233,7K подписчиков

Мог ли он спасти Иисуса? Каким был не книжный, а настоящий Понтий Пилат?

739 прочитали

Когда речь заходит о Понтии Пилате, большинство из нас, конечно, вспоминает знаменитый булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Образ префекта Иудеи в нём нельзя назвать однозначным, но и охарактеризовать Пилата как некое «исчадие ада» тоже было бы неверно.

Сегодня ведётся немало споров о том, какую же роль сыграл Понтий Пилат на том самом суде над Иисусом Христом. Одни утверждают, что именно по его вине несчастный был приговорён к смерти, другие же уверены в том, что только префект пытался облегчить участь Христа. Так каким же был не вымышленный, а настоящий Пилат?

Когда речь заходит о Понтии Пилате, большинство из нас, конечно, вспоминает знаменитый булгаковский роман «Мастер и Маргарита».

Жестокий префект

Понтий Пилат происходил из всаднического сословия. Он появился на свет приблизительно в 12 году до нашей эры. Римским префектом Иудеи он стал в 26 году уже после Рождества Христова. Если ознакомиться с отзывами современников Пилата, едва ли может сформироваться образ справедливого и доброго человека.

Напротив, наместник отличался жестокостью и бескомпромиссностью. Филон Александрийский, иудейский философ, описывал префекта как человека продажного и злого, виновного во многих казнях. Пилат, как отмечали многие, мог без зазрения совести отправить на смерть любого человека, имевшего даже косвенную причастность к преступлениям.

Понтий Пилат и его жена
Понтий Пилат и его жена

Конечно, для нелестных характеристик Понтия имелись весомые основания, однако и сами «судьи» были далеко не беспристрастны. После смерти Ирода Великого жители Иудеи очень тяжело переживали утрату самостоятельности своего государства. Римский наместник уже изначально казался им врагом и чужаком, который стремился устанавливать свои законы на их земле.

Конфликты с иудеями

Кроме того, Пилат начал своё правление далеко не с гуманных нововведений. Решив показать императору, как он предан ему, префект велел внести в Иерусалим знамёна с изображением римского властителя. Как полагаете, могло бы такое понравиться иудеям?

Несколько дней местные жители осаждали дворец, требуя убрать языческие изображения из священного города. Пилат сначала угрожал, но потом всё же уступил. Однако с этой поры начались его непрерывные конфликты с иудеями.

Джан Джакомо Манеккья «Пилат, умывающий руки»
Джан Джакомо Манеккья «Пилат, умывающий руки»

Неприятная история с бунтующими иудеями повторилась, когда Пилат задумал построить водопроводную сеть в Иерусалиме. С одной стороны, идея была хорошей – давно пора было налаживать коммуникации. Но, с другой, финансирование водопровода должен был обеспечить местный храм.

Первосвященник ответил категорическим отказом, и Пилат снова остался недоволен иудеями. Словом, каждая из сторон имела немало поводов злиться и негодовать. Но каким же был тот самый суд над Христом?

Роковая слабость

В день накануне иудейской Пасхи к префекту привели галилеянина Иисуса. Иудейские вожди заявляли, что он назвал себя Царём Иудеи. По сути, касательно него всё было уже решено, но Понтий Пилат вдруг проявил небывалую принципиальность.

Вероятно, он просто хотел продемонстрировать иудеям, что они свято чтят свои обычаи, а римляне – законы. Судьба Иисуса его мало волновала, но погружаться в свои претензии к нему он не собирался. Быть может, именно поэтому префект начал допрос с простых вопросов: «Справедливо ли тебя обвиняют? Действительно ли ты Царь Иудейский?».

Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), фрагмент
Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), фрагмент

Вместо простого ответа Пилат получил философские замечания Христа. Пускаться в разглагольствования Пилат явно не собирался. Более того, он намеревался отпустить обвиняемого, посчитав его блаженным.

Накануне праздника всегда отпускали одного из заключённых – по мнению Пилата, на этот раз таким счастливцем должен был стать чудаковатый галилеянин. Однако иудеи и, в частности, их духовенство, требовало подарить свободу другому преступнику – Варавве. Очень ярко этот момент описывается в Новом Завете:

«…они кричали: Распни Его! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он?... Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников».
Антонио Чизери «Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима»
Антонио Чизери «Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима»

Смог ли Пилат противостоять иудеям и отстоять свою позицию? Безусловно, у него была возможность это сделать. Тем не менее, по всей видимости, он предпочёл избежать дополнительного обострения уже натянутых отношений с иудеями. Возможно, Пилат опасался доноса императору, хотя освобождение Вараввы, бунтовавшего против римлян, тоже было не лучшим решением. В любом случае, Пилат показал свою слабость и, возможно, допустил одну из наиболее катастрофических ошибок в истории человечества.

Понтий Пилат не всегда проявлял мягкость, чаще он был жестоким. После кровавой расправы над самаритянами на него всё-таки донесли императору. Префект был смещён и отправлен в ссылку. Как писал Евсевий Кесарийский, там бывший наместник покончил с собой, то ли устав от бесполезной жизни, то ли не вынеся мук совести и постоянных воспоминаний о галилеянине Иисусе, которого префект отправил на смерть.

Подписывайтесь на дзен-канал «WOH [Мир истории]» и не забудьте поставить лайк)) Эксклюзив тут - https://vk.cc/cxsSrT