4,2K подписчиков

Улицы Кунгура меняются в лицах. Плехановский тракт

Два многоквартиных дома (№ 8 и 8-а) на Семи ветрах
Два многоквартиных дома (№ 8 и 8-а) на Семи ветрах

Кунгур, как известно, находится на пересечении важнейших торговых путей. Знаменитый Сибирский тракт связывает его как с европейской частью страны, так и с её восточными окраинами. Бирский тракт, получивший своё название в честь бывшего уездного города Бирска, расположенного на территории современного Башкортостана, ведёт на юг. Гороблагодатский (ныне - Соликамский) - на северо-восток.

Немало вокруг города и дорог местного значения, ведущих к населённым пунктам Прикамья. Большинство из них по старой русской традиции также именуют трактами. (Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, тракт - большая проезжая дорога, направление движения).

Сохранился на карте Кунгура Пермский тракт, расположенный на въезде в посёлок Нагорный. В заиренской части города находится Ленский тракт. Дорога на выезде из города в сторону Лысьвы (в районе городского кладбища) является Берёзовским трактом и также имеет статус городской улицы.

ПО НАЗВАНИЮ СЕЛА

Дорога, ведущая в северную часть Кунгурского района, именуется Плехановским трактом. Своё название она получила в честь расположенного здесь старинного села Плеханово, ведущего свою историю с 1679 года.

Улица весьма оживлённая
Улица весьма оживлённая

По легенде, имя собственное этот населённый пункт получил в честь одного из первых жителей - купца Плеха. По мнению пермского краеведа Е.Н. Шумилова, в основе названия села лежит прозвище Плехан, что означает плешивый. Как считают исследователи, человек, наделённый подобной внешностью, вполне мог проживать здесь.

На карте Кунгура Плехановский тракт появился, скорее всего, в конце XVIII- начале XIXвека. План города 1829 года зафиксировал его как «дорогу из д. Плехановой». «Транспортная магистраль» проходила у подножия северо-западной части Ледяной горы, вдоль правого берега проложенного в этой местности рукотворного канала - Ириловки. Имя собственное тракт обрёл лишь в конце 1930-х годов.

КАК ОСВАИВАЛАСЬ ОКРАИНА

В те времена это была глухая городская окраина. Начинаясь за Пиликинскими домами (на перекрёстке с улицей Детской) дорога шла по совершенно пустынной местности. Осваивать эту территорию кунгуряки начали лишь в послевоенное время.

Между тем, уже в 1941 году «прописку» по Плехановскому тракту получило первое предприятие. Здесь, на окраине города, облюбовала для себя место дислокации машинно-дорожная станция № 8 (впоследствии оно стало основой создания в 1950-х годах ДСУ-2, затем ДРСУ-2 треста «Пермавтодор»). Занималась, как и её последователи, строительством дорог и их содержанием.(Несколько лет назад предприятие, увы, кануло в вечность. Напоминает нам о нём лишь расположенная около него одноимённая автобусная остановка 2-го маршрута. Ну и, конечно же, народная память).

На улице Плехановской
На улице Плехановской

В послевоенные годы здесь же неподалёку, на опушке леса, был устроен небольшой кирпичный завод, находившийся в ведении СМУ №5 треста 15. Как отмечала газета «Искра», «хотя неказисто с виду предприятие, а продукцию даёт хорошую и не мало - по 90 тысяч штук кирпича в месяц. Коллектив же небольшой - вместе с подсобными рабочими 21 человек. Летом они формуют кирпич, а зимой ведут обжиг…».

Дом №6 был сдан в эксплуатацию в 1977 году
Дом №6 был сдан в эксплуатацию в 1977 году
Первые жители дома №6. Конец 1970-х
Первые жители дома №6. Конец 1970-х

В последующем на Плехановском тракте разместилось ещё несколько предприятий. В их числе - Кунгурский лесозаготовительный участок (лесобиржа) Пермского леспромхоза (ул. Плехановский тракт, 4 км). По данному же адресу значились Управление механизации № 3и автоколонна треста № 15.

В 1970-х годах вдоль дороги на Плеханово выросли корпуса лесотехнического училища, учебно-производственные мастерские, гараж и манеж автотранспортного техникума (Плехановский трак, 3-й км).

Первоначально к Плехановскому тракту относился и комплекс Кунгурского сельскохозяйственного техникума. Однако к концу 1970-х годов, после окончания строительных работ, он составил начальную часть новой улицы - Полетаевской.

И БЫЛ НАРЕЧЁН УЛИЦЕЙ…

К началу 1960-х годов Плехановский тракт получил статус улицы. (В настоящее время её протяжённость составляет 2,3 км). В 1968 году дорогу замостили в брусчатом исполнении. Заасфальтировали, правда, её лишь в начале 1980-х годов.

Первые жилые дома на Плехановском тракте появились в начале 1950-х. Так, например, с 1954 года ведёт отсчёт своей истории 16-квартирный двухэтажный кирпичный дом №3. В 1957 году были возведены признанные ныне аварийными два деревянных дома (№1 и 2).

Молодое поколение Плехановского тракта. Начало 1980-х
Молодое поколение Плехановского тракта. Начало 1980-х

В 1977 году на улице появился и первый пятиэтажный жилой дом (Плехановский тракт, 6). Он был построен на окраине п. Кадочниково, на высокой возвышенности напротив ДСУ-2, и дан начало небольшому микрорайону, прозванному остроумными кунгуряками «На семи ветрах».

В конце декабря того же 1977 года в пристрое к этой пятиэтажке засиял огнями новый продовольственный магазин «Продукты», возведённый строителями СМУ-2 треста Пермгражданстрой. По свидетельству очевидцев, в торговом зале было «светло и уютно, стены красиво оформлены названиями товаров, расставленных на стеллажах, контейнерах оригинальной конструкции».

У каждого дома свой орнамент
У каждого дома свой орнамент

В 1986 году прописку по Плехановскому тракту получил 84-квартирный пятиэтажный жилой дом №8. А в 1997 году был сдан в эксплуатацию 36-квартирный трёхэтажный дом №8а.

А ВЫ НЕ БЫВАЛИ НА ПЛЕХАНОВСКОЙ?

Завершая рассказ, отметим, что на Усть-Шакве, помимо Плехановского тракта, имеется и небольшая (её длина составляет 236 метров) улица Плехановская. Она проходит вдоль берега реки Шаквы, параллельно улице Коротаева, и является самой северной в этом микрорайоне города.Включает около 20 домов частного сектора.

По свидетельству очевидцев, улица была образована во второй половине 1960-х. Однако, известно, что первые постройки здесь, в излучине Шаквы, где в дореволюционный период находились мельницы ряда кунгурских купцов, появились несколько раньше. Так, например, в 1954 году были построены дома № 2, 4, 16 и 20. В 1956 году - дом №18. В 1957-м - №14.

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Газета «Искра» № 72 (17162) от 06.07.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru