234,1K подписчиков

Что творила внучка Николая I Евгения в провинциальном захолустье под Воронежем?

1,2K прочитали

Если вы представляете барышень XIX века скромными красавицами, интересующимися исключительно балами и кавалерами, знайте – это мнение в корне неправильное. Нет, конечно, были дамы, интересы которых не выходили за пределы этих сфер, однако некоторые женщины проявляли себя в крайне необычных ипостасях.

Примером тому является внучка самого императора Николая I Евгения. Получив в качестве подарка от своего дядюшки-царя имение, она развила такую бурную деятельность, что вскоре о ней заговорили во всей России. Чем же отличилась Евгения Максимилиановна? И как она устроила сладкую жизнь российской глубинке?

Если вы представляете барышень XIX века скромными красавицами, интересующимися исключительно балами и кавалерами, знайте – это мнение в корне неправильное.

Экстравагантная принцесса

В 1845 году Мария Николаевна, дочь Николая I, произвела на свет девочку, которую решили назвать Евгенией. Имя это было нетипичным для российского правящего семейства, однако отцом девочки являлся герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын Евгения Богарне и внук императрицы Жозефины.

Вероятно, именно по его инициативе дочь получила имя, которое было гораздо больше распространено во Франции, нежели в России.

По решению Николая I его внуки, в том числе и юная Евгения, получили титулы Императорских Высочеств. Воспитание девочек было поручено Елизавете Толстой, которая приходилась двоюродной тётушкой писателю Льву Толстому.

Иван Макаров «Портрет девочки» (предположительно моделью художника послужила принцесса Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская) /  Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иван Макаров «Портрет девочки» (предположительно моделью художника послужила принцесса Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская) / Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

К слову, литератор тоже был лично знаком с Евгенией Максимилиановной, причём считал её человеком добрым и очень приятным:

«Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление…»

Став старше, юная герцогиня стала выделяться при дворе своей экстравагантностью. Ей не нравилось следовать канонам дамской моды, а напротив, хотелось привнести нечто своё в образ.

Нередко племянница императора Александра II появлялась в полумужском наряде, чем шокировала придворных. В те времена «неподобающая» одежда дамы у многих вызывала оторопь. Однако, зная о своём высоком статусе, герцогиня могла позволить себе многое.

Её Императорское высочество принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне
Её Императорское высочество принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне

Приобретение земли

В 1868 году Евгения вышла замуж за принца Александра Ольденбургского, он был её троюродным братом (оба же были правнуками Павла I). Для неё это была прекрасная партия, хотя сложно сказать, был ли это брак по любви.

Скорее всего, герцогиня просто приняла выбор своих родителей. А через 9 месяцев у них родился сын Петр, который в будущем женится на младшей сестре Николая II Ольге.

Впрочем, обладая прагматичным умом, она не слишком большое значение придавала романтическим порывам и чувствам. Супруг был её соратником и помощником в делах, а это значило очень много.

В 1878 году Евгения Максимилиановна получила в подарок от императора Александра II имение Рамонь, расположенное неподалёку от Воронежа. В некоторых источниках говорится, что герцогиня сама купила эти земли у прежней помещицы. Как бы то ни было, но именно тогда у герцогини ярко проявились таланты к организации работ и ведению хозяйства.

Петр Ольденбургский (сын Евгении) с супругой Ольгой, 1901 год
Петр Ольденбургский (сын Евгении) с супругой Ольгой, 1901 год

Цветущая провинция

Стоит признать, что бурная деятельность, начатая Евгенией Максимилиановной, была явлением достаточно необычным для женщин. Знатные дамы, как правило, предоставляли дела мужьям или управляющим, не желая утруждаться и лишать себя возможности блистать на приёмах.

У Евгении было всё, чтобы жить припеваючи и не нагружать себя проблемами имения, однако своё приобретение она хотела развивать, преображая на свой вкус.

Три года ушло только на возведение стен замка, который строила герцогиня. Она лично занималась наймом рабочих, следила за составлением проектов, контролировала работы. Благодаря её стараниям в Рамони появился староанглийский замок, смотревшийся здесь диковинно и колоритно.

Кстати, трудилась Евгения не только исключительно себе во благо. Первым делом она велела открыть школу для бедняков, построила больницу и столовую, где обеды продавались за сущие гроши. Благодаря Евгении здесь появились водопроводная башня и электростанция.

Евгения Лейхтенбергская и ее супруг герцог Александр Петрович Ольденбургский
Евгения Лейхтенбергская и ее супруг герцог Александр Петрович Ольденбургский

Но истинным детищем Евгении Максимилиановны стала фабрика по производству сладостей. Она построила первое в стране кондитерское предприятие, где использовались паровые машины. Рамонские конфеты и шоколад были отмечены не только в России, но и в Европе – в 1904 году фабрика получила Гран-при на конкурсах в Париже и Брюсселе.

Очень скоро захолустный городок, который до появления герцогини представляла собой Рамонь, превратился в стремительно развивающийся и процветающий уголок России. Сюда потянулись люди из других губерний и городов.

Увы, годы не пощадили деятельную Евгению Максимилиановну. После событий Октябрьской революции её здоровье сильно пошатнулось. Разбитую параличом, её перевезли в Петроград, а затем вместе с родственниками она отбыла во Францию, где и провела свои последние годы.

Подписывайтесь на дзен-канал «WOH [Мир истории]» и не забудьте поставить лайк)) Эксклюзив тут - https://vk.cc/cxsSrT