Найти тему

Прогрев наушников: правила аудиофилов!

282 прочитали

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья.

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Источники (авторы): 3dnews.,ru & club.dns-shop.,ru

Итак, поехали!

В поисках теплого звука: нужно ли греть наушники?

Прогрев наушников — одна из самых обсуждаемых тем среди аудиофилов. Как подойти к этому вопросу с научной точки зрения, можно ли доверять своим ушам вообще, что говорят о прогреве инженеры и производители? Читайте в этой статье...

...после прогрева в течение 300 часов на максимальной громкости,
заметил, что наушники стали звучать тише,
а частотный диапазон стал уже...

Цитата с форума. Орфография и пунктуация автора сохранены

Некоторые люди, считающие себя знатоками качественного звука, абсолютно уверены в том, что никакие наушники не раскроют свой потенциал без так называемого предварительного «прогрева».

Многие меломаны убеждены, что настоящее звучание портативного аудио появляется только после длительного использования наушников.

Если углубиться в форумы и другие места, где общаются любители качественного звука, можно отыскать ряд аргументов в пользу прогрева новых устройств.

Так, например, один пользователь пишет про то, что «активный прогрев способствует размягчению мембраны».

Вот примеры и других мнений: «наушники разнашиваются, как ботинки», «любой механизм должен притереться» и так далее.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Правда это или нет? Парадокс заключается в том, что правы обе стороны этого спора, другой вопрос — в какой мере правы первые и вторые. Разумеется, никакого существенного «размягчения» мембраны в процессе прослушивания новой пары наушников не происходит.

Ни в одной паре наушников (а их прошло через наши руки очень много и разного типа — от вкладышей и гарнитур до накладных и полноразмерных моделей) нам не доводилось видеть, чтобы в документации производитель рекомендовал «прогревать» свой продукт.

Представляете себе ситуацию — покупает человек Hi-End-наушники за немаленькие деньги, подключает их к не менее дорогому проигрывателю и ... оставляет аппаратуру с наушниками играть несколько дней. Согласитесь, нескладно как-то выглядит такая картина.

На данный момент не существует и единой технической спецификации по прогреву наушников, которая бы использовалась для их производства.

Но в таком случае откуда же взялась эта сказка про «размягчение мембраны» и «притирку ходовой части»? Дыма без огня не бывает. Есть пара причин, которые вводят в заблуждение меломанов.

Самый убедительный аргумент в пользу прогревания наушников — собственный опыт любителей музыки, который говорит о том, что на «обкатанных» наушниках звук слышен иной. И это вполне может быть по ряду причин:

  • различия в конструкции наушников одних и тех же моделей, выпускаемых в разные годы;
  • особенности органов слуха и субъективная оценка;
  • психоакустические факторы.

Теперь обо всем по порядку.

Конструктивные изменения: влияние времени

Бывает так, что внимательные слушатели покупают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше, и говорят о том, что характер звучания отличается. Неужели причина в том, что старые наушники «прогрелись»?

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-2

Возьмем, например, легендарную модель всех времен и народов Porta Pro известного производителя наушников KOSS. Эти замечательные наушники выпускаются с восьмидесятых годов прошлого века.

Как вы думаете, динамики в чашках этой модели сегодня стоят те же самые, что и тридцать лет назад? Разумеется, нет.

За это время изменилось многое — усовершенствовалась линия производства, автоматизировались процессы сборки и контроля качества, были заменены материалы.

Покупая новый товар, мы выбрасываем бумажную документацию, считая ее совершенно бесполезной, и не вчитываемся в сноски и примечания, оставленные производителем.

Изучая каталог с ассортиментом, также не обращаем внимания на надпись мелким шрифтом: «Производитель оставляет за собой право менять внешний вид устройства, комплектацию и его технические характеристики».

Обман? Назовем это юридической уловкой, чтобы оправдать некачественный товар и откреститься от брака.

А еще это возможность объяснить, почему товар отличается по своим функциям от аналогичного, который продавался ранее.

Разумеется, нормальный производитель, такой как KOSS, позаботится о том, чтобы основные характеристики устройства оставались неизменными. Коэффициент гармонических искажений в очередной партии наушников будет соответствовать надписи на коробке.

Но вот АЧХ новой партии устройств с обновленными драйверами может в какой-то мере отличаться от АЧХ предыдущей.

Вот и получается, что если взять модель двадцатилетней давности и сравнить экземпляр из первых партий с недавно купленным, то отличия в звуке могут быть заметными — даже, так сказать, невооруженным ухом.

Часть любителей музыки обнаружит это расхождение и спишет его на то, что новый экземпляр просто «не прогрелся», затем привыкнет к новому звучанию и сделает вывод, что процесс «прогрева» дал свои плоды.

Сказанное выше относится, главным образом, к успешным, хорошо продаваемым моделям. Даже очень недешевые наушники регулярно обновляют свою начинку.

Вот, например, как выглядят динамические излучатели, которые использовались в моделях Sennheiser разного года выпуска.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-3

Различия между закрепленными драйверами можно определить даже визуально.

Модели, в которые немецкий бренд внес изменения, имеют открытую конструкцию, и динамики хорошо просматриваются через отверстия в чашках.

Внимательные меломаны тут же обратили внимание на демпфирующий материал нового цвета, что заставило их внимательнее вслушаться в звучание наушников.

Параметры динамиков оказались идентичными, но крохотные изменения в конструкции наушников привели к тому, что звук в старой и обновленной версии разный.

Не сильно, но достаточно, чтобы вызвать дискуссии среди меломанов. Sennheiser была даже вынуждена выступить с официальным заявлением, в котором отрицала подмену излучателей.

Фактор собственного уха: кто как слышит

Другая причина, которая может способствовать развитию мифа о «прогреве», — субъективная составляющая при оценке результата.

Все ощущения от прослушивания музыки — субъективны. Когда любитель музыки высказывает свое мнение об акустике или о наушниках, он руководствуется своими представлениями о том, какой звук «красивый».

Критерии качества звука могут быть различными — один ратует за сбалансированный звук, другой требует побольше нижних частот. Откуда такое многообразие мнений? Попробуем разобраться.

Все люди имеют разный звуковой порог восприятия. Например, мы честно признаемся, что не слышим звук выше 17,5 кГц.

Когда мы делаем обзор новой пары наушников и высказываем мнение о передаче звука на высоких частотах, то мы имеем в виду частоты только до этой отметки — в семнадцать с половиной килогерц.

Как правило, слышимый диапазон частот у человека после 25 лет начинает сужаться, и для нашего возраста упомянутая цифра — вполне нормальный показатель.

Что до «книжных» 20 Гц — 20 кГц, то, по нашим наблюдениям, такой диапазон под силу расслышать очень немногим людям в возрасте лет до 16-17.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-4

Чувствительность человеческого уха плавно снижается при приближении к пороговым значениям.

В результате этого звук на очень низких и на очень высоких частотах кажется слушателю тише (никогда не обращали внимание на то, что, когда в музыкальном произведении кто-то в паузе нарочито берет очень низкий бас, он кажется намного тише?).

Довольно большая группа людей при оценке акустики внимательно вслушивается в звук, стараясь определить «новые нюансы знакомой композиции».

И представьте себе их радость, когда на новой аппаратуре они действительно начинают отчетливо слышать звуки, которые на предыдущей аудиотехнике были практически незаметны.

Секрет этого «прозрения» может быть очень прост — АЧХ нового устройства может иметь форму с резко приподнятой кривой на участках, которые совпадают с пределом слышимых частот.

То есть те инструменты, которые должны звучать тихо, начинают играть более ярко. Аналогичная ситуация и с низкими частотами.

Все это приводит к патовой ситуации. Один человек радуется такому звуку, а другой более правильно представляет себе картину звука и понимает, что такие «краски» не могут присутствовать в оригинальном звучании.

Происходит непонимание между «любителями сбалансированного звука» и, скажем, «почитателями басов». Но правы и те и другие. Каждый по-своему.

Предел слышимости может различаться, что опять же рождает спор. Для кого-то 18 кГц — это начало области высоких частот, а другой считает таковыми 15 кГц.

При описании одной и той же музыки эти два разнослышащих человека не придут к общему знаменателю.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-5

Все эти факты лежат на поверхности. Но они уступают железной логике тех искателей «золотого звука», которые неделями «прогревают» наушники, желая получить звук на порядок лучше.

Их аргумент, на первый взгляд, логичен и очень убедителен.

Если звук издает деформирующаяся мембрана, то со временем она должна изменить свои свойства, стать более гибкой. С точки зрения физики — все верно. Только оценка масштабов этого явления явно завышена.

Почему никто никогда не говорит и не говорил про прогрев микрофонов? Ведь исходный принцип «прогрева» должен бы работать и там, и тут. Но в этой области проблема не стала столь масштабной.

Быть может, потому что рынок потребителей качественных микрофонов значительно меньше аудитории, желающей приобрести наушники.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-6

Греть или нет: мнения производителей

А что же сами производители? Действительно, кто, как не производитель акустики, должен дать ответ — нужно ли «греть» ее долгими часами или нет! Но и тут мнения расходятся.

