Найти тему
Факты про артефакты

Что прятали японцы за поясом: японская чернильница ятатэ

Оглавление

С давних времен японцы ценили тонкую каллиграфию. «Сёдо» или «Путь кисти» включал в себя эстетику формы, ритм кисти и игру черных чернил с белой бумагой. Чтобы создать эту эстетику, каллиграфу/ученому нужны были правильные письменные принадлежности и обстановка. Местом действия чаще всего служила безмятежность каллиграфической студии.

Ятатэ часто можно найти на старинных свитках
Ятатэ часто можно найти на старинных свитках

Необходимые инструменты и обстановка

Инструменты писца: тонко обработанный чернильный камень (судзури), капельница для воды (суитки) для смачивания чернильного камня для измельчения и разжижения высохших чернил (суми) были упорядочены на его письменном столе. Каллиграф мог выбрать кисть (фудэ) из массива, аккуратно разложенного на подставке для кисти (фуде-оки), бумаге (ками) и пресс-папье, чтобы удерживать бумагу на месте. Однако для воина на поле боя, странствующего торговца, паломника, путешественника или любого, кому нужно было писать в дороге, задача была, по меньшей мере, сложной, часто разочаровывающей и неуклюжей.

Прибор для письма
Прибор для письма

Проблемы с портативностью чернильниц

Считается, что первые попытки решить проблему нехватки «портативности» были вызваны необходимостью на поле боя. В те времена, когда воины сражались верхом на лошадях, вооруженные луками и стрелами, они носили колчан, наполненный стрелами. В основании колчана был сделан небольшой ящик для хранения письменных принадлежностей, включая небольшой чернильный камень, чернильницу и, возможно, кисть.

Вариант прибора для письма
Вариант прибора для письма

Колчанный ящик для письменных принадлежностей

Маленький чернильный камень стал известен как чернильный камень колчана или ятате-но судзури. Пару слов о термине ятате. Термин состоит из двух иероглифов: ya 矢, означающего стрелу, и tate 立, означающего «стоять», таким образом, «стрела» или «колчан».

Несмотря на то, что колчанный ящик делал письмо в некотором роде «портативным» и обеспечивал удобный способ носить с собой все необходимые инструменты для письма в дороге, процесс письма по-прежнему был трудоемким и громоздким.

В рукояти прячутся кисти
В рукояти прячутся кисти

Можно представить себе воина в пылу битвы, которому срочно нужно срочно отправить депешу или переслать только что полученные сведения от разведки, остановившись для того, чтобы потереть чернила. Критическое время для реагирования возможно было потеряно, а опасная ситуация может обернуться катастрофой и проигранной битвой.

-5
-6

Возможно, это кажется надуманным, но из этого опыта можно извлечь один урок: необходимо было продумать и разработать более компактное и практичное портативное решение для письма. И оно было найдено.

Появление ятатэ \ yatate

Несмотря на то, что изделия yatate подразделяются на четыре основных стиля или типа, они были разработаны в соответствии со вкусами и интересами как пользователя, так и творческих способностей мастера. Как отмечу ниже, мы видим большое разнообразие материалов, техник, мотивов и тем. Мастера, создавшие ятатэ, принадлежат не только к специализированным мастерам ятатэ, но и к ремесленникам, которые в основном занимаются резьбой по нэцкэ и инро, изготовлением рукоятей мечей и другими ремеслами.

Ятате 2
Ятате 2
Ятатэ 3
Ятатэ 3

Четыре основных стиля ятатэ:

Хиоги: Старейший стиль ятатэ датируется концом XIII века. Он обычно изготавливается из досок из дерева хиноки (кипарис) и имеет форму закрытого ручного веера. Верхняя крышка открывается горизонтально, как складной веер, открывая подушечку для нанесения чернил и кисточку для письма. Подушечка для нанесения чернил изготовлена из моксы или хлопка и пропитана чернилами (суми). Если чернила высохнут, можно добавить каплю воды, чтобы они снова стали жидкими. Несмотря на популярность в первые дни, Хиоги никогда по-настоящему не выходили из моды и пользовались спросом на протяжении всего периода использования ятате.

Черпак: Популярный в период Эдо (1615-1868), этот стиль состоит из округлой чернильницы и трубчатого футляра для кистей, который удобно заправлять в оби (пояс).

Инро : Этот стиль вошел в моду в конце 18 века, но быстро потерял популярность, уступив место существующему ятатэ в виде половника.

Шкатулка (карман или карманная шкатулка): Тонкие ятатэ, похожие на коробки, с телескопической кисточкой, появились в конце периода Эдо. В период Мэйдзи (1868-1912), когда в моду вошла западная одежда, их можно было легко хранить в кармане. Этот вид ятате продолжал оставаться популярным вплоть до начала 20-го века.

-9

Какие материалы использовали при производстве ятатэ

Традиционно использовалась латунь, медь, сибуичи (медный сплав), бронза, серебро, железо, слоновая кость, рог, кость оленьих рогов, дерево, бамбук, ротанг, керамика, тыква, мочалка и даже грибы (полипоры).

Техника исполнения: Использовались различные техники резьбы по дереву, кости, рогу, слоновой кости и бамбуку, а также лакированные изделия, маки-э (инкрустация), перламутр, перегородчатая эмаль, пчелиный воск, тиснение, ажурный узор и инкрустационная обработка.

-11
-12

Мастера по изготовлению: поскольку ятатэ в основном использовались как практичный предмет, лишь небольшой процент из них был подписан по сравнению с другими японскими изделиями, такими как инро и нэцкэ. Однако мы можем найти ятаты с автографами таких известных художников, как Рицуо (Огава, Харицу), Дзешин, Кома Кюхаку, Икко, Шумпо, Сибаяма и других, а также керамиста Эйраку и мастера по изготовлению масок Но Деме Умана.

Кроме того, была группа ремесленников, которые посвятили свои усилия исключительно ятате. В число этих ремесленников входят Байтецу из Нанивы, Кинугаса, Тансай, Рюундо и Рюмондо.

Артефакты Японии | Факты про артефакты | Дзен