164,1K подписчиков

Правила жизни Чарльза Саатчи

Бизнесмен, галерист, 80 лет, Лондон

   Peter Macdiarmid/Getty Images
Peter Macdiarmid/Getty Images

Талант встречается так редко, что неоткрытых гениев почти не бывает. Гораздо чаще происходит наоборот – полную посредственность принимают за гениальность.

Если я что-то продаю, это не значит, что перестал это ценить. Просто не хочется превращаться в крохобора, который сидит на своих сокровищах.

Я собираю искусство не для того, чтобы остаться в истории. За мечту о бессмертии хватаются только ненормальные, нормальным людям это неинтересно.

Нет ничего более вдохновляющего, чем оказаться перед великой картиной. При этом абсолютно неважно, когда она написана – в 1505 году или в прошлый вторник.

Я всегда был равнодушен к деньгам ровно настолько, чтобы тратить их без задней мысли. При этом мне повезло заработать достаточно, чтобы совершенно себя избаловать.

Арт-дилер, если посмотреть глобально, вообще не играет никакой важной роли. Важно искусство, в истории остается тоже искусство. Я покупаю искусство, которое мне нравится, выставляю его, а потом, если мне захочется, продаю его и покупаю другое.

Я скорее съем холст, чем позволю себя на нем нарисовать.

Сейчас не XVIII век, можно без проблем съездить в другую страну, так что я не стал бы разводить националистические споры вокруг исторического права на произведения искусства. Гораздо важнее поддерживать живых художников.

Я покупаю искусство не для того, чтобы обрадовать художников, и продаю не для того, чтобы их расстроить.

Искусство не может быть инвестицией – разве что вам невероятно повезет обыграть профессионалов на их поле. Покупайте то, что будет приносить вам удовольствие следующий десяток лет.

Художники редко воспринимают искусство как способ заработка. В основном они обнаруживают, что не способны перебороть желание творить, и готовы годами жить на гроши, пока их работы не начнут продаваться. Либо так, либо надо сдаваться и искать нормальную работу.

Коллекционеры были ушлыми спекулянтами даже в эпоху Возрождения.

Цель моей жизни не погоня за счастьем, а счастье погони.

Хороший ли у меня вкус? Меня устраивает. Не знаю, удовлетворит ли кого-то моя коллекция, но меня она удовлетворяет полностью.

Талант сам по себе не гарантирует успеха. Посредственный художник может на некоторое время стать фантастически популярным, пока талантливые будут сидеть и ждать звонка, которого никогда не дождутся.

Если вы не в состоянии самостоятельно отличить хорошего Пикассо от плохого или хорошего Херста от проходного, ваша коллекция доставит вам мало удовлетворения. Львиная доля удовольствия здесь в том, чтобы выбирать.

Если верить моим друзьям, моя единственная любовь, настоящая и вечная, – это я сам.

Я просто печальный ребенок, которому хочется новую конфетку.