Миф о прогреве наушников играет на руку компаниям, выпускающим портативные аудиоустройства.

«Если вы приобрели продукцию, и она вас не устраивает по качеству звука, не спешите с выводами, ее нужно хорошенько прогреть» — к такой мысли подводит производитель, поддерживающий легенду о «размягчении мембраны».

Дескать, если после процедуры прогрева звук не изменился, возможно, вы «неправильно» прогревали устройство.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-7

Впрочем, громкие заявления относительно прогрева наушников большинство производителей делать не любят.

Ведь все они прекрасно понимают, что если бы этот эффект был значительным, то были бы технические стандарты, на которые нужно было бы сослаться.

Однако подобных спецификаций нет, а за неосторожно брошенные слова нужно отвечать.

Получается, что негласно производители портативного аудио поддерживают эту легенду, но делается это уклончиво и завуалированно. Вот как это обычно выглядит.

Beyerdynamic: «Грейте сколько хотите и что хотите»

Возьмем, к примеру, безоговорочный авторитет в области портативного звука — немецкий бренд Beyerdynamic.

Гюнтер Вейдман (Gunter Weidemann) является ведущим дизайнером компании и имеет прямое отношение к разработке фантастической линейки наушников Tesla (Beyerdynamic T1).

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-8

Он часто представляет интересы немецкой компании, фигурируя на выставках, презентациях и тому подобных мероприятиях.

В одном из интервью ему был задан прямой вопрос: «Какая продолжительность прогрева должна быть у наушников или, может, вы вообще отвергаете эту философию?»

На что представитель Beyerdynamic ответил скупым комментарием, лишенным какой бы то ни было полезной информации: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева.

Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева». В общем, ни да ни нет.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-9

Grado Labs: «Прогревайте — и все будет окей»

Любимый аудиофилами американский производитель Grado Labs открыто спекулирует на теме прогрева наушников. Ни много ни мало сам владелец фирмы Джон Градо на вопрос «Нужно ли прогревать наушники?» уверенно отвечает: «Любая механика требует обкатки».

И тут же дает рекомендацию по прогреву: «Только греть наушники не следует слишком долго, часов 50 будет достаточно. Просто слушайте их — и через некоторое время все будет окей».

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-10

В его словах есть лукавство, не находите? Если всего лишь 50 часов работы устройства делает его параметры лучше или стабильнее, то почему бы производителю не взять на себя операцию по прогреву наушников? Затрат на это почти никаких, а польза (как будто) огромная.

Audio-technica: «Греть не нужно. Сами прогреются»

То, что любители музыки забрасывают однотипными вопросами производителей наушников, вполне понятно.

Аудиофил тратит много времени, тщательно собирая мнения коллег в различных сообществах, анализирует отзывы о той или иной модели.

Затем он наконец-то приобретает наушники и, конечно, мучается вопросом — могут ли они звучать еще лучше.

И кому задать такой вопрос, как не службе поддержки компании, которая их выпустила? На официальном сайте японской марки Audio-technica данная проблема вынесена отдельным пунктом в списке ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот что говорят японские инженеры по звуку:

Устройства не требуют «прогревания», однако в течение определенного периода времени звук в наушниках незначительно изменится естественным образом.

Чтобы ускорить процесс этого изменения, вы можете воспроизводить музыку через наушники не менее пятидесяти часов на средней громкости прослушивания. Такое «прогревание» может иметь следующие последствия:

  • выровняется и расширится воспроизведение частот в нижнем и верхнем диапазоне;
  • улучшится разделение инструментов на записи;
  • звуковая сцена станет более открытой.

Далее производитель делает важную ремарку: «Помните, что эти изменения (которые могут произойти при прогреве) очень незначительны и произойдут естественным образом со временем».

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-11

С японскими маркетологами трудно не согласиться — чем дольше слушает человек наушники, тем больше он свыкается с предлагаемым ему звуком.

Неделю-другую послушал — и нехватка басов или ВЧ уже не ощущается. Вроде, как и прогрелись «естественным образом».

Shure: «Больше миф, чем факт»

Инженер Юрий Шульман работает в американской компании Shure уже много лет. Вот его комментарий из официального блога компании:

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-12

«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Некоторые люди считают аргументом в пользу прогрева то, что только выпущенные излучатели не имеют стабильной подвески (вероятно, имеется в виду крепление. — прим. авторов).

Мы в Shure полагаем: что справедливо для акустических излучателей (где может понадобиться 100 часов для прогрева), нельзя переносить буквально на наушники.

Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

И слова Юрия Шульмана — не просто субъективное мнение. Несколько лет назад специалистами американской компании был проведен небольшой эксперимент.

Несколько пар наушников E1, выпущенных в 1997 году, подверглись повторной проверке технических параметров.

К радости инженеров, оказалось, что все характеристики наушников спустя годы остались неизменными — такими же, какими они были, когда их в первый раз достали из упаковки.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-13

А вот Мэтт Ингстром (Matt Engstrom), директор по мониторингу продукции Shure, высказывает свою точку зрения.

Он считает, что «подобный эффект должен наблюдаться в случае с полноразмерными наушниками, и в теории наушники могут менять свое звучание после некоторого времени».

Нам кажутся более убедительными слова Юрия Шульмана, но и это мнение имеет право на существование.

MEElectronics: «Греть не обязательно, но если хотите — жгите»

На общем фоне компанию MEElectronics можно считать новичком в сфере производства наушников.

Созданная в 2005 году, она начала с немного иной области — выпустила модель MP3-плеера, который быстро завоевал расположение любителей портативного звука.

Создатели компании обратили внимание на просьбы покупателей этих устройств.

Меломаны жаловались на то, что к плееру трудно подобрать недорогие и качественные наушники, которые бы раскрывали в полной мере потенциал устройства.

Инженеры компании стали искать решение и экспериментировать с дизайном и начинкой наушников.

В 2009 году MEElectronics полностью сфокусировалась на этой задаче, выпустив большое количество самых разных моделей — полноразмерных, накладных, внутриканальных, беспроводных и так далее.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-14

И конечно, компания не обошла своим вниманием вопрос предварительного прогрева наушников. Вот официальный комментарий:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics.

Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева.

Прогрев — естественный процесс, однако, если вы критически относитесь к прослушиванию, можете ускорить процесс прогрева, оставив работать наушники на длительный срок, от дня до недели, при умеренной громкости музыки.

Существует много методов прогрева наушников с помощью разного типа звуков. Вы можете использовать звуковые записи розового или белого шума, звуки определенных частот или музыку.

Мы рекомендуем использовать для прогрева вашу любимую музыку, которую предполагаете слушать на наушниках, но не громче того уровня, на котором будете слушать.

Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Туманный комментарий. Особенно непонятно, почему обращается внимание на то, что нужно прогревать наушники на уровне громкости не выше той, на которой будет слушаться музыка.

А концовка этого комментария говорит о том, что в MEElectronics не очень верят в результат прогрева.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-15

Sennheiser: «Греть не надо, но мы иногда прогреваем — на всякий случай»

Дотошные искатели правильного звука не удовлетворяются аргументами «за» и «против» использования прогрева наушников, которыми изобилуют форумы и сообщества любителей звука.

Многие из упрямых пользователей напрямую связываются с сотрудниками компаний и пытаются выяснить все секреты «горячей» темы.

Вот ответ представителя Sennheiser на письмо одного из меломанов:

Наушники, как и громкоговорители, используются в штатном режиме после некоторого периода прогрева. Например, перед тем, как отослать экземпляр для обзора, мы используем наушники 24 часа.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-16

Но чем же можно объяснить такой эффект? На этот вопрос Джон Уиллет также дал ответ:

Просто процесс прогрева ослабляет окружение, и диафрагма двигается более легко. Непосредственно с конвейера она более жесткая.

Далее меломан поинтересовался, насколько эффект прогрева постоянен, уходит ли он по мере того, как наушники не используются? На это Джон Уиллет ответил следующее:

Мы не располагаем такими данными. Это немного напоминает книгу — когда вы имеете дело с новой книгой, все ее страницы жесткие, но, когда вы несколько раз перелистнете их, они становятся более гибкими.

И это незначительная разница, некоторые люди могут вообще ничего не заметить.

Итак, Sennheiser вроде бы признает эффект прогрева наушников (по крайней мере с моделями немецкого производителя).

Казалось бы, вопрос можно закрыть, но тут на сцене появляется «коллега по цеху» Скотт Хьюстон и все портит. Вот его комментарий на аналогичный запрос о прогреве наушников.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-17

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева».

В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.

Не про этого ли менеджера говорил Уиллет? Не исключено, что Скотт — как раз из тех, кто «может ничего не заметить».

Подход со стороны науки

В жарких спорах о качестве звука участвуют люди с разным характером. Среди них очень много тех, кто, не имея на руках никаких существенных аргументов, пытается отстаивать свою точку зрения.

Но, как известно, в споре рождается истина. Среди большого количества «зевак» и «холиварщиков» находятся отдельные энтузиасты, которые стремятся докопаться до правды, а не отстоять свое мнение.

