919K подписчиков

«Будут действовать хитро» Киев ждет первую партию истребителей F-16. Когда они поднимутся в небо и опасны ли для России?

813 прочитали

Уже летом 2024 года Вооруженные силы Украины (ВСУ) могут получить американские истребители F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»). Госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил, что первая партия самолетов из Дании и Нидерландов «уже в пути». Позже эту информацию подтвердил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, F-16 в скором времени появятся в небе над страной, а член комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне Вадим Ивченко заявил, что F-16 прибудут на Украину в июле.

Блинкен не раскрыл количество направляющихся на Украину самолетов, однако ранее сообщалось, что этим летом Киеву могут передать 60 истребителей F-16. В прошлом месяце издание Politico писало, что эти самолеты поступят из Дании, Норвегии, Нидерландов и Бельгии. При этом Владимир Зеленский заявил, что даже 50 F-16 — это ничто для Киева. По его словам, воздушным силам страны нужно 128 самолетов.

Параллельно Запад обучал украинских пилотов и технический персонал работе с F-16. В мае официальный представитель Национальной гвардии США сообщил, что первая партия украинских пилотов завершила обучение управлению истребителями F-16 в США. При этом спикер воздушных сил Украины Илья Евлаш подчеркнул, что пилоты вернутся в Европу для дальнейшей подготовки. В июне источники Politico сообщали, что США могут подготовить 12 украинских пилотов до конца сентября. Это вызвало недовольство Киева, который был готов отправить на обучение в США 30 пилотов.

   Симулятор для подготовки пилотов F-16. Фото: Офис Президента Украины
Симулятор для подготовки пилотов F-16. Фото: Офис Президента Украины

2 июля официальный представитель Пентагона Патрик Райдер сообщил, что в США и Дании обучаются более дюжины военнослужащих. Считается, что такими темпами Украина получит 20 пилотов F-16 до конца года. В Верховной Раде предположили, что Вашингтон намеренно задерживает подготовку пилотов по политическим причинам, но в США считают иначе. Например, одним из критериев отбора пилотов для обучения было знание технического английского языка, которым владело ограниченное число кандидатов.

128 F-16 нужны Украине, по словам Владимира Зеленского

Также ситуацию с летным составом может усугубить прекращение обучения пилотов в Дании после 2024 года. Это связано с переходом королевства на новые самолеты. Не менее важным моментом остается подготовка специалистов по обслуживанию F-16. В конце мая стало известно о прибытии первых техников на Украину. Дания подготовила 50 человек для Киева и планирует приступить к работе со следующей группой специалистов.

F-16 станут постоянной мишенью для Вооруженных сил России

Вооруженные силы России в последние месяцы повысили интенсивность ударов по местам базирования авиации Киева. В мае был нанесен массированный удар по авиабазе Староконстантинов, а в начале июля российский «Искандер-М» ударил по аэродрому в Кривом Роге. В том же месяце «Искандером» уничтожили пять украинских истребителей Су-27 на военном аэродроме Миргород, а на авиабазе Долгинцево российская ракета поразила МиГ-29.

В большинстве случаев удары корректировали российские беспилотники, которые беспрепятственно наблюдали за аэродромами Вооруженных сил Украины (ВСУ). Военный эксперт Анатолий Матвийчук предположил, что одна из целей этих ударов — повреждение инфраструктуры, которую могли бы использовать F-16.

В последние дни идут удары по аэродромным инфраструктурам -- Миргород, Полтава, сейчас вот Долгинцево. Я полагаю, что это те аэродромы, которые могут быть подготовлены для приема западных самолетов типа F-16. Уничтожение взлетно-посадочных полос, аэродромов, особенно средств навигации, нужно для предотвращения поставок этих самолетов на территорию Украины

Анатолий Матвийчук, полковник в отставке, военный эксперт

Исходя из этих ударов можно предположить, что для защиты F-16 на земле Киеву придется тратить много ресурсов. При этом не стоит забывать, что от Военно-воздушных сил СССР Украина унаследовала обширную сеть воздушных гаваней, которые рассредоточены от Львовской до Харьковской области. Часть из них оснащена мощными укрытиями, способными выдерживать прямые попадания. Поэтому российским средствам разведки придется максимально оперативно определять, когда самолеты готовят к вылету вне укрытий или обслуживают на аэродромах подскока, чтобы поразить их.

Для снижения рисков ВСУ могут решиться на перебазирование самых современных средств противовоздушной обороны (ПВО), которые находятся в Киеве, к местам стоянки F-16. Это, в свою очередь, может открыть ворота российским дронам и ракетам для эффективного поражения целей.

   F-16AM. Фото: Jim van de Burgt / Wikimedia
F-16AM. Фото: Jim van de Burgt / Wikimedia

Еще одной сложностью для Киева может стать подготовка инфраструктуры, которая «заточена» под советские самолеты, для работы с F-16. По мнению военного эксперта, капитана первого ранга запаса Василия Дандыкина, F-16 не предназначены для взлетно-посадочных полос из бетонных плит — истребителям потребуется идеальное покрытие. Он допустил, что Киев уже готовит один из аэродромов для F-16.

В марте стало известно, что Бельгия выделила Украине 100 миллионов евро на обслуживание и поддержку F-16. Несмотря на это, в Киеве скептически оценивают готовность к базированию F-16. Депутат украинского парламента Марьяна Безуглая предположила, что украинские истребители превратятся в мишени из-за отсутствия инфраструктуры.

