«До Рождествено из Самары можно будет добраться за несколько минут»: блогер Сергей Бобин - о возможностях дронов, съемках красивых мест области и будущем

   Сергей Бобин ушел с работы, чтобы заниматься любимым делом. Фото: предоставлено Сергеем Бобиным.
Сергей Бобин ушел с работы, чтобы заниматься любимым делом. Фото: предоставлено Сергеем Бобиным.

Сергей Бобин – специалист в области беспилотников и инструктор, обучающий пилотов. Самарцам он больше известен как блогер, которые снимает красивые видео с квадрокоптера. Корреспондент «КП-Самара» поговорил с Сергеем о его личном опыте в использовании дронов для съемок местности, о перспективах развития этого направления в России и о современном состоянии сферы.

— Сначала хотелось бы поговорить о вас. Вы по образованию инженер, и изначально БАС (беспилотные авиационные системы - прим. ред. «КП») были для вас хобби, но вы решили уйти в эту сферу целиком. Что побудило вас заняться беспилотниками профессионально?

- Когда я первый раз «взлетел», когда в первый раз увидел Самару с высоты, я подумал: «Все, не могу не летать». Был период, когда на моем канале видео выходили ежедневно полтора года подряд. Представляете объем работы? Снять видео, сгрузить, смонтировать, даже подобрать музыку и придумать название. Но я горел этим и горю сейчас, поэтому, когда наступил переломный момент, я, ни секунды не думая, уволился с должности главного инженера и сейчас занимаюсь беспилотными технологиями.

— Про ваш канал: кроме видов природы и города, у вас много видео с какими-то масштабными рукотворными объектами вроде мостов и магистралей. По какому принципу вы выбираете что снимать?

- Я снимаю то, что мне интересно. Ясно, что голое поле – это не слишком привлекательно, но даже просто вид Самары с высоты 200 метров воспринимается совершенно иначе, потому что с такого ракурса город не видел практически никто. А рукотворные объекты интересны и мне, и людям, такие видео набирают больше всего просмотров. По этому поводу однажды пошутил ведущий, когда я выступал на телевидении и отметил этот факт: людям нравится смотреть на масштабные стройки, потому что им интересно, на что тратятся их деньги.

Снимаю то, что важно для меня, например, освещал и комментировал практически ежедневно постройку развязки на пересечении Советской Армии и Ново-Садовой, потому что сам автомобилист и живу рядом. Все это интересно: работы на улице 22-го Партсъезда, предстоящее продление улицы Авроры, масштабные проекты, вроде моста через Волгу. Тем более, что обычный человек эти процессы вблизи не видит, не знает, что именно там происходит. Максимум - слышит, как за забором стучат. А мост через Волгу вообще никто не видит. Когда с дрона это показываешь, естественно, многим это интересно.

В общем, выбор у меня происходит просто – снимать то, что интересно мне. Часто бывало так, что я специально останавливался, выходил из машины и тратил минут по 20, чтобы снять то, что привлекло мое внимание. А уже потом, довольный, ехал дальше.

— А есть у вас кадры, которые вам дороги лично?

- Таких видео много. Допустим, мне очень нравится видео ночного железнодорожного вокзала, потому что ночью он выглядит как сверкающий алмаз. Еще село Большая Раковка недалеко от Самары, где такой склон с красными прожилками красивый. Настолько необычно смотрится, кажется, что это на Марсе. Таких видео много, очень люблю ночные съемки Самары. Ночные съемки сложная, их мало делают, и город совсем другой.

Потом у нас есть небольшая группа, мы почти каждые выходные ездим в походы в самые интересные места Самарской области. Из них несколько роликов есть: Сокские штольни, Мыс красоты, видео «Жигулевская миля». Это были гонки на льду зимой в Тольятти. Я и моя команда из трех дронов вели прямую трансляцию на большие экраны в Москву, на ВДНХ. Министр туризма в конце даже сказал, что без наших съемок трансляции, можно сказать, вообще бы не было.

   Ночная Самара. Фото: Сергей Бобин.
Ночная Самара. Фото: Сергей Бобин.

— Вы целиком погружены в сферу, постоянно этим заняты. Не пропало ли у вас удовольствие от всего этого? Любите ли до сих пор сами что-то снимать для себя так же, как раньше? Или правдива поговорка: «Если хочешь возненавидеть свое хобби, сделай его своей работой»?

- Нет, у меня поговорка обратная: «Сделай хобби своей работой, и ты не будешь работать ни дня». У меня до сих пор восторг каждый раз, когда я взлетаю, и в первую секунду дрожат руки от того, что сейчас я сниму красоту, сделаю ролик и его увидят люди.