Один из таких меломанов — Тайл Хертсенс (Tyll Hertsens), главный редактор сайта InnerFidelity, продвинутый эксперт в области звука и большой весельчак.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-18

Этот парень наделал немало шороху в сообществе любителей портативного звука. Он один из немногих, кто подошел к проблеме со всей серьезностью.

Отказавшись от голословных «а я услышал разницу», Тайл стал измерять параметры наушников до и после их использования.

На протяжении многочисленных экспериментов, которые проводил Тайл, он несколько раз менял свое мнение относительно присутствия эффекта прогрева и его значимости.

Его замеры показали очень незначительные изменения параметров тестируемой пары наушников, которые по большому счету не должны были бы оставить сомнений в бессмысленности прогрева.

Но затем исследователь провел так называемый слепой тест, в результате которого смог безошибочно отделить новую модель наушников AKG Q701 от «прогретой».

Этот слепой тест не только не прояснил ситуацию, но и еще больше запутал ее, оставив массу вопросов и подозрений.

Во-первых, наушники все-таки разные, звук разных экземпляров одной и той же линейки может различаться.

Кроме того, если вы посмотрите на задокументированное видео данного эксперимента, то сможете найти массу ошибок, которые могли привести к такому результату.

Например, амбушюры новой модели и той, которая использовалась уже несколько сотен часов, могли отличаться, могли быть отличия в жесткости посадки наушников и так далее.

Все это могло сказаться на том, что Тайл «шестым чувством» угадывал, новая это пара или старая.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-19

Прогрев мозга

Когда мы рассуждаем о качестве звука, нельзя забывать о таком феномене, как психоакустика. Почему-то многие люди игнорируют это явление, считая его надуманным и преуменьшая его значение.

А если начать вникать в тонкости восприятия человеком звука, реальность оказывается удивительной и невероятной.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-20

Слышимый звук зависит не только от потенциала вашего слухового аппарата, но и от множества условий. Представьте себе ситуацию, когда любитель звука приобретает пару наушников, дорогих и желанных.

Настроение по этому поводу у обладателя новой модели отличное, и его желание услышать новые детали в звуке обостряют его слуховой аппарат.

Если этот пример вам кажется не слишком убедительным, давайте вспомним о том, как человек слышит.

Его органы восприятия работают синхронно, и очень часто информация от, скажем, органа зрения замещается данными, которые воспринял мозг от органа слуха.

Совместная работа органов чувств доказана учеными давным-давно.

Например, в конце позапрошлого века в Москве, в Обществе любителей естествознания молодой русский физик и физиолог, будущий академик Лазарев продемонстрировал очень интересный опыт.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-21

Эксперимент проходил в темном помещении с экраном на стене. Лазарев включил зуммер, который издавал ровный сигнал.

Ученый предложил всем присутствующим прислушаться к этому звуку. Затем он начал открывать и закрывать шторку на проекционной камере, направляя ее на экран. В результате его действий участники эксперимента видели яркие вспышки.

Но самое любопытное было то, что, когда ученый попросил описать звук зуммера, присутствующие единогласно заявили, что громкость изменялась в моменты ярких вспышек.

Таким образом Лазарев продемонстрировал связь в работе органов чувств человека.

Если продолжить логику этой взаимосвязи, то можно предположить, что на результат оценки звучания оказывает влияние цвет модели наушников, ее форма, настроение человека и так далее.

Все еще не верите? Тогда посмотрите на эту забавную подборку слуховых иллюзий и задайте себе вопрос — можно ли полностью доверять собственным ушам.

Что говорят производители?

На аудиофильских форумах часто описывают ситуации вроде «слушал в магазине колонки — звучали круто, купил и поставил дома — бас не тот, верха слишком резкие, слушать долго невозможно.

Но через пару дней прогрева колонки раскрылись — бас стал глубже, верха сгладились, теперь слушаю уже неделю и не могу выключить».

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-22

Масла в огонь подливают и производители аудиотехники. Многие рекомендуют прогревать новую акустику прямо на официальных сайтах, причем с рекомендациями, как именно.

Например, вот производитель Hi-Fi акустики Klipsch рассказывает о преимуществах прогрева.

А компания Yamaha даже выпускает специальные треки для прогрева колонок и наушников. Впрочем, таких треков достаточно и на просторах ютуба.

Даже производители студийных мониторов вроде Adam Audio снимают видеоролики, где с умным видом проводят избитую аналогию с новыми ботинками.

При этом маркетинг-директор производителя студийных мониторов Kali Audio утверждает ровно обратное: прогрев ничего не меняет.

