49,4K подписчиков

Как узнать запас хода: методики WLTP, NEDC, CLTC, EPA

Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни.

Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни. Но можно ли доверять обещанным километрам?

В действительности получить точную оценку запаса хода электромобиля – почти невыполнимая задача. Слишком много переменных влияет на потребление электроэнергии транспортным средством. Но для того чтобы предоставить потребителям наиболее точные цифры, во всем мире уже давно появились стандарты измерения запаса хода электромобилей. Нюанс в том, что таких стандартов аж 4 – один лучше другого (по крайней мере, так заявляют их создатели).

При этом среди существующих методов испытаний в автомобильной промышленности WLTP все-таки считается самым точным и вместе с тем всемирно признанным. Так ли это? Чем WLTP отличается от других? И, главное, какой из стандартов измерения запаса хода лучше всего отражает реальные условия вождения?

Цикл NEDC: старый стандарт, свергнутый WLTP

NEDC означает «Новый европейский ездовой цикл». Он использовался в Европе с 1973 по 2017 год для оценки топливной экономичности и выбросов транспортных средств. Сам цикл состоял из четырех частей:

  • городское вождение с частыми остановками и троганиями, низкими скоростями и ограниченным ускорением;
  • вождение за пределами города на немного более высоких скоростях по сравнению с вождением в городских условиях;
  • вождение по шоссе с постоянной скоростью;
  • дополнительное вождение на высокой скорости.
Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни.-2

При этом, несмотря на полувековой юбилей, в последний раз NEDC обновлялся еще в 1997 году. Не трудно представить, насколько сильно с того времени изменились машины и условия вождения. И в какой-то момент разрыв между циклом NEDC и новыми транспортными средствами увеличился до такой степени, что полученные результаты приходилось делить почти в два раза, чтобы получить более реалистичное значение. Все это, безусловно, раздражало людей, которые чувствовали себя обманутыми. Так на смену чрезвычайно оптимистичному и уже устаревшему NEDC пришел WLTP.

Цикл WLTP: европейский стандарт

Сегодня WLTP известен как всемирно согласованный тест для легковых автомобилей. Однако, несмотря на «глобальный» статус, этот метод изначально был создан только для Европы. И с сентября 2019 года стал обязательным для всех легковых автомобилей, которые подлежат регистрации в странах ЕС, а также в Швейцарии, Норвегии, Исландии и Турции.

Но всемирная популярность пришла к циклу WLTP не просто так. После сухого и устаревшего NEDC новая методика была как глоток свежего воздуха. Теперь на результат стали влиять многие факторы: масса автомобиля, аэродинамика, сопротивление качению и потребление вспомогательной энергии (например, кондиционер). Шире стал и спектр сценариев вождения: низкие, средние и высокие скорости, ускорения, замедления и остановки.

Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни.-3

Поэтому в целом WLTP обеспечивает более реалистичную оценку запаса хода электромобиля по сравнению с NEDC. Однако, как и в случае любого стандартизированного теста, фактический запас хода может варьироваться. Поскольку даже этот метод отражает лишь «стандартную» поездку с ровной дорогой, умеренной скоростью и благоприятными погодными условиями. Это объясняет, почему диапазон WLTP редко совпадает с фактическим диапазоном. По оценкам, этот цикл в среднем на 23% оптимистичнее по сравнению с реальностью. Если, конечно, вы не ездите только по городу, применяя лучшие практики экологичного вождения.

Цикл CLTC, или «Сделано в Китае»

CLTC был разработан в 2020 году, и это китайский ответ на устаревший цикл NEDC. Именно поэтому каждый этап разработан специально для отражения реальных условий вождения внутри Китая. Здесь учитываются местные дороги, условия дорожного движения и даже манера вождения.

Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни.-4

И хотя считается, что стандарт CLTC, как правило, более оптимистичен, чем WLTP (диапазон на 15–25% больше), это не значит, что метод не соответствует реальности или неточен. Он просто отражает специфические особенности китайских дорог и водителей – это важно учитывать. И поэтому предполагается, что именно Китаю CLTC больше подходит для оценки запаса хода электромобиля, чем другие циклы испытаний, основанные на зарубежных моделях вождения и условий.

Цикл EPA: самый строгий тест

Как и CLTC, EPA (Агентство по охране окружающей среды) создан и используется в определенной стране. Речь про Соединенные Штаты. Но, несмотря на локальность, этот стандарт славится своей точностью даже по сравнению с WLTP.

Сам тест состоит из 2 основных циклов: городской и шоссе с максимальной скоростью 100 км/ч. Каждый цикл воспроизводит определенные условия, такие как городские пробки и длительные поездки по автомагистралям. Но это еще не все: испытания включают холодный и горячий запуск, а также различные климатические условия для воссоздания реалистичных сценариев.

Запас хода – одна из самых важных характеристик, на которую стоит обратить внимание при покупке электромобиля. Ведь от нее зависит, подойдет ли конкретная марка и модель вашему образу жизни.-5

И, несмотря на отсутствие международного статуса, показатель EPA принято считать наиболее реалистичным. Ведь он отличается от того, что можно увидеть в реальных условиях всего на несколько процентных пунктов. В то время как показатель WLTP выше, чем EPA примерно на 22%, а показатель CLTC и вовсе на 35%.

Таким образом, Соединенные Штаты используют тест EPA, который выдает цифры, наиболее близкие к тем, что видны в реальных тестах. Европейский союз и некоторые страны полагаются на WLTP, который заменил чрезвычайно оптимистичный и теперь устаревший NEDC. А CLTC заменил NEDC в Китае и, как правило, является самым нереалистично оптимистичным из трех.

]]>