136,2K подписчиков

Перестаньте использовать слово «устойчивость», ради Бога

На протяжении миллионов лет мы, люди, были частью природы. Мы рождались в дикой природе, жили в дикой природе, умирали в дикой природе. Мы ели то, что находили, пили воду из рек и ручьев, дышали воздухом, очищенным деревьями. Точно так же, как любые другие млекопитающие на Земле. Ложное убеждение, что мы как-то вышли за пределы этого благодаря нашему гению, — это всего лишь фантазия. Или, точнее, чистый, неприкрытый бред. Мы по-прежнему едим растения и животных, питающихся травой и семенами. Мы по-прежнему пьем воду из рек и ручьев. Мы по-прежнему дышим воздухом, очищенным деревьями. Единственное различие в том, что сегодня между нами и природой существует огромная масса зданий, дорог, машин, шахт и супермаркетов, которые теперь весят больше, чем все живые существа.

На протяжении миллионов лет мы, люди, были частью природы. Мы рождались в дикой природе, жили в дикой природе, умирали в дикой природе.

Все, что сделала технология в своем самом узком техническом смысле, — это позволила нам извлекать сырье, вырубать леса, ловить рыбу и собирать еду за пределами всех устойчивых уровней. Устойчивость в своем первоначальном смысле означает: способность чего-то продолжаться беспрепятственно вечно (или, по крайней мере, достаточно долго, чтобы это не имело значения). Все, о чем я пишу на этом блоге с момента его создания, — это то, что ничто — ни одна вещь — из того, что мы делаем и называем «цивилизацией» сегодня, не может продолжаться слишком долго, не говоря уже о вечности.

Добыча ресурсов (особенно горнодобывающая) разрушает экосистемы, требует много энергии и драгоценной пресной воды, отравляет реки и почву и, в конечном счете, истощает сам ресурс, к которому стремится. Это саморазрушающаяся и, следовательно, самоограничивающаяся деятельность. Добыча полезных ископаемых по определению неустойчива. Проблема в том, что все, что мы сегодня называем цивилизацией — от зданий до дорог, от сельского хозяйства до распределения пищи, от машин до электричества — начинается с добычи ресурсов из земли. Без исключений.

Переработка и популярный миф, который мы называем «циркулярной экономикой», являются синонимами по своей сути несовершенного и расточительного процесса. Не существует 100% идеальной переработки. Простите, это физически невозможно. Часть наших материальных ресурсов, как бы тщательно мы ими ни распоряжались, всегда останется в виде смешанных отходов. Ни одна технология не идеальна, и по мере накопления небольших потерь со временем «бесконечная» переработка в конечном итоге приведет к истощению наших запасов материалов через несколько столетий, если не десятилетий. Да, слово, которое вы ищете, чтобы охарактеризовать переработку или циркулярную экономику, — это то, что они обе неустойчивы.

То, что неустойчиво, не будет поддерживаться. И то, что не может быть поддержано, в конечном итоге прекратится.

Я хочу, чтобы вы серьезно задумались о вышеупомянутых утверждениях и двух предыдущих абзацах. Правда. Теперь, обдумав все это, можете ли вы искренне назвать любую современную технологию устойчивой? Солнечные панели? Атомные электростанции? Или электрические автомобили? Есть ли исключения? Как мы можем тогда называть «возобновляемую энергию» возобновляемой, если все ее устройства (панели, турбины, электрическое оборудование и т. д.) сделаны из невозобновляемых материалов…?

Давайте признаем: нет ничего возобновляемого в «возобновляемой энергии». Это всего лишь еще одна бесполезная попытка превратить конечные запасы минералов в материалы, питающие добычу очередной партии конечных материалов… Пока мы не превратим все в токсичные отходы и у нас не останется ничего для добычи или переработки. «Возобновляемая энергия» — это неустойчивая, саморазрушающаяся концепция — точно так же, как сжигание ископаемого топлива. Это просто упражнение в «выигрыше времени»; еще один пинок в банку… в пропасть.

Иллюзия изобилия, обеспечиваемая конечными запасами ископаемого топлива и минералов, сделала нас невеждами в вопросе, что такое истинная устойчивость, но как только рост добычи остановится, а затем начнет медленно сокращаться в ближайшие десятилетия, мы сразу же осознаем ее реалии. К середине этого века (в зависимости от того, насколько быстро мы будем «прогрессировать») все, что мы делаем сегодня, от крупномасштабного сельского хозяйства до производства и городов — сама суть слова: цивилизация — начнет угасать и исчезать. Да, если вы среднего возраста или моложе, это значит: еще при вашей жизни. Масштабные изменения климата и массовое вымирание, вызванное нами как часть этого процесса, еще больше усложнят все это.

Париж, около 3500 года н.э.
Париж, около 3500 года н.э.

Теоретически, осознав все это, мы могли бы сократить потребление энергии, «замедлить» экономику, обучить большое количество населения фермерским навыкам, разводить вьючных животных и оснастить каждое домохозяйство низкотехнологичным оборудованием, которое поможет в переходе к более простой жизни. Да, это может включать солнечные панели, но не для того, чтобы подавать большое количество энергии обратно в сеть, а как часть небольшой домашней сети постоянного тока. Оснащенная кислотными батареями и оборудованием постоянного тока, такая низкотехнологичная сеть могла бы обеспечивать охлаждение и базовые услуги, такие как работа стиральной машины или небольшой водяной насос, циркулирующий воду между солнечным нагревателем и баком с горячей водой.

Но мы не будем делать ничего из этого. Не в масштабах, это точно. «Это было бы нападение на нашу личную свободу!» Поэтому мы будем продолжать массово отрицать само существование нашей проблемы до тех пор, пока не станет слишком поздно, чтобы начать адаптироваться к ее последствиям. Быстрое и неконтролируемое «упрощение» теперь кажется неизбежным, поскольку безумная борьба за энергию и быстро истощающиеся ресурсы полностью разворачиваются у нас на глазах. В зависимости от того, как быстро современная цивилизация будет разрушаться (да, она уже рушится, так что не удивляйтесь, если однажды окажетесь под обломками), немногие выжившие могут снова оказаться в относительном изобилии. Будет много хороших материалов для строительства домов, низкотехнологичного оборудования и многого другого. Они могут даже увидеть будущее, основанное на экологических технологиях, возникающее из руин современности, со всеми его умными тепловыми машинами, гидропонными фермами, пешеходными (и, безусловно, более пригодными для жизни) городами и всем остальным.

Предполагая, что будет живая экосистема для обитания, они могли бы даже наслаждаться приятной жизнью. Однако, как упомянуто выше, переработка и повторное использование материалов, оставленных промышленной цивилизацией, не могут продолжаться вечно. Даже для радикально меньшего и экологически ориентированного общества. (О, и забудьте о добыче полезных ископаемых: все легкодоступное к тому времени будет давно исчерпано. То, что останется, потребует огромных флотов машин на ископаемом топливе для добычи и плавки — нечто, что ни у одного из наших потомков не будет после падения современности.) Таким образом, однажды даже это относительное изобилие уступит место дефициту, что приведет к очередному раунду коллапса.

После нескольких циклов «промывания и повторения», через несколько столетий или тысячелетий мы вернемся к охоте, собирательству и мелкомасштабному натуральному сельскому хозяйству с очень небольшим количеством технологий, которые мы сможем использовать. У нас могут быть дома, построенные из дерева, адобе или аналогичных по-настоящему возобновляемых материалов, а также инструменты, сделанные из костей, кожи и тому подобного, но очень мало (если вообще какие-то) металлических предметов или машин, более сложных, чем водяная мельница. Если вы хотите представить будущее через многие тысячелетия, забудьте о Star Trek. Вместо этого представьте неолитическую деревню, как эту:

Пригороды вокруг (бывшего) Торонто, Канада, около 5000 года н.э. Обратите внимание на отсутствие солнечных панелей или электрических транспортных средств и либеральное использование возобновляемых материалов. Автор изображения: Ирландский национальный парк наследия Феррикарриг
Пригороды вокруг (бывшего) Торонто, Канада, около 5000 года н.э. Обратите внимание на отсутствие солнечных панелей или электрических транспортных средств и либеральное использование возобновляемых материалов. Автор изображения: Ирландский национальный парк наследия Феррикарриг

Мне жаль это говорить: просто не может быть по-другому. Мы не можем воссоздать ни богатые запасы минералов, ни ископаемое топливо, которое обеспечило этот беспрецедентный бум за последние пару столетий. Мы также не можем открыть третий полушарий — его нет. (Если, несмотря на все это, вы все еще верите, что термоядерный синтез или какая-либо другая чудо-технология спасет нас, то я призываю вас начать подачу патентов на то, как воспроизвести их из веток, травы и коровьего навоза.) Друзья, нет энергии без минералов и нет минералов без энергии. Как только эти два входа исчезнут, вернуть их не получится. Даже мы, люди, не можем обмануть энтропию — только самих себя.

Мы не можем восстановить природу или спрятать все это загрязнение и CO2 под землю. Да, Земля, скорее всего, исцелится сама, как это произошло после космического удара, положившего конец эпохе динозавров. Но не рассчитывайте на то, что это произойдет раньше, чем через несколько сотен тысяч лет. Поэтому ознакомьтесь с тем, как люди жили века назад, и будьте готовы увидеть, как наше далекое прошлое становится нашим будущим. Посещайте музеи под открытым небом, демонстрирующие, как люди жили давным-давно. Представьте, как бы вы адаптировались к радикально иной жизни. Ментальная подготовка и полное осознание нашей проблемы — это уже половина работы.

В это время наслаждайтесь всем, что может предложить эта цивилизация, живите своей жизнью в полной мере и, осознавая ее мимолетность, также помните, что Том Мерфи на своем замечательном блоге «Do the Math» любит говорить:

«мы не являемся цивилизацией: человечество — это более масштабное и универсальное понятие, чем тот текущий режим, в который мы случайно попали (или застряли в нем)»

Или, как сказал бы Уэс Джексон: думайте о современных людях как о «виде, вышедшем из контекста». Цивилизованность — это не то, как мы должны были жить. Мы были рождены, чтобы жить дикой, свободной и счастливой жизнью, собирая орехи и ягоды, а не продвижения по службе и биткойны. Как только современность исчезнет по простым причинам, указанным выше — никаких обид, это все-таки просто физика и геология — мы станем по-настоящему устойчивыми. Снова. Мы научимся жить на земле, с земли. Или погибнем. Все просто.