184,7K подписчиков

Закулисье «Гладиатора»: студенты для массовки и неуверенность Феникса

Исторические кинокартины, поражающие своей дороговизной, масштабностью и костюмированием, которые повествуют древнюю библейскую и мифическую историю называются пеплумами. Данный жанр был доминирующим в Голливуде в середине минувшего столетия. После того как «Клеопатра» в 1963 году сделала в бюджете киностудии Фокс огромную финансовую дыру, кинобоссы вынуждены были отказаться от такого «деструктивного» жанра.

Закулисье «Гладиатора»: студенты для массовки и неуверенность Феникса
Закулисье «Гладиатора»: студенты для массовки и неуверенность Феникса

Жанр пеплум быстро потерял популярность, и казалось, что уже никогда её не вернёт. Другого мнения был режиссёр Ридли Скотт, который феерично ворвался на экраны в 2000-м году со своим «Гладиатором». Невероятные кассовые сборы и 5 статуэток «Оскара», восхищение зрителей и снисходительность критиков – это однозначно успех. Работа Ридли Скотта и в наши дни продолжает оставаться на верхушках кинорейтингов, подтверждая статус легендарного фильма.

Сценарные баталии и постановка

На момент старта съёмок сценарий находился ещё в стадии написания, и каждый день вбирал в себя какие-то изменения. Создатели часто устраивали по этому поводу совещания, которые могли длиться всю ночь. Съёмки изрядно «помяли» Рассела Кроу, который говорил, что практически каждая часть его тела пострадала в той или иной степени.

Рассел Кроу
Рассел Кроу

А вот кому было по-настоящему трудно, так это Ридли Скотту. Режиссёр решал не только организационные вопросы, но и был ответственным за сценарные баталии и постановку. «Сделать постановку 10 боев это не проблема. Проблема придумать 10 разных боёв», – вспоминает Ридли Скотт съёмки «Гладиатора».

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Первое сражение должно было выглядеть жёстко, грубо, некрасиво, грязно и при этом реалистично. Римские войска одерживают победу над германскими племенами, но цена за неё очень высока. Изначально режиссёр планировал снять эту сцену в Словакии, но поменял своё решение в пользу Англии. Вместо замёрзшего озера для битвы был выбран лес в окрестностях Лондона.

Кстати лес вскоре должны были отдать во власть лесорубов, что ещё больше развязывало руки режиссёру, ведь деревья можно было превращать в щепки без угрызения совести. Журналисты, конечно же, решили сделать скандальный материал на тему «Кино превыше природы». Ридли Скотт к таким выпадам со стороны СМИ относился спокойно, просто игнорируя их колкие вопросы.

Студенты и безработные для массовки

Чтобы показать на экране масштабность сражений, для массовки были задействованы местные безработные и студенты в количестве полторы тысячи человек. К съёмкам начинали готовиться с 4 часов утра, чтобы к 7-ми операторы уже включили свои камеры. Германцев гримировать было на порядок труднее, нежели римлян, поскольку им необходимо было тщательно перепачкать волосы.

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Для «обработки» такого количества людей пришлось задействовать несколько бригад гримёров. А массовку перед съёмками буквально купали в грязи вместе с одеждой. Ридли особое внимание уделял костюмам, считая, что в предыдущих исторических картинах они не соответствовали своему времени.

Афиша фильма «Гладиатор»
Афиша фильма «Гладиатор»

Ткани и крой выглядели театрально и декоративно, и даже отдалённо не были похожи на повседневные убранства. Поэтому одежде придавали потрёпанный вид, чтобы она казалась изрядно поношенной. Стоит отдать должное профессионализму гримёров, свою роботу они сделали высшее всяких похвал и на экране зритель увидел максимально реалистичные образы людей древнеримской эпохи.

Критика – инструмент для вдохновения

Хоакин Феникс, сыгравший императора Коммода был удивлён, что его пригласили на съёмки «Гладиатора». В компании таких именитых актёров как Оливер Рид, Конни Нильсен и Ричард Харрисон он чувствовал себя немного скованно. Он сказал, что его нахождение среди таких профессионалов это ошибка. Актёр даже хотел сам оплатить номер в гостинице вместе с обратным билетом домой, но немного успокоившись, решил остаться.

Хоакин Феникс
Хоакин Феникс

Он попросил, чтобы кто-то за кадром его постоянно критиковал. Как говорил сам Феникс, так он настраивался на нужный лад и входил в образ своего героя. Стратегия актёра сработала отлично – он слился воедино со своим персонажем, а в эпизоде с убийством императора даже лишился чувств, настолько был напряженным момент. Лицо «Гладиатора» – бесспорно Рассел Кроу, но именно герой Хоакина Феникса определил всю драматургию фильма.

Нелёгкие будни киношников

Древний Рим – это крупный и суетливый город сопоставимый с современным мегаполисом, только без высотных зданий. Конечно же, строительство городских декораций с нуля – удовольствие слишком дорогостоящее и занимающее много времени. Пока съёмки некоторых сцен проходили в Марокко, на Мальте усилиями декораторов возводились улицы «Рима».

Съёмки фильма «Гладиатор»
Съёмки фильма «Гладиатор»

Конечно же создатели использовали компьютерную графику и делали это довольно успешно, а вот статисты заставили киношников понервничать. В массовке в пиковые дни принимали участие до 5 тысяч человек, которыми было нелегко управлять. Пришлось даже воспользоваться услугами охранных бригад, следящих за людьми, как на современных спортивных аренах.

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Ридли Скотт хотел удивить зрителя чем-то совершенно безумным и колоссальным. Противостояние Максимуса с огромным носорогом как раз таким ему и виделось. Когда выяснили, что в дикой природе это животное довольно пассивное и не поддаётся дрессировке, решили отказаться от данной затеи.

Создание такого невероятного противостояния забрало бы из бюджета 3 миллиона долларов, что в режиме жесткой экономии было совершенно недопустимой роскошью. Носорога решили заменить, более дрессируемыми и не менее величественными тиграми. В итоге сцена с повелителями джунглей получилась очень эффектной и завораживающей.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще