234 подписчика

Максин XXX

Тай Уэст, поднимаясь из статуса талантливого, но очень нишевого хоррор-мейкера, после долгих лет простоя на телевидении оказался в прямо-таки тепличных условиях.

Тай Уэст, поднимаясь из статуса талантливого, но очень нишевого хоррор-мейкера, после долгих лет простоя на телевидении оказался в прямо-таки тепличных условиях. Студия A24 позволила ему снять сразу две ленты, «X» и «Перл», чтобы выпустить их в релиз с разницей всего в полгода. Уже после выхода первой из них режиссёр анонсировал фильм «Максин XXX», который должен был стать завершением новообразованной и, самое важное, полностью оригинальной хоррор-трилогии, что сегодня уже само по себе редкость. Именно такие уверенные и, казалось, осмысленные планы при взгляде на финальный результат сейчас вызывают недоумение.

Новая картина, вновь ведомая талантливой Мией Гот, полностью избавилась от однообразия предыдущих фильмов франшизы. В каком-то смысле они были даже клонами друг друга, но бесконечные параллели, проводимые между теми двумя историями, только подчеркивали разницу выстраиваемых психологических портретов глобально похожих главных героинь. Показывая их ментальность, зацикленную на погоне за славой, Уэст, казалось, проводил мета-исследование, которое должно было принять если не остроумный, то хотя бы соответствующе злой и язвительный своим предшественникам оборот в финале.

Но на «Максин XXX» авторского запала будто просто не хватило. Выжившая героиня едет за своей мечтой покорять «фабрику грёз», всё так же уверенная в своём предназначении и готовая бороться за свои цели. Картина избавилась от прямых сопоставлений с предшественниками, ссылаясь на предыдущие картины лишь событийно. Теперь героев много, мы прощаемся со всякой камерностью, а экран пестрит знаменитостями. И главной из них становится сеттинг.

Восьмидесятым здесь уделяется, кажется, даже больше времени, чем самой Максин. Кино смеётся над охватившей Америку «сатанинской паникой» и последовавшей за ней волной пуританства, в частности через комичность местных антагонистических фигур, а параллельно купается в любви к «греховному» Голливуду того времени, бесконечно вспоминая Хичкока и других знаменитостей в доброй половине диалогов, а в отдельных сценах воссоздавая эстетику джалло. Но антураж здесь создан лишь ради самоцели. Он существует в вакууме, как дом из «Психо» посреди местного съёмочного городка, и всё, что может зритель – это просто на него посмотреть. Сеттинг получился очень стильный, аутентичный, но абсолютно безжизненный, будто слепок не самой эпохи, а какой-то рекламы того времени.

То же впечатление вызывают и персонажи. Какими бы уморительными ни были местные амплуа Кевина Бейкона и Джанкарло Эспозито сами по себе, их сюжетное присутствие совершенно бездумно. Что в «X», что в «Перл» при наличии минимума героев за ними ощущались внутренние конфликты, а падение в бездну безумия некоторых было смотивированным и ужасающим. Это было больше, чем шуткой. В новом фильме все, кроме самой Максин, стали лишь такой же частью антуража, занимающейся иллюзией активной деятельности на экране.

Но обиднее всего становится при взгляде на саму Максин. Мало того, что лучшая роль в карьере Мии Гот сменилась перфомансом, в котором трудно выделить хотя бы одну сильную сцену, так ещё и ключевая линия всей трилогии, эта фанатичная погоня за признанием и популярностью в головах людей, завершается очень неуверенным, минималистичным, а главное, совершенно оторванным от остальной картины комментарием. По сути, Максин прошла по тому же пути, что и в самом первом фильме. Просто более успешно и в ярких декорациях. А ещё страдая от флешбеков, которые ни на что не повлияли. И это вгоняет в уныние.

Конечно, фильм «Максин XXX» – это не совсем пропащее зрелище. Кино получилось вполне развлекательным: слэшер из него, пусть и с помощью лишь пары сцен, сложился куда графичнее, чем из своих предшественников; отдельные детали кинопроизводства переданы с явной любовью; юмор работает вполне удачно; а визуал – бесконечно стильный. Но ведёт нас через всё это Тай Уэст с помощью неубедительного саспенса и болезненно очевидного детектива. И глобально превращает путь Максин, пройденный за 3 фильма, в плоскую карикатуру. Зато по дороге у автора уже появилась идея для четвёртой части. Только вот хватит ли её на ещё одно полноценное кино, когда не хватило даже на это?

АВТОР Бублицкий Дмитрий