Какой здесь F-16? F-16 ничего не изменят, это в лучшем случае будет усиление ПВО и постоянная мишень для россиян

Марьяна Безуглая, депутат украинского парламента

ВСУ могут применять самолеты F-16 для засад и охоты на дроны

Нидерланды, Дания, Норвегия и Бельгия используют F-16 модификаций AM/BM. Машины, которые выпустили в 1970-1980-х годах, были модернизированы, что позволило им нести более современные образцы вооружения. Они могут применять высокоточные бомбы Joint Direct Attack Munition (JDAM) и ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM). Дальность базовой версии AMRAAM составляет около 70 километров, а модернизированная AIM-120C-7 способна поразить цель на дальности до 120 километров.

Кроме того, в арсенал F-16 входят ракеты «воздух-воздух» ближнего боя AIM-9 Sidewinder и ракеты «воздух-земля», включая уже поставлявшиеся Киеву противорадиолокационные AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM) и крылатые AGM-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM). Впрочем, о поставках JASSM Украине, несмотря на желание Киева, пока неизвестно. Можно предположить, что F-16 «подружат» с ракетами Storm Shadow/SCALP, которые адаптировали к советским Су-24.

   F-16 с ракетами AIM-120 и AGM-88 HARM. Фото: Staff Sgt. Cherie A. Thurlby - U.S. Air Force / Wikimedia
F-16 с ракетами AIM-120 и AGM-88 HARM. Фото: Staff Sgt. Cherie A. Thurlby - U.S. Air Force / Wikimedia

Вполне возможно, что одной из задач украинских F-16 станет усиление ПВО и охота за российскими дронами и крылатыми ракетами. Также «Боевые соколы» могут стать платформами для пуска ракет по наземным целям. В этих случаях F-16 будут действовать в тылу, где им не грозят российские истребители и зенитные комплексы. Иначе говоря, иностранные самолеты восполнят пробел, который образовался после потерь украинских самолетов «МиГ» и «Су».

Еще одной задачей F-16 может стать борьба с авиацией, где важную роль могут сыграть самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ASC 890 (S-100D), которые Швеция обещает передать Украине. Они способны обнаруживать самолеты и ракеты на расстоянии около 300-400 километров и передавать данные о целях непосредственно на F-16 при помощи системы Link 16. Считается, что это позволит истребителям работать без включения демаскирующего их радара.

При этом вряд ли Киев бросит полученные самолеты в битву за превосходство в воздухе. С одной стороны, их слишком мало, а с другой — они уступают российским Су-35С и Су-30СМ. Командир специальной истребительной группы Воздушно-космических сил России считает, что Киев будет использовать «Соколы» для создания засад.

   Перехват датского F-16 истребителем Су-27П. Кадр: Telegram-канал Fighterbomber
Перехват датского F-16 истребителем Су-27П. Кадр: Telegram-канал Fighterbomber

«Мы прекрасно понимаем, что действовать они будут хитро, делать засады, какие-то подлости. Но наш самолет [Су-30СМ] во всем превосходит F-16 — и по маневренным характеристикам, и по вооружению. Прицельный комплекс у нас совершеннее, современнее. Так что я думаю, что проблем не должно возникнуть. Мы давно готовимся к встрече с этими самолетами, изучаем, уже разработаны тактические приемы. Мы готовы», — сказал он.

Его заместитель подчеркнул, что российские летчики хорошо знают сильные и слабые стороны F-16, поэтому при встрече с этими самолетами они будут загонять их в условия, в которых проявляются преимущества российских истребителей.

Российские зенитные комплексы – главная угроза для F-16

Одной из главных угроз для F-16 на Украине станут российские зенитные ракетные комплексы (ЗРК), которые будут ограничивать действия летчиков. Польское издание Defence24 писало, что российская система ПВО способна помешать Киеву использовать F-16 для ударов вглубь территории России. Также считается, что система ПВО вынудит украинских пилотов летать на минимальных высотах, что ограничит эффективность F-16.

В декабре источник РИА Новости сообщил, что ракета 40Н6 российского ЗРК С-400 «Триумф» позволит поражать F-16 сразу после взлета с аэродрома передового базирования и набора высоты. Работая в связке с самолетом ДРЛО А-50У, эта ракета может сбивать маневрирующие загоризонтные цели. Эксперт британского Королевского института оборонных исследований Джастин Бронк отметил, что из-за российских систем ПВО украинские F-16 будут действовать с предельной дистанции, которая не позволит реализовать преимущество ракет класса «воздух-воздух».

Главной проблемой является российская наземная система ПВО, из-за которой украинским военным самолетам крайне опасно летать на большой высоте практически в любой точке Украины, но особенно в пределах ста миль или около того от линии фронта, в пределах досягаемости российских зенитных ракетных комплексов С-400

Джастин Бронк, Эксперт британского Королевского института оборонных исследований

Появление F-16 на Украине вряд ли приведет к серьезным изменениям в воздушном противостоянии. Эти самолеты могут лишь частично восполнить пробел, который образовался после потерь украинской авиации на земле и в небе. Кроме того, их могут применять для борьбы с российскими самолетами, но численное и качественное превосходство российской тактической авиации, помноженное на опыт пилотов, позволит противостоять этим попыткам. Однако это не отменяет возможного увеличения риска для российских самолетов и ударных вертолетов в зоне СВО.