106K подписчиков

«Ленинград» инженера Бабича: история появления и возрождения уникальной советской самоделки

331 прочитал

В этой истории слишком много «если». Если бы американец Джон Шульц не прогуливался в солнечный день по улице Герцена, если бы в его камере кончилась пленка, если бы ленинградец Аркадий Бабич припарковался где-то в другом месте… Даже удивительно, сколько всего должно было совпасть, чтобы сейчас мы могли изучать фотографии родстера «Ленинград». Рассказываем историю уникальной советской самоделки в очередном выпуске «Старых, но не бесполезных».

Родстер «Ленинград»
Родстер «Ленинград»

Самый красивый родстер 1950-х построил защитник Ленинграда

Расцвет движения самодельщиков в СССР пришёлся на 1980-е. Но интересные частные проекты начали появляться гораздо раньше. Ещё в довоенные годы было создано несколько интересных гоночных и рекордных машин, которые никак не назвать заводскими разработками. Тренд продолжился и в 1950-х: вместе с инженерами и механиками предприятий, автоспортклубов и таксопарков к гонкам неровно дышали многие частники.

Одним из таких самородков был Аркадий Дмитриевич Бабич — механик, конструктор и просто энтузиаст. Он принимал участие в настоящих гоночных проектах, сам иногда выходил на старт, а также был близко знаком с ведущими спортсменами того времени.

Аркадий Бабич
Аркадий Бабич

Именно Бабичу, ветерану Великой Отечественной войны, лейтенанту-технику и участнику обороны Ленинграда, приписывают разработку лёгкой и прочной трубчатой стальной рамы для гоночных автомобилей семейства КВН — в конце 1950-х эти машины неоднократно побеждали на этапах советского чемпионата.

«Ленинград» стал третьей работой Бабича

А ещё Аркадий Дмитриевич любил красивые спортивные автомобили, что абсолютно нормально, учитывая круг его интересов и знакомых, но непростительно с точки зрения советской экономики. Машины без крыши, а в особенности родстеры, в СССР считались бессмысленными. Складной верх был позволен только внедорожникам с брезентовой крышей.

Родстер «Ленинград»
Родстер «Ленинград»

Но Бабич не мечтал о внедорожнике — он хотел ездить на двухдверном спорткаре! И в этом деле он мог полагаться только на себя. Почти сразу после окончания войны Аркадий построил первую спортивную двухдверку с двухцилиндровым мотоциклетным мотором, который, возможно, позаимствовали у американского военного «Харлея». Потом была ещё одна машина — тоже двухдверная, тоже без жёсткой крыши и с длиннющим капотом, под которым, кажется, поместился бы и V12. Что именно там было — неизвестно, но едва ли что-то мощное.

И только «Ленинград» — третья и самая известная работа Аркадия — получила более-менее достойный спорткара двигатель.

Двигатель от БТР дополнили гоночной системой смазки

Мотор «Ленинграда» называли по-разному: ЗИМовским, агрегатом грузовика ГАЗ-51, двигателем бронетранспортёра БТР-40. Однако речь на самом деле шла об одном и том же моторе ГАЗ-12. О рядной 3,5-литровой «шестёрке» с чугунным блоком мощностью 90 л.с. И по некоторым данным, на «Ленинграде» стоял именно вариант «шестёрки» бронетранспортёра, но форсированный до 120 л.с.!

БТР-40. Фото: MrYantit
БТР-40. Фото: MrYantit

Ещё больше удивляла система смазки с «сухим» картером, целиком и полностью разработанная Аркадием Дмитриевичем. Три насоса, масляный радиатор и отдельный масляный резервуар обеспечивали бесперебойную циркуляцию масла в двигателе, позволяя не допускать перегрева даже при длительном движении на скоростях, близких к максимальным.

Но если мотор, за исключением системы смазки, можно назвать более-менее стандартным, то шасси — полностью уникальное, хотя в чём-то трубчатая рама всё-таки напоминала конструкцию уже упомянутых машин КВН.  А ещё «Ленинград» был довольно крупным автомобилем: его длина составляла 5,15 метра, а ширина — почти два метра.

Дизайн «Ленинграда» был впечатляющим, но не идеальным

Конечно, самое интересное в «Ленинграде» — это внешность. Здесь Бабич, будучи прежде всего инженером и конструктором, а не профессиональным дизайнером, отталкивался в первую очередь от собственных представлений о прекрасном и имеющихся в распоряжении запчастей. Поэтому особенно хорош советский родстер именно на знаменитой фотографии американского туриста, который каким-то чудом оказался в СССР в конце 1950-х.

В кадре Джона Шульца идеально обозначены все сильные стороны автомобиля: вытянутый силуэт, хорошие пропорции, двухцветная окраска, эффектная хромированная отделка. Но при этом мастерски скрыты недостатки. Девушка в белом платье, например, очень удачно закрывает заднюю часть автомобиля: корма «Ленинграда» вышла не такой уж и эстетичной.

Но Бабичу всё равно нужно отдать должное. Ведь складывался образ из деталей ЗИМа.

«Ленинград» был не только красивым, но и быстрым

Пятиметровый родстер колесил по советским улицам в 1950-х, когда даже «Москвич-400» и «Победы» считались более-менее современными. Теперь представьте, что происходило на проезжей части, когда там оказывался автомобиль инженера Бабича.

Не сказать, что Аркадий Дмитриевич и его проект стали героями всей страны, хотя свою порцию внимания конструктор всё же получил. «Ленинград» попадал в кадры советской кинохроники и на страницы журнала «За рулём», где особенно отмечали удивительное по современным меркам достижение родстера.

В сентябрьском номере 1959 года журналист Морев писал, что машина Бабича всего за 20 ходовых часов преодолела расстояние от Симферополя до Ленинграда. Другими словами, 2125 километров со средней скоростью 106 км/ч!

Похоже на научную фантастику! В конце 1950-х не было скоростной трассы М-4, да и в заявленную максималку «Ленинграда» под 180 км/ч верится с трудом. Ведь при всей внешней стати родстер Бабича отнюдь не был пушинкой: снаряжённая масса машины составляла почти 1,7 тонны!

Реставрацию «Ленинграда» делали по той самой фотографии

И всё же главным событием в жизни уникальной советской самоделки оказался именно яркий, атмосферный снимок американского туриста Джона Шульца. Благодаря этому изображению, разлетевшемуся в 2020-х по всему интернету, уже в наше время проводили реставрацию «Ленинграда». А ещё именно этот снимок навсегда запечатлел тягу человека к прекрасному, несмотря на обстоятельства, трудности и преграды.