В компании проводили замеры мониторов до и после прогрева в течение 100 часов и пришли к выводу, что «разница в АЧХ и звучании крайне несущественна».

«На самом деле разница между левым и правым динамиком даже в студийных мониторах обычно бывает намного сильнее, чем разница между динамиком до и после прогрева» — заключают в компании.

Наблюдая этот бедлам, хитрые производители Hi-end акустики додумались прогревать свои колонки прямо на заводе, дабы не беспокоить почтенного аудиофила такими мелочами. Таким образом, новенькие колонки за $300 000будут сразу готовы к работе, красота!

Теория прогрева акустики

Удивительно при этом, что нигде нельзя найти внятной теоретической базы — исходя из каких, собственно, законов физики звучание колонок после 50–100 часов работы должно измениться? Сами производители говорят об этом весьма туманно.

Аудиофилы не показывают никаких графиков и формул, ведь их слух намного превосходит возможности любых измерительных микрофонов. Доверяйте, мол, своим ушам, а не богохульным измерениям.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-23

Если суммировать объяснения феномена от производителей и аудиофилов, то получается следующее. В динамике есть движущиеся компоненты: резиновый подвес диффузора и центрирующая шайба (т.н. паук), которая центрирует катушку, позволяя ей при этом двигаться вперед-назад.

Утверждается, что с завода подвес и паук недостаточно эластичные, а потому им нужно время на разработку.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-24

Что ж, определенный смысл в этом есть. В параметрах Тиля-Смолла большую роль играет гибкость подвеса подвижной системы динамика, она обозначается Сms.

От гибкости подвеса зависят все другие важные параметры Тиля-Смолла:

  • Резонансная частота (Fs). Динамик — он как качели: если надавить на диффузор и резко отпустить, он какое-то время будет качаться с определенной собственной частотой. Она и будет резонансной — если подать сигнал на этой частоте, появится резонанс. Чем мягче подвес (и больше масса диффузора), тем ниже резонансная частота. Обычно она находится в басовом диапазоне, что может проявляться как бубнение на определенной ноте. Таким образом, можно предположить, что прогрев смягчает подвес, и резонансная частота снижается, уходит бубнение, а бас становится глубже.
  • Эквивалентный объем (Vas). Если представить гибкость подвеса как пружину, то эквивалентный объем — это такой объем воздуха, который по своей упругости равен этой пружине. Чем жестче подвес — тем меньше окружающий воздух влияет на ход динамика. От этого зависит желаемый объем корпуса динамика.
  • Полная добротность (Qts) обозначает то, как быстро динамик уходит в начальную позицию после затухания подаваемого на него сигнала. Как качели, которые перестали раскачивать. Чем быстрее диффузор возвращается на место, тем ниже добротность — тем лучше. Механическая добротность зависит от жесткости подвеса (а также от массы подвижной системы). Соответственно, чем жестче подвес, тем выше добротность — тем «неповоротливее» динамик (из-за чего даже могут возникнуть посторонние призвуки). Можно предположить, что снижение добротности во время прогрева сделает динамик подвижнее и увеличит детальность звука.

Все это больше всего влияет на воспроизведение низких частот. Низкочастотные динамики — большие, с огромным резиновым подвесом и пауком размером со сковороду.

Причем в динамиках для сабов паук действительно бывает настолько жестким, что при движении хрустит, как окоченевшая дедова шинель. Может быть, именно тут собака и зарыта?

Демонстрации измерений параметров Тилля-Смолла до и после прогрева найти не так-то просто.

Однако китайский производитель динамиков Wavecor публикует на своем сайте технические характеристики некоторых изделий, в которых есть нужные данные.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-25

Гибкость подвеса выросла, что повлекло за собой увеличение эквивалентного объема, снижение резонансной частоты и механической добротности.

Так что, дело закрыто? Вот же оно — показатели Тиля-Смолла изменились почти на 10% после прогрева! Наверное, это найдет колоссальное отражение в звуке, ведь правда? Правда?

Но если взять софт для эмуляции АЧХ колонки и вбить туда параметры до и после прогрева, то получится вот так:

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-26

Разница не то, что бы впечатляющая. После прогрева бас действительно стал глубже — аж на целый Герц на уровне -20 Дб, что практически невозможно заметить человеческому уху.

При этом спад на низких частотах стал более пологим, и на 50 Гц баса, наоборот, стало меньше на тот же 1 Дб.

То есть — динамик теперь может играть инфразвук, который ухо не слышит, но слышимых басовых частот поубавилось (хотя и это расслышать практически невозможно).

Может быть, на реальном графике АЧХ изменения будут более явными?

