25,6K подписчиков

Приключения итальянцев на... Тихом океане. ("те, кто смог выйти").

312 прочитали

Я не знаю, насколько целесообразны были перевозки подводными лодками на другой конец света, но факт остается фактом: немцы и японцы пытались их организовать. При чем здесь итальянцы?

По не очень понятным для меня причинам, немцы для своих перевозок использовали итальянские подводные лодки с итальянскими же экипажами. Взамен немцы должны были передать итальянскому флоту 10 подводных лодок класса VII-C, (и вскоре итальянские экипажи и командиры даже начали обучение в Германии).

Почему было принято такое решение, сложно сказать. Всего в "проекте"должны были принимать участие 9 подводных лодок (три отряда по три лодки), но "Архимед" и "Да Винчи" союзники утопили "до того". Оставалось семь лодок. В Японию они должны были отвезти ртуть, алюминий, приборы точной механики, обратно должны были отвезти каучук, цинк, олово из Малайзии.

В первую группу вошли субмарины:

-«Команданте Каппеллини» (R.SMG. "Comandante Cappellini"), типа "Marcello" (по этому проекту было построено 9 подводных лодок с дизелями CRDA Cantieri Riuniti dell'Adriatico и два с двигателями FIAT)

R.SMG. "Comandante Cappellini" Водоизмещение  1077/1313 тонн Скорость 17/8 узлов, 8 торпедных аппаратов 2 × 100-мм/47 орудий  4 × 13.2-мм пулеметов. Достаточно странный выбор для "транспорта", ибо дальность плавания всего 2500 миль.
R.SMG. "Comandante Cappellini" Водоизмещение 1077/1313 тонн Скорость 17/8 узлов, 8 торпедных аппаратов 2 × 100-мм/47 орудий 4 × 13.2-мм пулеметов. Достаточно странный выбор для "транспорта", ибо дальность плавания всего 2500 миль.

-«Энрико Таццоли» (R.SMG. Enrico Tazzoli) типа "Кальви" (3 единицы)

Водоизмещение 1549/2061 тонн Скорость 17/8 узлов, 2х120-мм, 2 × 13.2-мм пулеметов. Дальность плавания 11000 миль "Энрико Таццоли", названная в честь Энрико Таццоли, была заложена компанией "Одеро-Терни-Орландо" на их верфи в Муджиано, Специя" в 1932 году, спущена на воду 14 октября 1935 года и достроена в следующем году.
Водоизмещение 1549/2061 тонн Скорость 17/8 узлов, 2х120-мм, 2 × 13.2-мм пулеметов. Дальность плавания 11000 миль "Энрико Таццоли", названная в честь Энрико Таццоли, была заложена компанией "Одеро-Терни-Орландо" на их верфи в Муджиано, Специя" в 1932 году, спущена на воду 14 октября 1935 года и достроена в следующем году.

-«Режинальдо Джулиани» (R.SMG. Reginaldo Giuliani).

Подводные лодки типа «Люцци» (итал. Liuzzi) — серия итальянских подводных лодок времён Второй мировой войны. Проект разработан фирмой «Този», Таранто (ТТ), как развитие лодок типа «Брин». От прототипа отличались несколько большим водоизмещением и длиной, лучшей остойчивостью и традиционным размещением палубного орудия (перед рубкой). Водоизмещение 1166 / 1484 т. Скорость 17/8 узлов, автономность13000 миль на скорости 8 узлов. 1 пушка 100/47 обр. 1938 г.
Подводные лодки типа «Люцци» (итал. Liuzzi) — серия итальянских подводных лодок времён Второй мировой войны. Проект разработан фирмой «Този», Таранто (ТТ), как развитие лодок типа «Брин». От прототипа отличались несколько большим водоизмещением и длиной, лучшей остойчивостью и традиционным размещением палубного орудия (перед рубкой). Водоизмещение 1166 / 1484 т. Скорость 17/8 узлов, автономность13000 миль на скорости 8 узлов. 1 пушка 100/47 обр. 1938 г.

