163,7K подписчиков

148 дублей, плевки в лицо, пчелы во рту: как издевались режиссеры над актерами ради идеального кадра

У многих режиссеров есть собственные секреты, как добиться реалистичности в кадре. Но порой их методы весьма странные и даже жестокие. О том, что приходилось терпеть актерам на съемках известных фильмов, читайте в нашем материале.

Перфекционист Кубрик

Стэнли Кубрик был не только одним из величайших режиссеров всех времен, но и, несомненно, одним из самых эксцентричных людей из мира кино. Говорят, он никогда не смотрел свои фильмы после их завершения, а еще держал дома 16 кошек. Но самое интересное касается, конечно же, съемок.

   Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик

Будучи жутким перфекционистом, Кубрик заставлял актеров делать десятки (а иногда и сотни) дублей, чтобы добиться идеального кадра. Один из примеров — эпизод фильма «С широко закрытыми глазами» (1999), в котором доктор Билл Харфорд в исполнении Тома Круза входит в дверь. Он просто входит в дверь. И все. Однако эту сцену режиссер переснимал… 95 раз.

Впрочем, рекорд Гиннесса по количеству дублей принадлежит другому фильму Кубрика, «Сияние». Сцена, о которой идет речь, является ключевым моментом фильма: в ней Дик Холлоранн (Скэтмен Крозерс) объясняет суть «сияния» юному Дэнни Торрансу (Дэнни Ллойд). Этот эпизод, конечно, очень важный, но переснимать его целых 148 раз — это уже перебор.

Отыгрался Кубрик и на исполнительнице главной роли в «Сиянии», Шелли Дюваль. В ходе изнурительных 13 месяцев съемок режиссер так сильно нагружал актрису, что та находилась на грани нервного срыва. «День за днем мучительная работа. Почти невыносимая. Находясь в образе, я должна была плакать 12 часов в сутки, весь день, девять месяцев подряд, пять или шесть дней в неделю», — рассказала Шелли.

   Стэнли Кубрик, Дэнни Ллойд и Шелли Дюваль на съёмках фильма «Сияние»
Стэнли Кубрик, Дэнни Ллойд и Шелли Дюваль на съёмках фильма «Сияние»

По словам Дюваль, сейчас она понимает, что все было во благо: иначе фильм не получился бы таким хорошим. «Он знал это и понимал, что таким образом добивается от меня большего. Так что это было что-то вроде игры», — подытоживает Дюваль. Не похоже, чтобы это была очень веселая игра...

Как обидеть Вайнону

Во время съемок фильма «Дракула» (1992) Фрэнсис Форд Коппола решил вызывать слезы у Вайноны Райдер сомнительным образом. Режиссер посчитал, что Гэри Олдман, нашептывающий актрисе «ужасные и злые» слова, точно заставит девушку расплакаться по-настоящему.

К слову,
Киану Ривзу и Энтони Хопкинсу тоже было поручено говорить Вайноне всякие гадости, но актеры отказались от спорной техники. Так или иначе, Олдману не удалось расстроить напарницу — по словам Райдер, «все вышло как раз наоборот».

   Фрэнсис Форд Коппола и Вайнона Райдер на съёмках фильма «Дракула»
Фрэнсис Форд Коппола и Вайнона Райдер на съёмках фильма «Дракула»

Напугать исподтишка

В ходе создания приквела «Чужого» — фильма «Прометей» (2012) — Ридли Скотт требовал от актеров максимально достоверно изображать ужас и панику. А дабы не делать десятки дублей, Скотт решил взять все в свои руки.

Причем режиссер не стал раскрывать истинные масштабы того, что ожидает актеров в культовой сцене. А именно — Ридли утаил некоторые важные детали встречи актрисы Кейт Дики со змееподобным инопланетянином, получившим название «Молотопод». Скотт не предупредил Дики, что пришелец выскочит из манекена, изображающего труп персонажа Рэйфа Сполла.

Задумка удалась. «Когда мы его выпустили, это явно было для нее огромным шоком. Крики были настоящими», — вспоминает супервайзер по спецэффектам Нил Скэнлан.

   Ридли Скотт на съёмках фильма «Прометей»
Ридли Скотт на съёмках фильма «Прометей»

Проклятые птицы

Издевательское отношение Альфреда Хичкока с актрисе Типпи Хедрен на съемках хоррора «Птицы» обрело печальную известность — в 2012 году канал HBO даже посвятил этому фильм «Девушка».

Начнем с того, что Хичкок запретил всем членам съемочной команды разговаривать с Хедрен, а сам постоянно указывал ей, как ей следует жить. Были и моменты сексуальных домогательств, которые совершенно выбивали молодую девушку из колеи.

Еще одна проблема возникла, собственно, с птицами. Во время съемок сцены в телефонной будке актриса едва не лишилась своей красоты. По сценарию птицы атакуют кабинку, в которой прячется главная героиня. Стекло было ударопрочным, но когда механическая чайка влетела в него на большой скорости, оно разлетелось на мелкие осколки. Гример еще несколько часов вытаскивал крошечные кусочки стекла из лица актрисы. К счастью, обошлось без глубоких порезов.

   Альфред Хичкок на съёмках фильма «Птицы»
Альфред Хичкок на съёмках фильма «Птицы»

А при создании эпизода на чердаке режиссер решил, что искусственные пернатые выглядят нереалистично, поэтому в Типпи бросали живых птиц. Во время очередного дубля ворона едва не выклевала девушке глаз. Хедрен была настолько измучена, что после окончания съемок провела неделю в постели.

Исчезнувшие

Задумывая хоррор «Ведьма из Блэр» (1999), режиссеры Эдуардо Санчес и Дэниэл Мирик решились на эксперимент. Они сделали небольшой набросок сценария на 35 страниц, а затем предложили троим своим актерам — Хизер Донахью, Джошу Леонарду и Майку Уильямсу — импровизировать на этой основе.

Дальше началась полная неразбериха. Режиссеры просили актеров снимать самих себя на камеру, заводили их все глубже в лес и делали все возможное, чтобы напугать ребят под покровом ночи. В результате получился очень, очень пугающий фильм с невероятно реалистичными актерскими работами.

Но этого постановщикам было недостаточно. В разгар рекламной шумихи они заставили артистов «залечь на дно» и притвориться мертвыми (согласно сюжету картины). Как оказалось, это был не самый лучший опыт для молодых звезд. Несмотря на отличные роли, никто из них больше ничем не прославился.

   Эдуардо Санчес и Дэниэл Мирик на съёмках фильма «Ведьма из Блэр»
Эдуардо Санчес и Дэниэл Мирик на съёмках фильма «Ведьма из Блэр»

Секреты выживания в лесу

Алехандро Иньярриту не пожалел ни денег, ни времени, ни сил на съемки своего эпичного вестерна «Выживший» (2015). Картину создавали на природе, без использования зеленых экранов, так что всем пришлось хорошенько постараться.

Леонардо Ди Каприо заявил, что это был один из самых тяжелых опытов в его карьере. «Я могу назвать 30 или 40 эпизодов, которые я считаю одними из самых трудных, что мне когда-либо доводилось делать. Это и проход по замерзшей реке, и сон в тушах животных, и то, что я ел на съемочной площадке… Я, конечно, в обычной жизни не употребляю сырую печень бизона. Когда вы посмотрите фильм, то увидите мою реакцию на это блюдо. Этим все сказано. Это была инстинктивная реакция», — ранее цитировал актера портал uznayvse.ru.

Тем не менее, Ди Каприо получил долгожданный «Оскар» за эту роль — так что вся эта возня с сырым мясом, снегом и грязью определенно стоила того.

   Алехандро Иньярриту и Леонардо Ди Каприо на съёмках фильма «Выживший»
Алехандро Иньярриту и Леонардо Ди Каприо на съёмках фильма «Выживший»

Сливочные фантазии Бертолуччи

Иногда режиссеры идут на крайние меры, а иногда откровенно издеваются над своими подопечными. Вспомнить хотя бы сцену изнасилования в фильме «Последнее танго в Париже» (1972), в которой персонаж Марлона Брандо использует кусочек сливочного масла в качестве лубриканта. Позже выяснилось, что эта деталь стала большой неожиданностью для 19-летней Марии Шнайдер.

«Сцена с маслом у меня выросла из идеи, которая появилась у меня с Марлоном в утро перед съемками. Я повел себя ужасно по отношению к Марии, потому что я не сказал ей, что будет происходить. Я хотел, чтобы она среагировала не как актриса, а как девушка, чтобы она почувствовала себя униженной. Я думаю, что она ненавидела меня и Марлона за то, что мы не сказали ей о масле. Все еще чувствую себя виноватым за это, но я об этом не жалею», — признавался режиссер картины Бернардо Бертолуччи. Говорят, Шнайдер так и не простила его.