Изменения в звуке до и после прогрева

Вот одно из измерений АЧХ до и после прогрева акустики. В данном случае это полочные колонки Micca RB42 в ценовом диапазоне $150–200 — не очень дешевые, но и далеко не Hi-Fi, чтобы производитель заморачивался их прогревом на заводе. Метод исследования следующий:

  1. Измеряется АЧХ правой и левой колонки.
  2. Правая прогревается розовым шумом и музыкой в течение 24 часов.
  3. Вновь измеряются и сравниваются АЧХ обеих колонок.
  • После первых измерений обе колонки показали почти идентичный график АЧХ с незначительными отклонениями друг от друга.
  • График после прогрева показал…  затаить дыхание! … небольшие изменения относительно графика до прогрева. Местами появилась разница в полдецибела. Казалось бы — доказано? Прогрев работает?
  • Однако измерения второй, не прогретой колонки, показали такую же разницу относительно ее первого графика.

То есть, да, изменения на графике появились не из-за прогрева, а из-за внешних условий — возможно, повлияла другая температура воздуха, микрофон немного сдвинулся или луна вышла из созвездия Водолея.

Микроскопическая разница в графиках между прогретой и непрогретой колонкой составляет десятые доли децибела — это можно услышать только в контрольной комнате студии звукозаписи при А/Б тесте.

Другой пример с колонками Revel M16 — уже более аудиофильскими полочниками, но все еще в ценовой категории до 100 тысяч рублей. Изменения на графике после прогрева находятся в пределах погрешности.

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-27

Но это все графики, а можно ли как-то послушать разницу между прогретым и непрогретым динамиком своими ушами? Да, но с нюансом — динамик будет для гитарного кабинета.

Гитарные динамики во многом определяют характер звучания гитары, поэтому гитаристы и звукорежиссеры сильно заморачиваются с их выбором и записью.

В остальном условия эксперимента идеальные — прогрев в течение 48 часов и запись в профессиональной студии именитым звукорежиссером. Результаты с 3.08:

Кто сможет услышать разницу?

Если честно, то она вроде бы есть — прогретый динамик звучит менее остро, верха чуть сглаженнее, из-за чего у кого-то может создастся впечатление, что стало больше низких частот (Как добавить колонкам баса? Прибрать верха и добавить громкость).

Однако даже при прямом сравнении разница настолько субтильна, что звукорежиссер, слушая ее в акустически обработанной контрольной комнате на мониторах за $6000, не считает нужным принимать ее во внимание.

Может быть, те, кто слышат разницу в звучании колонок спустя неделю прогрева, обладают феноменальным слухом и эйдетической памятью? Такой вариант тоже возможен, хотя, скорее всего, это все-таки обычный миф. Откуда он мог взяться?

Откуда взялся миф о прогреве?

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-28
  • Психологический эффект. Есть мнение, что прогреваются не колонки, а уши. Поначалу звук новой аудиосистемы всегда будет непривычным, слушатель автоматически начинает искать недостатки — верха слишком резкие, недостаточно баса и т.п. Но спустя неделю-другую мозг привыкает к ее характеру, и вот уже колонки «раскрылись».
  • Разница в материалах. Чем крупнее и мощнее динамик, тем более жесткие материалы подвеса и паука должны быть использованы, чтобы удержать его на месте. Поэтому аудиофил с сабвуфером размером с холодильник будет утверждать, что услышал какие-то изменения в звуке после прогрева, которые никогда не услышит владелец небольших полочных колонок или наушников.
  • Старые динамики. Часто можно встретить мнение, что наибольший эффект прогрев дает с динамиками, в которых используются бумажные диффузоры, подвесы и пауки. Дескать, полимерные, кевларовые и другие синтетические — более стабильные, а бумажным нужно время, чтобы принять оптимальную форму. Это бы объяснило зарождение мифа о прогреве — раньше большинство динамиков были бумажными, к тому же, производство было менее точным. Возможно, колонки из семидесятых-восьмидесятых действительно было полезно прогреть, и любители Hi-Fi в те времена передавали этот лайфхак из уст в уста. История превратилась в легенду, легенда — в миф.
Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-29

А что, если посмотреть на миф с другой стороны? Значительное изменение звучания после 100 часов работы динамика — почему это вообще должно быть хорошо? Вообще-то оно скорее говорит о быстрой деградации его компонентов.

Понятно, что кому-то эти изменения могут нравиться, но что, если они не остановятся в конкретной точке? Производители, наоборот, стремятся сделать звучание акустических систем как можно более стабильным, чтобы они и спустя 10 лет играли так же, как прямо с завода.

