5,3K подписчиков

Грузовик «Урал» — лидер российского импортозамещения.

1K прочитали

О важности импортозамещения у нас не говорит только ленивый, и понятно почему: этот вопрос в наши дни стоит в полный рост. Дело, конечно, не сводится к одним разговорам: прогресс в импортозамещении наблюдается в самых разных областях: от авиации до локомотивов, и от турбин до композитных материалов. Но вот где идёт явная пробуксовка, так это в области легкового автомобилестроения.

Не секрет, что компоненты, из которых собираются легковые авто в нашей стране, в значительной степени импортные. Просто раньше они поступали в первую очередь от европейских, южнокорейских и японских постащиков, а теперь первую скрипку стали играть поставщики китайские. Но есть и хорошие новости: в области грузового автопрома дела с импортозамещением обстоят гораздо лучше. В качестве примера предлагаю рассмотреть «Урал», настоящую гордость советского, а теперь и российского автомобилестроения.

«Урал-375» широко использовался как в Советской Армии, так и в армиях стран «Варшавского Договора». Изображение: Uralaz, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org
«Урал-375» широко использовался как в Советской Армии, так и в армиях стран «Варшавского Договора». Изображение: Uralaz, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

Каждый, кто служил в Советской Армии, отлично помнит этот крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Красивая мощная машина была буквально олицетворением силы Советской Армии. Название уральского города Миасс, в котором этот грузовик производился, тоже легко было запомнить: красивое, необычное название. История завода ведёт своё начало с 30 ноября 1941 года, когда было принято решение развернуть в Миассе автомобильное производство на основе части производственных мощностей, эвакуированных с Московского автозавода ЗИС.

Легендарный «УралЗИС». Изображение: uralaz.ru
Легендарный «УралЗИС». Изображение: uralaz.ru

Изначально завод наладил производство автомобильных моторов и компонентов, однако ситуация на фронте внесла свои коррективы: Миасский моторный завод был преобразован в автомобильный («УралЗИС» — Уральский филиал ЗИСа), и 8 июля 1944 года был выпущен первый трёхтонный грузовой автомобиль «ЗИС-5В». За первый год было произведено 6800 автомобилей, которые работали как на фронте, так и в народном хозяйстве страны.

Грузовики на все случаи жизни. Изображение: uralaz.ru
Грузовики на все случаи жизни. Изображение: uralaz.ru

В 1961 году с конвейера в Миассе сошёл знаменитый трёхосный «Урал-375», а в 1977 году — его преемник «Урал-4320». Именно эти грузовики делали погоду в Советской Армии. Да и в страны «Варшавского Договора» эти грузовики вовсю поставлялись. Внешне эти модели были очень похожи, как впрочем и модели «Урала», выпускаемые в наши дни, в том числе модель нового поколения «УралNEXT». Так что стоит взглянуть на «Урал» любой модели и года выпуска, начиная с 1961, как сразу становится ясно, что за автомобиль перед нами. В 1962 году завод «УралЗИС» изменил название на «УралАЗ». Сейчас завод называется «Автомобильный завод «УРАЛ».

Красивая машина. Изображение: uralaz.ru
Красивая машина. Изображение: uralaz.ru

Надо сказать, что автозавод в наши дни развивается семимильными шагами. Сейчас здесь трудится около 10 тысяч человек (за последние несколько лет число сотрудников выросло более чем на три тысячи), количество ежегодно выпускаемых автомобилей составляет порядка 15 тысяч (несколько лет назад эта цифра была почти в два раза меньше). В прошлом году начато строительство нового сборочного корпуса завода, что позволит увеличить выпуск грузовиков ещё на треть.

В цехах завода. Изображение: uralaz.ru
В цехах завода. Изображение: uralaz.ru

Так что же с импортозамещением? Традиционно уровень отечественной компонентной базы на Уральском заводе был очень высок. Даже до введения массовых антироссийских санкций со стороны стран Запада он составлял порядка 90%. Более того, значительная часть автокомпонентов производится здесь же, на мощностях самого завода. Двигатели используются отечественные, Ярославского Моторного Завода (ЯМЗ). Импорт, в основном, сводится к китайским мостам и раздаточным коробкам (узлы полноприводных автомобилей), а также турецким рулям. Главный проект по импортозамещению, который сейчас осуществляется на заводе, это производство собственных мостов. Проект осуществляется с помощью льготного займа 2 млрд руб., предоставленного государственным Фондом развития промышленности. Свои собственные средства завод в этот проект также вкладывает.

Мосты в цехах «Урала» скоро станут полностью российскими. Изображение: frp74.ru
Мосты в цехах «Урала» скоро станут полностью российскими. Изображение: frp74.ru

Средства пошли на модификацию литейного производства с целью выпуска запчастей для мостов автомобилей. Были приобретены автоматические линии с ЧПУ для обработки тормозных дисков, ступиц и барабанов. Изначально планировалось запустить производство мостов к 2026 году, однако проект реализуется ударными темпами, так что в этом году должен быть завершён. После запуска производства мостов, руководство завода планирует перейти к следующему этапу: импортозамещению раздаточных коробок.

Так что очень похоже, что легендарный отечественный грузовой автомобиль уже в самом недалёком будущем станет буквально на 100% российским. Остаётся надеяться, что примеру уральцев последуют и другие автопредприятия нашей страны, и что в недалёком будущем мы также сможем прокатиться на 100% отечественном легковом автомобиле, произведённому по самым передовым технологиям.