, буквально с барского, точнее, царского плеча – сама царица вносит эти перемены. И вся страна это приняла: дворяне как возможность самим приобщиться к таким высотам, простой народ как предмет восхищения самой возможностью так жить.

И именно с Оттепелью, когда мы приоткрылись миру, перестали отрицать все буржуазное и чуждое, мы вернули себе это чувство любви к иностранному, конкретно к французскому. Разрешили себе снова этим восторгаться. А в условиях все-таки советской культуры, предполагавшей общедоступность и труда и радости, эта галломания стала повсеместной. Шампанское и оливье на столах как символ праздника – это же символ советский, но родом-то из Франции!

…Название Оттепели - так широко показанной в фильме "Три тополя на Плющихе" закрепилось в 1954 году, когда поэт и журналист Илья Эренбург написал повесть «Оттепель»: историю о том, как молодые люди выбирают между правдой и ложью, Родиной и Парижем, эгоизмом и стремлением быть нужным людям — и все это на фоне не столько календарной, сколько чувствующейся в жизни весны.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-4

Не забудем, что еще в 1957 году был фестиваль молодежи, перевернувший наш мир, наши представления о мире. И мира – о нас. Что у нас тоже люди живут.
Эту открытость мы видим в фильме. И то, как изменилась Москва – тоже показано в нем. Как много стало кафе! Кафе "Артистическое" в Камергерском переулке у здания МХТ, по-соседски расположившееся кафе «Молодежное» на Горького, 39, ныне Тверской, место обожателей джаза «Синяя птица» в Старопименовском переулке, кафе «Лира» прямо там, где в 1990 откроют первый Макдональдс.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-5

Здесь вспоминается еще одна картина примерно тех лет - "Дайте жалобную книгу" - фильм 1965 года – он же об актуальном. О том, как старое теснится новым. И кафе и эти новые рестораны были как глоток свободы, этакое возвращение к кабаре, где можно не окончательно разорившись пересидеть ночь, пообщаться, поделиться стихами, идеями – в тех же ВТО, ЦДЛ и так далее. Стихи читали у памятника Маяковскому, в Политехе.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-6

На стадионе в Лужниках двадцатитысячные толпы собирают не рок-звезды а поэты. Фильм "Мне 20 лет" из похожей тематики – в нем уже полноценного снимают такую молодую Москву.

Чёрно-белый ("раскрашен" он был после) мелодраматический фильм легендарной Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" знают и любят целые поколения наших сограждан.-7

...Фильм о любви, о чистоте, о реалиях советской жизни - с деревенским и городским укладом, порядками, ценностями. О столкновении жесткого патриархального, обусловленного суровой крестьянской жизнью, порядка в селе - с оттепельным свободолюбивым городским образом жизни. О том, что должен и что нельзя. О нежности....