6,9K подписчиков

ФАРФОРОВАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ. ПОСЛАНИЕ ИЗ «БЕЛОГО ЗОЛОТА»


В лектории «Газпрома» на выставке «Россия» специалисты Эрмитажа рассказали об Императорском фарфоровом заводе и знаковых изделиях, отражающих вехи истории и культуры страны.
Первая история про русское «белое золото» —
здесь. А сегодня поговорим о том, как передавали послания с помощью милых безделушек.

Табакерка с многоцветной росписью. Россия, Санкт- Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1760-е. Государственный Русский музей. Фото: https://vk.cc/cxSAtn
Табакерка с многоцветной росписью. Россия, Санкт- Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1760-е. Государственный Русский музей. Фото: https://vk.cc/cxSAtn

Исполняя желание государыни
Однажды Елизавете Петровне преподнесли дипломатический подарок — фарфоровую табакерку от польского короля. В середине XVIII века нюхательный табак был очень популярен в великосветской среде. Табакерки считались чрезвычайно модной вещицей, а уж фарфоровые — самым роскошным аксессуаром.
Русская государыня — большая любительница «белого золота». Она только что своим указом учредила собственную Порцелиновую мануфактуру на берегах Невы. А потому потребовала сделать свои фарфоровые коробочки для табака.
Первая «чихательная коробочка» с собственной фабрики была изготовлена в 1750 году. Елизавета Петровна получила ее на день рождения.
До этого все табакерки делали из «простых» материалов — слоновой кости, серебра, золота с камеями и бриллиантами. На на пике моды оказались именно фарфоровые, баснословно дорогие.

Табакерка «Ощущение», с рельефным декором из раковин, кораллов и водорослей, росписью на крышке. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750‑е. Фото: https://vk.cc/cxSrtY
Табакерка «Ощущение», с рельефным декором из раковин, кораллов и водорослей, росписью на крышке. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750‑е. Фото: https://vk.cc/cxSrtY
Табакерка пакетовая с адресом на имя А. А. Волковой. Фарфор, металл, роспись, гравировка, золочение. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1760-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSrVJ
Табакерка пакетовая с адресом на имя А. А. Волковой. Фарфор, металл, роспись, гравировка, золочение. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1760-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSrVJ

Отечественное производство и наука
Порцелиновая мануфактура Елизаветы Петровны расположилась в десяти верстах от центра Санкт-Петербурга, на берегу Невы, на казенном кирпичном заводе. Новую фабрику укомплектовали штатом рабочих и мастеровых.
Для русского фарфора везли из подмосковной Гжели сероватую глину — черноземку, из Оренбурга — чебаркульскую белую глину, из Карелии — олонецкий кварц и из-под Казани — алебастр. Как видим, одна фарфоровая фабрика способствовала развитию сразу нескольких производств в разных регионах России.
В то время Ломоносов открывает химическую лабораторию при Академии наук, где помогает своему другу Дмитрию Виноградову совершенствовать фарфоровую массу и технологии обжига, закладывая основы научного процесса изготовления фарфора.

Табакерка с многоцветной росписью. Фарфор, золото. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1760-е. Фото: https://vk.cc/cxSrYB
Табакерка с многоцветной росписью. Фарфор, золото. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1760-е. Фото: https://vk.cc/cxSrYB
Пакетовая табакерка с надписью-адресом «Ее сиятельству графине Мавре Егорьевне Шуваловой». Россия, Петербург. Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: https://vk.cc/cxSs0w
Пакетовая табакерка с надписью-адресом «Ее сиятельству графине Мавре Егорьевне Шуваловой». Россия, Петербург. Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: https://vk.cc/cxSs0w

Первая продукция
Сначала новая мануфактура выпускала фарфоровые мелочи — пуговицы, колокольчики, набалдашники для тростей, черенки ножей и вилок, яйца. Первым видом продукции, которая пошла в продажу, стали табакерки. Оформлением занимались искусные мастера и каллиграфы.
С 1753 года стали приниматься заказы на производство табакерок от частных лиц. Формы коробочек самые разные: в виде предметов мебели, туфелек, яблочек… Самая распространенная — «пакетовая» табакерка, то есть представляющая собой запечатанное письмо, пакет, послание.
Масштаб производства был уже не мелким. Для росписи табакерок привлекались даже ученики Императорской академии художеств. Рукотворность исполнения делала каждый предмет уникальным.

Табакерка с рельефным декором из раковин, кораллов и водорослей: на обороте крышки — сцена утиной охоты. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSs2Q
Табакерка с рельефным декором из раковин, кораллов и водорослей: на обороте крышки — сцена утиной охоты. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSs2Q
Табакерка в форме комода с изображением играющих мопсов. Автор — Д. Виноградов. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1752. Фото: Государственный Эрмитаж, https://dzen.ru/a/ZYqJX5KlAx2C9S0O
Табакерка в форме комода с изображением играющих мопсов. Автор — Д. Виноградов. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1752. Фото: Государственный Эрмитаж, https://dzen.ru/a/ZYqJX5KlAx2C9S0O

Узкофункциональная вещица со множеством функций
Табакерка — не только про «нюхать табак». В те времена это была важная деталь общественной, политической и частной жизни российской аристократии. Например, табакерки из фарфора, нового материала, считались знаком особого расположения, когда императрица дарила их своим приближенным.
В коробочках для табака хранился не всегда табак. Фарфоровый «конверт» использовался для передачи любовных посланий между дамами и кавалерами высшего света. Такую табакерку называли кареткой любви. Она доставлялась адресату, а публика вокруг могла лишь догадываться, что там внутри — табак или любовное письмо. Вот такие фарфоровые эсэмэски были в галантном XVIII веке.
Особую любовь к табакеркам питала императрица Екатерина II. При ней жизнь фарфорового производства на Неве изменилась. Но об этом — в следующий раз.

Табакерка круглая с архитектурными сценами в галантных композициях. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSsgT
Табакерка круглая с архитектурными сценами в галантных композициях. Фарфор, золото, роспись. Россия, Петербург, Невская порцелиновая мануфактура. 1750-е. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSsgT
Дмитрий Виноградов, Андрей Черный. Табакерка с мопсами в золотой оправе. Невская порцелиновая мануфактура, Россия, Санкт-Петербург, 1750-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSuV4
Дмитрий Виноградов, Андрей Черный. Табакерка с мопсами в золотой оправе. Невская порцелиновая мануфактура, Россия, Санкт-Петербург, 1750-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cxSuV4

#лахтацентрзнаний