Лодки разнотипные (хоть и близкие по скорости хода), наскоро переоборудованные. При эксплуатации все вышеуказанные лодки имели проблемы. Ощущение такое, что собрали весь итальянский поизносившийся "хлам" из отряда БЕТАСОМ - BETASOM (аббревиатура на итальянском языке от Bordeaux Sommergibile или Sommergibili) и отправили на Дальний Восток, пообещав итальянцам новые лодки.

Что такое BETASOM? После вступления Италии в войну и падения Франции, Королевский военно-морской флот Италии основал базу подводных лодок в Бордо, которая находилась в немецкой зоне оккупации. Итальянцам был выделен сектор Атлантики к югу от Лиссабона для патрулирования. База была открыта в августе 1940 года, а в 1941 году захваченное французское пассажирское судно De Grasse использовалось в качестве складского судна, прежде чем было возвращено правительству Виши в июне 1942 года.

Практически все выделенные итальянские лодки входили в состав этого отряда. Под наблюдением контр-адмирала Фену начались масштабные работы по переоборудованию лодок. Палубные орудия были сняты, погреба боезапаса были превращены в дополнительные склады горючего, удалены перископы и большая часть бортового оборудования, чтобы освободить место для груза. Были срезаны торпедные аппараты.

Груз каждой подводной лодки составлял 160 тонн: ртуть в специальных емкостях, алюминий в слитках, приборы точной механики. Лодки были загружены до предела. 16 мая 1943 года три лодки вышли из Бордо. Из трех лодок до гавани Кеппел 14 июля 1943 года дошли две: «Каппеллини» и «Джулиани». Третья лодка R.SMG. Enrico Tazzoli пропала в районе Бискайского залива. 17 мая связь была потеряна, и она была объявлена пропавшей без вести. Кто ее потопил? Кто-то пишет, что "Энрико Таззоли" был потоплен в Бискайском заливе в результате атаки американского эсминца "Маккензи", кто-то пиешт, что она была потоплена самолетом в Бискайском заливе 23 мая. Подтверждения причин ее гибели нет. Лежит где-то на дне, ртутные слезы роняет...

Но, на этом история не заканчивается.

Вторую группу образовали лодки «Луиджи Tорелли» (R.SMG. Luigi Torelli), «Барбариго» (R.SMG. Barbarigo) и «Аммиральо Каньи» (R.SMG. Ammiraglio Cagni).

R.SMG. Luigi Torelli

Luigi Torelli была построена на верфи Oto в Ла Специя , Италия. Одна из шести лодок класса Marconi , заложенных 15 февраля 1939 года, Luigi Torelli была спущена на воду 6 января 1940 года. Спроектированная как океанское судно, она предназначалась для операций как в Средиземном море , так и в Атлантике. Водоизмещение 1195/1400 тонн. Скорость   17,8 / 8,2  узлов. Одна 100-мм пушка с длиной ствола в 47 калибров, 4 пулемета 13,2 мм
Luigi Torelli была построена на верфи Oto в Ла Специя , Италия. Одна из шести лодок класса Marconi , заложенных 15 февраля 1939 года, Luigi Torelli была спущена на воду 6 января 1940 года. Спроектированная как океанское судно, она предназначалась для операций как в Средиземном море , так и в Атлантике. Водоизмещение 1195/1400 тонн. Скорость 17,8 / 8,2 узлов. Одна 100-мм пушка с длиной ствола в 47 калибров, 4 пулемета 13,2 мм

R.SMG. Barbarigo типа "Marcello"

R.SMG. Barbarigo типа "Marcello", их было построено одиннадцать.  Одной из лучших лодок этого класса, произведенных итальянскими верфями, стала субмарина «Барбариго» — дизель-электрическая ударная подводная лодка. Строительством подводной лодки «Барбариго» занималась итальянская компания-производитель морской и авиационной промышленности "Кантьери Риунити дель Адриатико". Спуск подводной лодки на воду состоялся 12 июня 1938 года. На вооружение Королевских военно-морских сил Италии она поступила 19 сентября 1938 года.  Водоизмещение 1060 / 1310 т. Скорость 17,8/8 узлов 2 х 1 — 100-мм/47 палубных орудия O.T.O; 2 х 2 — 37-мм пулемета.
R.SMG. Barbarigo типа "Marcello", их было построено одиннадцать. Одной из лучших лодок этого класса, произведенных итальянскими верфями, стала субмарина «Барбариго» — дизель-электрическая ударная подводная лодка. Строительством подводной лодки «Барбариго» занималась итальянская компания-производитель морской и авиационной промышленности "Кантьери Риунити дель Адриатико". Спуск подводной лодки на воду состоялся 12 июня 1938 года. На вооружение Королевских военно-морских сил Италии она поступила 19 сентября 1938 года. Водоизмещение 1060 / 1310 т. Скорость 17,8/8 узлов 2 х 1 — 100-мм/47 палубных орудия O.T.O; 2 х 2 — 37-мм пулемета.

R.SMG. Ammiraglio Cagni

Я не знаю, насколько целесообразны были перевозки подводными лодками на другой конец света, но факт остается фактом: немцы и японцы пытались их организовать.  При чем здесь итальянцы?-6
Подводные лодки класса « Каньи » или «Аммиральо Каньи» — класс подводных лодок , построенных для итальянской компании Regia Marina во время Второй мировой войны . Водоизмещение 1653 тонны (на поверхности) 2,136 (под водой). 2  дизеля 4370 л.с. (3260 кВт) в надводном положении Электродвижение  1800 л.с. (1300 кВт) в подводном положении
Скорость 17 узлов (31 км/ч) в надводном положении 8,5 узлов (15,7 км/ч) под водой. Дальность 13 500 морских миль. 2 × 100-мм (4 дюйма) / 47 калибра орудия 4 × 13,2 мм пулеметов
Подводные лодки класса « Каньи » или «Аммиральо Каньи» — класс подводных лодок , построенных для итальянской компании Regia Marina во время Второй мировой войны . Водоизмещение 1653 тонны (на поверхности) 2,136 (под водой). 2 дизеля 4370 л.с. (3260 кВт) в надводном положении Электродвижение 1800 л.с. (1300 кВт) в подводном положении Скорость 17 узлов (31 км/ч) в надводном положении 8,5 узлов (15,7 км/ч) под водой. Дальность 13 500 морских миль. 2 × 100-мм (4 дюйма) / 47 калибра орудия 4 × 13,2 мм пулеметов

На лодках тоже вырезали все (вплоть до того, что на них осталось по одному гальюну). Лодки тоже все разнотипные. Самой большой была R.SMG. Ammiraglio Cagni. Подводная лодка «Каньи» уходила на Дальний Восток с полным вооружением, но обратно должна была прийти с грузом. Ее переоборудование было чуть иным. Оно включало в себя демонтаж торпедных аппаратов, части погребов артиллерийского боезапаса, второго перископа и второго гальюна. Груз тот же: алюминий, ртуть, приборы точной механики (прицелы, автоматика ит.д.) но чуть меньше, по 130 тонн. Судьба... (почти та же самая).

16 июня 1943 года три лодки вышли в Сингапур, но до гавни Кеппел дошла только одна лодка R.SMG. Luigi Torelli. Отделившаяся от отряда R.SMG. Barbarigo перестала выходить на связь уже на второй день после выхода. Наверное тоже лежит на дне роняя ртутные слезы в районе Бискайи (но где, неизвестно). У подводной лодки R.SMG. Ammiraglio Cagni были все шансы дойти, но... 8 или 9 сентября, находясь всего в 1800 милях от Сингапура , она получила известие о перемирии и получила приказ направиться в порт Дурбан. 20 сентября она прибыла, была перехвачена HMS Jasmine и сопровождена в Дурбан, где она официально сдалась Великобритании.

Последняя лодка соединения BETASOM «Альпино Баньолини» (R.SMG. Alpino Bagnolini), получившая у немцев обозначение UIT-22, попыталась ещё раз прорваться к японцам. Она 26 января 1944 года вышла из Бордо, но 11 марта 1944 года была потоплена британскими «Каталинами» в районе Кейптауна.

Таким образом, на Дальнем Востоке собралось 3 "итальянки", которые были перенаправлены для оснащения на остров Пенанг...

(Но это, опять же, не конец истории)