Исходя из этой логики, ясно уловимые слуху перемены в звуке после сотни часов работы — это плохой знак.

На самом деле, многие производители дорогих колонок действительно «прогревают» их прямо на заводе.

Сначала они измеряют их характеристики, потом запускают какой-нибудь розовый шум на N часов, затем снова измеряют характеристики. Если в замерах есть разница выше допустимого — изделие отбраковывают. Это называется контроль качества.

Ну а ушлые маркетологи не упустили возможность сделать из этого еще одно преимущество — мол, «да, прогреваем колоночки, чтобы не утруждать достопочтимого ценителя хорошего звука, посмотрите, как мы заботимся о клиентах, с вас 30 тысяч долларов».

Прогрев усилителей, ЦАПов и проводов

Миф о прогреве настолько глубоко укоренился в сознании некоторых аудиофилов, что они стали прогревать все, до чего только дотянутся их шаловливые ручки:

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-30
  • Усилители. Стоит отметить, что ламповые усилители действительно включаются не сразу — катодам ламп необходимо прогреться, чтобы прийти в рабочее состояние. Подача анодного напряжения на холодные лампы снижает срок их службы. Однако это никак не связано с теорией прогрева, когда работа усилителя в течение 100 часов делает звук лучше. В усилителе нет движущихся частей, а радиоэлектронные компоненты с течением времени могут только деградировать — то есть, звук должен становиться хуже. К примеру, электролитические конденсаторы могут потерять емкость, но даже для этого нужно много лет.
  • Кто-то даже прогревает звуковые карты. Это, конечно же, абсолютно бесполезное занятие. Цифро-аналоговые преобразователи делают из нулей и единиц аналоговый аудиосигнал. В них нет компонентов, которые могут менять свои характеристики после 100 часов работы. Наверное, если бы те же люди увлекались геймингом, они с энтузиазмом грели бы видеокарты и процессоры. «Ну и что, что на графике нет прироста производительности? Ведь доверять нужно только собственным глазам, которые совершенно точно видят прирост FPS в играх после прогрева!»
Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-31
  • Особо одаренные умельцы даже научились прогревать… провода! Да-да, дескать, электронам в аудиокабелях нужно время, чтобы, ммм ..., протоптать удобные дорожки в проводнике, где они будут двигаться наиболее свободно. От таких теорий любой учитель физики упал бы в обморок, поскольку электричество движется по электромагнитному полю вокруг проводов со скоростью света, а сами электроны перемещаются по проводнику со скоростью пьяной черепахи — около 0.0007 м\с. Но аудиофилам такие теории нравятся, ведь это объясняет, почему при смене кабеля за $10 на шнур за $10 000 слушатель не всегда слышит разницу. Нужно просто прогреть шнур пару недель, и вот тогда он запоет, как соловей весенним утром!

Выводы

1. Прогрев динамиков действительно приводит к изменениям в некоторых параметрах Тиля-Смолла.

Однако эти изменения крайне незначительны и практически никак не отражаются на графиках АЧХ.

Изменения в звучании колонок до и после прогрева настолько минимальны, что меркнут по сравнению с разницей между левой и правой колонкой.

Такие факторы, как локация АС в комнате, положение слушателя относительно колонок, и, тем более, акустическое оформление помещения, влияют на звук несоизмеримо больше.

В конце концов, почти любая акустическая система оснащена эквалайзером: если покрутить ручки высоких и низких частот хотя бы на миллиметр, то можно добиться куда более серьезных изменений в тембре, чем с помощью прогрева.

2. Подводя итог всему сказанному выше, можно однозначно утверждать лишь одно.

Звук наушников со временем меняется, но крайне незначительно, иногда настолько, что разница не видна даже при измерениях. Прогрев не меняет качество приобретенного товара, он лишь естественным образом выравнивает и стабилизует параметры устройства.

В подавляющем большинстве случаев изменение звука — это отклонения, которые вписываются в рамки допустимой погрешности параметров устройства.

Эпиграф, который мы взяли для этой статьи, очень хорошо характеризует последствия «прогрева» наушников. Вполне вероятно, что человек просто навредил своему слуховому аппарату многочасовым «буц-буц» по барабанной перепонке.

Напоминает бородатый анекдот про чудака, который пытается объяснить в сервисном центре внезапную поломку телевизора: «Смотрю футбол, чешу гвоздем в ухе, вдруг — бац! В левом канале пропал звук».

Чтобы этого не произошло, стоит держать в узде свой максимализм и помнить, что от добра добра не ищут. Зачем тратить часы на прогрев наушников, если это время может принести удовольствие от прослушивания музыки?

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-32