— А как вы снимаете в условиях нынешнего законодательства, когда запрещены любые несогласованные запуски дронов? У вас есть разрешение?

- Да, сейчас, конечно, летаю с разрешением. Летать-то и сейчас можно, только это разрешение получить не так-то просто.

— А обычному человеку, который только начал заниматься съемками и не имеет опыта, реально это разрешение получить?

- Конечно реально. Но это может занять много времени, чуть ли не месяц, потому что заявка проходит много инстанций: если планируете съемки в области, то сначала надо получить разрешение у главы администрации района, затем отправить его в ОрВД (Организация воздушного движения), затем согласование ставит Центр общественной безопасности. Но есть и автоматизированные системы согласования, такие как «Небосвод», куда пилот просто загружает разрешение от администрации, а согласование с остальными инстанциями проходит автоматически.

В разрешении вы указываете точки взлета и посадки, область полета, цель, с которой взлетаете. Как я уже сказал, в области разрешение получить проще, но если цель – снять действительно что-то важное и интересное, то и в Самаре это вполне возможно. А мероприятия снимать можно от министерства туризма и подобных ведомств, у которых уже налаженные каналы связи и процесс происходит намного быстрее.

— Получается, возможность запускать дрон и вести съемку у людей все-таки есть?

- Конечно есть. И бесплатно. Надо просто быть подготовленным и знать, как правильно согласовывать свои полеты и что процесс может занять время.

— У вас случались какие-нибудь инциденты, связанные с этим? Может, люди пугались, полицию вызывали при виде дрона?

- Да, такое случалось у моих знакомых, когда они где-то в Самаре на дороге взлетали. Естественно, к ним подходили, задавали вопросы. У меня лично такого опыта не было, потому что я летаю по разрешению и я летаю очень аккуратно. В том числе стараюсь не приближаться к людям. Зачем мне это, если я могу лететь на высоте 100-200 метров, делать оптическое приближение и кажется, что я летаю на высоте 10 метров. Не нужно приближаться к людям, пугать их: на скорости ушел вверх, поднялся на 150 метров - и все. Дрон никто не видит и не слышит, как будто его нет, и снимаешь все, что тебе нужно.

   Гонка «Жигулевская миля», которая прошла на льду Волги. Фото: Сергей Бобин.
Гонка «Жигулевская миля», которая прошла на льду Волги. Фото: Сергей Бобин.

— Про сам процесс съемки и полета: вы не только сами этим занимаетесь, но и обучаете пилотов. Насколько сложно управлять дроном? Со стороны может показаться, что это на самом деле довольно просто.

- Со стороны все кажется проще. Я люблю приводить пример с плотником, который забивает гвоздь в дерево. Казалось бы, вот молоток, вот гвозди, но дай их обычному человеку, попроси его одним ударом ровно забить гвоздь, и он не сможет справиться даже с этим. Хотя со стороны кажется, что ничего сложного.

А управлять дроном, я считаю, научиться сложнее, чем водить машину. Говорю как автомобилист. Машина ездит в одной плоскости: вперед-назад, влево-вправо, а дрон может летать в любых плоскостях. Тем более, если мы говорим про FPV-дроны, которые популярны сегодня, там скорость и маневренность просто огромные, требуется серьезная подготовка.

Для управления обычным дроном человеку, помимо теории, в среднем требуется 50 часов на симуляторе полетать, прежде чем ему доверят настоящий дрон, чтобы он сразу не разбился. Поэтому это далеко не так просто, как кажется со стороны.

— Как проходит обучение? Теория, симуляторы, затем практика?

- Да. Сейчас программа обучения длится 144 часа. Мы были первыми в России, кто дал старт этому проекту осенью 2023 года. И еще до начала официальной программы я обучил 109 специалистов лесных хозяйств из четырех областей России. Результаты работы мы показали в виде ролика на форуме лесников в Пензе, куда они приехали со всей России. Ролик произвел небольшой фурор, и на данный момент нам согласовали уже тысячу человек, которых я сейчас обучаю.

Теоретические занятия я провожу онлайн, практика проходит очно по всей России на специальных площадках, где оборудованы симуляторы полетов и проводится обучение подготовки дрона к полету. После этого выходим на площадку, обычно предоставляется аэродром, и летаем на настоящих дронах. Обучение очень интенсивное.

Учиться приходили и матерые лесники, всем за 50. Они были в восторге, когда увидели, что могут делать дроны в их профессии. Их собственные результаты тоже были очень хорошие, то есть даже в этом возрасте можно спокойно научиться.

— Есть ли ограничения по возрасту?

