Изображение кружки с кофе, как и последующие за ним стихи, я привёл лишь в качестве примера того, как мы порой настоящее и натуральное пытаемся заменить быстрым и удобным, но эрзацем. Причём не только за обеденным столом, но и в музыке. Может иногда в этом и нет ничего плохого, а может как раз в погоне за количеством, мы перестаём обращать внимание на качество. Вот об этом и хотелось бы поговорить. Но, для начала, обещанные стихи:
Кофе настоящий, ароматный, крепкий,
Я в любое время выпить бы не прочь,
Но, увы, по факту, так бывает редко:
Только в те моменты, когда сварит дочь.
Впрочем и другое, то, что в этой жизни,
Мы на самом деле искренне хотим,
Часто из за лени - это ведь не быстро,
Заменить пытаемся быстрым, но... плохим.
Я конечно не профессиональный поэт, а любитель, поэтому прошу не оценивать сии вирши. Они лишь краткий стихотворный пересказ сути, к которой я далее перехожу, но уже в прозе.
Действительно, прекрасно понимая, а главное ощущая вкусовыми рецепторами разницу между растворимым и натуральным кофе, колбасой и мясом, чипсами и настоящей картошкой (ну и т. д.) мы, в большинстве своём, так и продолжаем употреблять эти не самые полезные "заменители" из-за банальной лени и (реже) по причине нехватки времени на готовку.
Но вот в том, что касается музыки, переход с физических носителей на файлы, заметного временного выигрыша не приносит. Речь в данном случае о "цифровых" музыкальных форматах, а не об аналоговом звуке с грампластинок и компакт-кассет или катушек. Другое дело - финансовый выигрыш для тех, кто скачивает музыкальные файлы бесплатно из Сети. Ну и выигрыш места, которого, как ни крути, многим людям с большими музыкальными коллекциями, катастрофически не хватает.
Однако и я, со временем, стал оценивать это критически. Да, большая коллекция это хорошо, но лишь в том случае, когда успеваешь слушать всё, что в ней есть. А если нет? Я почти уверен, что у большинства владельцев больших музыкальных коллекций есть альбомы, до которых руки не доходят годами или не доходят вообще. Зачем тогда это всё? Шоб було? Такое себе объяснение или оправдание. Да, впечатлить количеством легко, но и качеством тоже несложно. Только зачем кого-то впечатлять, если собираешь коллекцию для себя? Наверное это отголоски трудных советских времён. Впрочем, не только советских, а вообще той поры, когда за всё надо было платить - халявы тогда не было. И даже если ты у кого-то, что-то, переписывал бесплатно на магнитофон, то вынужден был платить за кассету или катушку с магнитной лентой. Поэтому в те (не такие уж и далёкие) времена коллекция состоящая из двух-трёх сотен пластинок и(или) аналогичного количества магнитофонных катушек/кассет казалась огромной. По сегодняшним же меркам это с одной стороны мало, но с другой - вполне достаточно для более-менее регулярного прослушивания. А даже тысяча альбомов это уже совсем не мало. Ведь если даже ежедневно слушать по одному альбому (а если ты не пенсионер-домосед, то больше просто не успеешь), то каждый из этих самых альбомов ты сможешь переслушивать не чаще, чем раз в три года. А если у тебя этих альбомов несколько тысяч? Вот порой и думаешь: интересно, сколько в стеллаже освободилось места, если бы из него исчезли те диски, которые я больше никогда не послушаю? Думаю как минимум три четверти от общего количества. Или больше.
Ну разве что коллекции грампластинок такой сценарий почти не грозит. Во-первых их у меня значительно меньше тысячи, а во-вторых их я собирал вдумчиво и 90% из общего числа востребованы достаточно регулярно. Чуть хуже обстоит дело с "цифровыми" (CD, SACD, DVD-Audio&Video и Blu-Ray) дисками. Но поскольку бОльшая их часть тоже приобреталась за кровно заработанные, то и среди них невостребованных окажется не очень много. А вот что касается музыки на HDD, то тут ситуация иная и, кстати, именно эту часть коллекции я причисляю к музыкальному "фаст-фуду", несмотря на то, что на 95% это альбомы в lossless, а то и в Hi Res качестве. Безусловно среди них есть и очень достойные релизы, которые я переслушиваю регулярно, но процентов 60 из общего количества почему-то ассоциируется с просмотренным лет 20 назад фильмом "Еда и женщины на скорую руку". Точнее не столько с самим фильмом, сколько с его названием. И ведь действительно весь этот музыкальный материал прослушан в основном фрагментами, можно сказать "пунктиром по диагонали" - эдакая отложенная на потом операция, которой может и не случиться вовсе.
Конечно эпизодически (когда иссякает место на "винтах") я устраиваю "прополку" своих "музыкальных грядок", но по прошествии времени "сорняки" снова "колосятся". Что это: "синдром Плюшкина" или привычка предков, передающаяся по наследству - делать запасы впрок? Но наши предки действительно пережили трудные времена, да и потом, если нам их предусмотрительность передалась, то почему её не переняли наши дети и внуки? Как видите, вопросов больше чем ответов и подумать есть над чем.
А пока можно лишь констатировать, что коллекции музыки на физических носителях стремительно обесцениваются, а они же, но в виртуальном виде, вообще ничего не стоят. Да и среди тех, кто моложе 40 число коллекционеров медленно, но верно стремится к нулю. И лишь отдельные "мастодонты" кому за 50-60 продолжают упорно удерживать свои "плацдармы", с надеждой, что рано или поздно потомки это упорство оценят.