33,3K подписчиков

Хоррор «Нежить»: Оно приходит за тобой

Кадр из фильма «Нежить», реж. Крис Нэш, 2024
Кадр из фильма «Нежить», реж. Крис Нэш, 2024

На больших российских экранах можно посмотреть неспешный канадский хоррор Криса Нэша «Нежить». Дебют автора показали в начале года на фестивале «Сандэнс», и это один из самых обсуждаемых фильмов ужасов в 2024-м. Нэш интересно скрещивает минималистичное кино Гаса Ван Сента времен «Слона» с классическими американскими слэшерами 1970-х. Рассказываем, почему заторможенный хоррор смотрится свежо и напряженно.

Группа студентов снимает домик в канадской глуши, не подозревая, что места это чрезвычайно опасные. Парни прогуливаются по лесу, набредают на старую пожарную башню и забирают висевший без дела старинный золотой медальон. Тем самым молодые люди пробуждают к жизни маньяка Джонни (Райан Баррет), чье тело было обвязано цепями и закопано в земле. Убийца с изуродованным лицом убивает всех на своем пути, пока не доберется до медальона, который принадлежал его маме.

Вечером, сидя у костра, один из студентов рассказывает местную легенду. 70 лет назад по вине лесорубов погиб сначала мальчик с задержкой развития Джонни, а потом и его отец. А через несколько дней лесорубов нашли разорванными на части около их домов. Никто не сомневается, что то была месть Джонни. С тех пор убийца с разумом ребенка то и дело возвращается, чтобы потомки не забыли о его достижениях.

Дебют канадца Криса Нэша — любопытное формалистское упражнение. Большая часть фильма развивается от третьего лица, камера находится на некотором расстоянии от спины маньяка и бредет вслед за ним. Прием очень напоминает компьютерную игру. Пару раз мы смотрим на кровавую резню от первого лица и во всех подробностях, а в самом конце внимание режиссера переключается на «последнюю девушку». По заветам слэшера одна героиня, конечно, выживет, а вот ее друзьям повезет меньше. «Нежить» устроена по всем канонам жанра, к которому относятся «Техасская резня бензопилой» или «Пятница, 13-е», и спойлеров здесь быть не может. Но, пожалуй, самыми инновационными и удивляющими, особенно в первый момент, выглядят как раз длинные и намеренно монотонные кадры от третьего лица. Неумолимое зло идет к жертвам, а вокруг мерно журчат ручейки, шелестит листва и проглядывает солнышко. Контраст поразительный и пугающий.

На больших российских экранах можно посмотреть неспешный канадский хоррор Криса Нэша «Нежить».-2

«Нежить», несмотря на заторможенное развитие событий и вроде бы отсутствие сюжетной интриги, отлично держит саспенс. Перенос режиссерского фокуса от жертв к маньяку позволяет по-новому посмотреть на жанр. Постановщик не очень заботится о причинах убийств. Украденный медальон выглядит лишь поводом к резне. К тому же мы не понимаем, почему Джонни вообще воскресает снова и снова. Умер он вроде бы ребенком, а теперь по лесу блуждает огромная детина, которая легко может напугать и без топора в руках. Каждый хруст ветки под ногой убийцы и его мерное сопение вызывают тревогу. Аудитория никогда не знает, когда начнется ад. Кадр может длиться несколько минут, но как раз в пустотах, отсутствии действия кроется секрет напряженности фильма.

На больших российских экранах можно посмотреть неспешный канадский хоррор Криса Нэша «Нежить».-3

Никогда прежде слэшер не был настолько неспешным. Медленное кино стало одним из открытий в мире авторских фильмов XXI века, но появилось это направление еще раньше. Семичасовое «Сатанинское танго» Белы Тарра до сих пор является вызовом для любителя кино. Посмотрел — попал в высшую синефильскую лигу. В XXI веке дело венгерского классика продолжают Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апичатпонг Вирасетакул и другие. В жанре хоррора мы привыкли к слоубернерам — «Оно приходит за тобой», «Ведьма» и «Реинкарнация» тому примеры. Но Нэш идет по другому пути — это лишенное динамики и развлекательности повествование с редкими всполохами изобретательной кровавой бани.

Наверное, наибольшей популярности в медленном кино в свое время добился Гас Ван Сент. «Слон» победил в Каннах, да и «Джерри» пользовался любовью критиков. Нэш идет по стопам прославленного американца и показывает весь ужас насилия на экране. Да, наш Джонни — большой эстет в своем деле, но режиссер никак не эстетизирует его злодеяния, а выступает в качестве хроникера. Поход маньяка по лесу лишен звукового сопровождения, нет никакого нагнетания перед резким убийством, монтаж плавный, близкий к документальному — всё это показано как рутина. Точно так же работал «Слон» о школьном шутинге: беда неотвратима, ей не нужны никакие красоты.

На больших российских экранах можно посмотреть неспешный канадский хоррор Криса Нэша «Нежить».-4

Пожалуй, главный сюжетный поворот, помимо раскрывающей предысторию Джонни байки у костра, заключается в посещении убийцей поста лесных рейнджеров, где он обзаводится маской пожарного столетней давности и крюками лесорубов. Топорик, камни, пила — в ход идут любые инструменты, а каждое убийство превращается в акт длинной кровавой пьесы.

«Нежить» является большим событием 2024 года в мире хорроров. Это не революционный фильм ужасов, а идеальный эксперимент, который особенно порадует насмотренную публику. Джейсон Вурхиз из «Пятницы, 13-е» или Майкл Майерс из «Хэллоуина» могли бы позавидовать деревенщине Джонни, которому дебютант Крис Нэш преподнес подарок в виде радикальной картины. Наверное, кого-то отпугнет монотонность повествования, другие же зрители проникнутся методом канадского автора и не смогут оторваться до самого финала.

Текст: Максим Ершов

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.