- В этом году ограничения сняли, и любой человек может обучаться совершенно бесплатно.

— А кроме лесного хозяйства, какие сферы деятельности из-за дронов преобразуются?

- Я считаю, что сейчас происходит очередная промышленная революция, и БАС являются одним из ее локомотивов наряду с нейросетями. Меняться будут все сферы, некоторые профессии будут исчезать и начнут появляться новые, и все это наступит очень быстро, буквально в течение года-двух.

Прямо сейчас критически меняется, во-первых, агропромышленный комплекс. Первый же заказ компании «Транспорт будущего», которая строит завод по производству дронов в Тольятти, – это полторы тысячи агродронов. У нас сейчас их во много раз меньше, чем, например, в Китае, но там, где они есть, они очень серьезно повышают эффективность работы в полях. Это очень выгодно и для бизнеса – бери, внедряй, и у тебя будет результат.

— Каким именно образом повышают? Что вообще делают агродроны?

- Они выполняют разные задачи. Есть дроны с мультиспектральными камерами, которые могут проводить анализ роста растений и качества почвы. Они определяют, какие и сколько удобрений надо добавить на определенный участок поля. У стандартных агродронов есть емкости, которые заполняют специальными жидкостями, и дроны автоматически обрабатывают поля, избавляясь от сорняков и вредителей. Это происходит с оптимальной скоростью на оптимальной высоте с минимальными затратами дорогих химикатов. К тому же, дрон в процессе не давит 10 процентов урожая, как это делает трактор. Беспилотник в автоматическом режиме работает и днем и ночью, ему не надо платить зарплату и он не уходит на обед. По совокупности это намного выгоднее, чем содержать механизированные хозяйства, так еще и урожайность повышается.

— Очень напоминает те самые летающие автомобили из рассказов о будущем.

- Да, будущее наступило, и мы в нем живем. У меня есть друг, который занимается обработкой полей: на заказы он приезжает на джипе один, и в прицепе у него дрон. Он заливает нужную жидкость, хозяин поля показывает на карте участок, и дрон летит этот участок обрабатывать. А друг просто сидит в машине полтора часа и смотрит, как дрон летает.

Вторая важная сфера, особенно для России, – это грузоперевозки. У нас огромные расстояния, а дорог для наземных перевозок толком нет. В Сибири уже год тестируют доставку еды и лекарств дронами, потому что многие дороги там существуют только зимой, а весной их размывает и все. Если говорить про Самарскую область, дороги у нас, конечно, есть, но есть Волга, отсекающая множество деревень и сел. Если ехать до Климовки по дороге, это 300 километров и полдня времени, а перемещаться по воде не всегда удобно. Эксперты провели эксперимент, и от Особой экономической зоны «Тольятти» до Климовки дрон доставил лекарства за несколько минут.

Грузоперевозки дронами развиваются во всем мире, а лидируют в этом направлении, как ни странно, не США или Китай, а страны Африки. В ближайшем будущем у нас это тоже будет внедряться, у «Транспорта будущего» уже есть грузовые дроны грузоподъемностью 200 килограмм. Следующий этап – это пассажирские перевозки, то есть аэротакси. Вот, например, Рождествено – тоже труднодоступное село, в Самаре сел на аэротакси и добрался туда за пару минут, красота. Так все и будет, просто чуть позже.

— То есть тенденция будет сохраняться?

- Естественно. Сейчас выделены гигантские деньги, принят национальный проект «БАС», разрабатываются программы применения, например, «Архипелаг» на Сахалине – большая программа, на которой в течение двух недель испытывается множество новых дронов, сценарии их использования, морские, подводные дроны. Строится несколько крупнейших центров БАС, в том числе в Тольятти, в Особой экономической зоне, где будут и разработка дронов, и обучение людей, многое другое. Как только эти центры откроются, случится огромный импульс к дальнейшему развитию. Россия сегодня имеет шанс серьезно выстрелить и обогнать весь мир в этой сфере.

Главное сейчас – не потерять этот стремительный темп, продолжать развитие и не отстать, а обогнать весь мир. Для этого нужно не только обучать людей, но и должна быть материальная база, на чем, собственно, строить дроны. То есть наши компании уже разрабатывают свои двигатели, лопасти, корпуса, аккумуляторы, чтобы производить свои, а не закупать, в том числе, у Китая.

   Мужчина всерьез увлекается дронами. Фото: предоставлено Сергеем Бобиным.
Мужчина всерьез увлекается дронами. Фото: предоставлено Сергеем Бобиным.

— Есть мнения, что если в таком же быстром темпе развиваться, мы можем резко оказаться в ситуации, когда множество людей в короткий промежуток времени потеряет рабочие места. Как, например, курьеры или работники в полях, о которых вы говорили.

- Я абсолютно с этим не согласен, и вот почему. Из истории мы знаем, что случались промышленные революции, когда появлялись автомобили, поезда, и люди устраивали из-за этого бунты. Они говорили, что потеряют работу, окажутся на улице и умрут с голоду, но этого не произошло. Потому что процесс все-таки постепенный, какие-то профессии уходят, но какие-то новые возникают, и люди плавно перетекают туда. Естественно, какой-то переломный момент будет, но в современном мире люди все-таки достаточно мобильны, и я думаю, что они смогут перестроиться и все будет хорошо.

— То есть, переживать не о чем? Вы несколько раз за разговор упомянули центр БАС, который откроется в Тольятти, и завод при нем. На встрече губернатора Самарской области с блогерами, на которой вы были, вы высказались о нем не очень лестно. Почему?

- Так получилось, что у меня было ошибочное первое впечатление о центре, и на встрече с губернатором я разволновался. Тогда, весной, была сложность с покупкой оборудования из Китая, которое должно автоматически собирать дроны. А сейчас его уже привезли, я как раз договариваюсь с Козаренко (ген. директор «Транспорта будущего» - прим.) в ближайшем будущем поехать на этот завод по поручению губернатора, чтобы все там проверить. Снимем ролик и покажем, что там действительно все хорошо.

Мы посмотрим и сам завод, который должен запустить уже вторую очередь, и центр БАС, который строят они же. Сказали, что все покажут, и можно будет снять об этом ролик.

— А чем конкретно должны будут заниматься в центре БАС?

- Это прописано в национальной программе и было в презентации еще на совещании у Дмитрия Азарова. Если коротко, там разработка дронов, обучение пилотов, в том числе обучение детей, выпуск новых дронов. Цель – аккумулировать в одном месте лучшие кадры пилотирование и дроностроения.

   Самара с высоты птичьего полета. Фото: Сергей Бобин.
Самара с высоты птичьего полета. Фото: Сергей Бобин.

— Какие прогнозы у вас, как у специалиста, по поводу развития этого предприятия?

- Прогнозы у меня хорошие. Темпы не такие быстрые из-за юридических моментов, в том числе действующий запрет полетов, даже «Транспорту будущего» надо каждый раз все это согласовывать. Но это решаемо.

— То есть даже им надо получать разрешения на полеты?

- Естественно! Они функционируют в особом правовом режиме, у них есть системы контроля полетов и наблюдения, но все это пока в тестовой форме проводится. Тем более у них есть дроны весом 100 килограмм, и если он на кого-то случайно упадет, будет не очень приятно. Поэтому все каждый раз согласовывается.

— Производят ли в России аппараты, доступные простому человеку, а не выделенные лесникам?

- Да, такие есть, несколько крупных компаний занимаются разработками, например, компания «Геоскан» в Санкт-Петербурге реально производит и продает несколько моделей. Сейчас, допустим, сделают дрон «Геоскан-801», который сами позиционируют как аналог китайского DJI Mavic 3. Он будет стоить дороже, чем китайский оригинал, но здесь еще вопрос в массовости производства, потому что компания DJI занимает 90 процентов мирового рынка дроностроения, и выпуск огромный, следовательно, цена за единицу меньше.

— Насколько дорого стоят дроны?

- Если говорить про цены, для человека, который хочет научиться летать, я всегда советую в качестве начального дрона DJI Mini 2, этому дрону уже года четыре, но он до сих пор очень классный. В том числе лесников обучаю я именно на нем, потому что управление одинаковое что у него, что у дорогих моделей. Если новый брать, то стоит в районе 50 тысяч, это набор с батарейками. Но я для обучения покупал на торговой площадке, там за 30-40 тысяч комплект можно купить.

Брать дешевле я никогда не рекомендую, потому что вы просто выкинете деньги: он неуправляем, не держит точку в воздухе, человек неопытный взлетает, и дрон у него либо в стену влетает, либо просто улетает в неизвестном направлении. В Китай, наверное. То есть, грубо говоря, 50 тысяч — это порог, но все равно нужно обучение какое-то минимальное пройти.

— То есть, сфера открытая? Дрон не стоит заоблачных денег и обучение бесплатное по федеральной программе.

- Конечно. В данный момент может любой человек подать заявку. Это немного сложно, нужно много документов разных подготовить, но зато человек получит документ государственного образца, который внесен в реестр, и даже по нему потом работать и получить профессию.

Автор: Илья ПЕРЕПЕЛИЦА