22,6K подписчиков

Истории знаменитых пар: Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский

980 прочитали
Фото: балет "Пахита", сайт kazpravda
Фото: балет "Пахита", сайт kazpravda

Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский познакомились в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Она — недавняя выпускница хореографического училища, а он — известный уже танцовщик. Асылмуратова и Заклинский начали выступать вместе, вскоре поженились, и их семейный и творческий союз продолжается более 40 лет.

Алтынай Асылмуратова — балерина в третьем поколении

Жизнь родителей, бабушки и дедушки Алтынай Асылмуратовой была связана с балетом. Отец — заслуженный артист Казахстана Абдуахим Асылмуратов — был солистом Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая, а потом — художественным руководителем Алматинского хореографического училища, дедушка работал балетмейстером в Алматинской консерватории. Родители мамы — уроженки Ленинграда Галины Сидоровой — в 1920-1930-х годах были известными эстрадными танцовщиками, а сама она окончила Ленинградское хореографическое училище (теперь это Академия русского балета имени Вагановой). Во время войны Галина вместе с родителями оказалась в эвакуации в Алматы, начала выступать в балетной труппе Театра имени Абая и вышла замуж за Асылмуратова. После войны семья осталась в Алматы, там 1 января 1961 года и родилась Алтынай. Ее детство проходило за кулисами театра, дома девочка примеряла мамины сценические костюмы и танцевала перед зеркалом. Вот только мама, зная трудности профессии, не торопилась с балетной школой, а отдала дочку учиться музыке. "Педагог говорил, что у меня есть способности. Я даже сочиняла что-то", — рассказывает Асылмуратова. Однако Алтынай не сдавалась и все-таки поступила в Ленинградское хореографическое училище. Занималась она у известных педагогов: в младших классах — у Надежды Базаровой, ученицы самой Агриппины Вагановой, а последние три года — у Инны Зубковской. "Она потрясающая личность. А красива — просто лицо со старинной камеи!" — вспоминает свою наставницу балерина.

Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский познакомились в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Она — недавняя выпускница хореографического училища, а он — известный уже танцовщик.-2

После выпуска в 1978 году Алтынай приняли в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (нынешнего Мариинского театра). Главные партии в то время танцевали Ирина Колпакова, Габриэла Комлева, Татьяна Терехова, Любовь Кунакова, Ольга Ченчикова, Галина Мезенцева — конкуренция была огромная. На Асылмуратову обратила внимание еще одна ученица Вагановой, известная в прошлом балерина и опытный педагог-репетитор Ольга Моисеева. Она стала заниматься с Алтынай, не раз просила худрука балетной труппы и главного балетмейстера театра Олега Виноградова дать Асылмуратовой ведущую партию, и он наконец согласился, чтобы начинающая артистка станцевала в "Лебедином озере". Дебют состоялся, когда труппа гастролировала в Париже, и ситуация была стандартная: пришлось заменить заболевшую коллегу. "К тому моменту партия Одетты-Одиллии была мною уже полностью сделана, но как же я тряслась от ужаса!" — признается Асылмуратова.

Как Константин Заклинский стал известным артистом балета?

Фото: Константин Заклинский, кадр из фильма "Грехъ. История страсти" (1993)
Фото: Константин Заклинский, кадр из фильма "Грехъ. История страсти" (1993)

Константин Заклинский родился 28 мая 1955 года в Ленинграде. В 1974 году он окончил Ленинградское хореографическое училище, в старших классах занимался у известного педагога Абдрахмана Кумысникова, в прошлом артиста балета Кировского театра и мастера характерных ролей. В Кировский театр Заклинский пришел сразу после училища и вскоре начал танцевать Зигфрида в "Лебедином озере", Дезире в "Спящей красавице", Альберта в "Жизели", Солора в "Баядерке" и другие ведущие партии классического репертуара. Однако хореографы, с которыми работал молодой солист, открыли новые грани его таланта, и Константин стал исполнять комические роли в современных балетах. Так, в 1975 году Леонид Якобсон поставил для Комлевой и Заклинского номер "Ковбои", в 1977-м Дмитрий Брянцев для него и Ирины Чистяковой придумал миниатюру "Старая фотография", а потом пригласил танцовщика сняться в телевизионном фильме-балете "Галатея". Главные роли там сыграли Екатерина Максимова и Марис Лиепа, а Заклинский изображал одного из дружков папаши Дулиттла.

Асылмуратова и Заклинский: вместе на сцене и в жизни

Заклинский признается, что на Алтынай обратил внимание еще тогда, когда она занималась в училище. Потом Асылмуратову приняли в театр, он сразу начал ухаживать, и вскоре артисты поженились. После "Лебединого озера" у Асылмуратовой появилось много разных ведущих партий в классических и современных балетах, она выступала с мужем и другими партнерами. Знатоки балета со стажем вспоминают, например, ее дуэт с Фарухом Рузиматовым.

В 1989 году Кировский балет отправился на гастроли в США и Канаду, там заслуженные артисты России Асылмуратова и Заклинский танцевали не только классику — "Спящую красавицу", "Жизель", "Корсара", но и "Тему с вариациями" Джорджа Баланчина. И очень волновались: этот балет был прекрасно знаком американцам и в течение многих лет исполнялся баланчинской труппой New York City Ballet. Но переживали артисты напрасно: публика восторженно приняла их трактовку знаменитого спектакля.

"Тема с вариациями"
"Тема с вариациями"

В конце 1980-х Асылмуратова (кстати, одна из первых в СССР) стала заключать контракты с известными западными балетными коллективами. Она танцевала в нью-йоркском Американском театре балета, балетной труппе Парижской оперы, а в 1989-1993 годах являлась ведущей солисткой английского Королевского балета. "Хотелось больше танцевать. Кроме того, я буквально бредила балетами англичанина Кеннета Макмиллана, особенно "Манон"", — говорит балерина. В 1995-1997 годах Асылмуратова и Заклинский выступали в труппе Национального балета Марселя знаменитого Ролана Пети.

В 1997 году пара вернулась в Петербург, в 1999-м за исполненную в Мариинском партию Кармен в одноименном балете Пети Асылмуратова получила премию "Золотой софит". В том же году она оставила сцену и начала преподавать. В 2000-м Асылмуратова стала проректором и художественным руководителем Вагановской академии, на следующий год получила звание народной артистки России. А Заклинский, завершив сценическую карьеру, преподавал дуэтно-классический танец в Вагановской академии, был балетмейстером-репетитором в Мариинском.

В декабре 2013 года Асылмуратова ушла из академии, несколько месяцев — до марта 2014-го — была советником генерального директора Михайловского театра. А в 2015 году она вместе с мужем и дочерью вернулась в Казахстан и стала худруком балетной труппы Государственного театра оперы и балета "Астана Опера". Через год Асылмуратова начала работать и в Казахской национальной академии хореографии: сначала была ректором, а два года назад заняла пост художественного руководителя.

С театром "Астана Опера" связана и жизнь Заклинского — он является педагогом-репетитором, а дочь знаменитых артистов Анастасия Заклинская, окончив Вагановскую академию, стала солисткой этого театра. Так что балетная династия продолжается.