   Бернардо Бертолуччи, Марлон Брандо и Мария Шнайдер
Бернардо Бертолуччи, Марлон Брандо и Мария Шнайдер

Пчелиная атака

Знаменитая сцена из фильма ужасов 1992 года «Кэндимэн» (в которой изо рта Тони Тодда вылетают пчелы) считается одним из самых ярких моментов в истории кинематографа. Что делает эту сцену поистине ужасающей, так это то, что создатели картины решили отказаться от компьютерной графики в пользу использования настоящих пчел.

Адвокат Тодда заранее добился соглашения, согласно которому актеру должны были выплатить по 1000 долларов за каждый укус пчелы. В итоге, после 27 укусов, Тодд заработал дополнительные 27 000 долларов.

Несмотря на сложности, трюк определенно стоил затраченных усилий. Он принес выгоду как актеру, так и продюсерам и стал ключевым элементом в жанре хоррор-фильмов.

   Тони Тодд в фильме «Кэндимэн»
Тони Тодд в фильме «Кэндимэн»

Жара, пот и кровь в Техасе

Слэшер Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (1974) стал для его актеров настоящим испытанием. Съемки проходили в Техасе, в условиях экстремальной жары, артисты и команда работали по 16 часов в день, семь дней в неделю, в течение месяца.

Бюджет был настолько ограничен, что, по словам Гуннара Хансена (сыгравшего Кожаное лицо), его костюм ни разу не постирали — боялись, что он изменит цвет. Но это был далеко не самый вонючий элемент реквизита.

Куски кожи, кости и кровь мертвых животных, гниющая еда — со всем этим месивом актерам приходилось мириться ежедневно. А еще постановщики решили по-настоящему порезать палец актрисе Мэрилин Бернс: у них никак не получалось заставить фальшивую «кровеносную» трубку работать должным образом. «К концу съемок все меня возненавидели. Потребовались годы, чтобы они немного остыли», — рассказывал Хупер.

   Съёмки фильма «Техасская резня бензопилой»
Съёмки фильма «Техасская резня бензопилой»

Самоуверенный Тарантино

Во время съемок фильма «Убить Билла» Квентин Тарантино долго уговаривал Уму Турман сесть за руль автомобиля для одной важной сцены. Актриса настаивала на приглашении каскадера, но режиссер не хотел ее слушать. «Я была напугана. Он сказал: "Я обещаю, что с машиной все в порядке. Это прямой участок дороги. И нужно ехать со скоростью 40 миль в час, иначе волосы не будут лететь в нужную сторону, и я заставлю тебя сделать это снова"», — вспоминает Турман.

В итоге случилось то, чего так боялась актриса. Сиденье не было прикручено как следует, а дорога не была такой уж прямой. Турман потеряла контроль над машиной и врезалась в дерево, повредив колени и получив сотрясение мозга.

«Руль был у меня на животе, ноги зажаты. Я почувствовала жгучую боль и подумала: "Боже мой, я больше никогда не смогу ходить"... Мы с Квентином сильно поссорились, я обвинила его в попытке убить меня. Он очень разозлился на эти слова, что вполне понятно: он не считал, что хотел меня убить», — объясняет актриса. Эта авария крупно подпортила отношения актрисы и режиссера на долгие годы.

   Ума Турман и Квентин Тарантино на съёмках фильма «Убить Билла»
Ума Турман и Квентин Тарантино на съёмках фильма «Убить Билла»

В статье New York Times Турман кратко рассказала и о других издевательствах, которым она подверглась на съемках «Убить Билла». Актриса сообщила, что Тарантино проявлял садистские замашки и даже плюнул ей в лицо в сцене, где в кадре появляется Майкл Мэдсен, а также придушил ее цепью в эпизоде с японкой-подростком Гого Юбари.

Хотите быть в курсе всех звездных новостей? Подписывайтесь на наш Telegram-канал! Свежие новости и инсайды о жизни русских и зарубежных знаменитостей, новинках кино и музыки. Присоединяйтесь, мы всегда вам рады!

Квентин, к слову, не выразил ни малейшего сожаления по поводу произошедшего на съемках «Идея в том, что я делаю это, я беру на себя ответственность. Кроме того, я режиссер, так что я могу как бы художественно управлять этим плевком. Я знаю, куда он должен попасть», — высказался Тарантино.