«Все божественное в Модильяни словно искрилось через какой-то мрак»

   Исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося художника wikimedia.org
Исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося художника wikimedia.org

Есть игра слов, на которую обращали внимание почти все его биографы. Прозвище Амедео Модильяни в Париже было Моди, с ударением на последнем слоге. И это в точности созвучно с французским эпитетом maudit - «проклятый», который был ему очень к лицу. Мальчик из хорошей еврейской семьи в молодости превратился в алкоголика и наркомана, жил без гроша в кармане, не мог продать свои картины и умер в возрасте 35 лет от туберкулезного менингита. Очень печальная повесть, - если, конечно, не считать того, что после смерти он стал одним из самых знаменитых художников ХХ века, а в его бедности и несчастьях грядущие поколения усматривали сплошную романтику.

В самих обстоятельствах его появления на свет усматривали нехорошие знаки судьбы. Он родился в тот самый момент, когда бизнес его отца, коммерсанта из Ливорно Фламинио Модильяни, пошел прахом. Буквально — жена Фламинио рожала Амедео, своего четвертого по счету ребенка, а в дверь стучались судебные приставы, чтобы описать имущество. (Впрочем, тут все сложилось удачно: по древнему местному закону, нельзя было описывать имущество рожающей женщины, поэтому все самые ценные предметы, что были в доме, срочно перетащили к ней на кровать — и приставы не посмели их тронуть).

   Портрет Пабло Пикассо wikimedia.org
Портрет Пабло Пикассо wikimedia.org

Вещички-то спасли, но мальчик родился не с самыми лучшими жизненными перспективами, и дело тут даже не в деньгах. Члены его семьи страдали от туберкулеза, а дедушка и тетя Амедео вдобавок были не очень здоровы головой — у них были мания преследования и перепады настроения, которые перешли и к будущему художнику (уже взрослым его периодически охватывали приступы немотивированной ярости). Пробуждение в Амедео художника тоже случилось на фоне мрачных событий: мальчик, которому было 14 лет, заболел тифом и находился между жизнью и смертью. По легенде, раньше он и не заикался о живописи, а тут, в горячечном бреду, вдруг разразился монологом о том, что страстно хочет рисовать, а для начала увидеть полотна, вывешенные во флорентийских палаццо Питти и Уффици. Мать, выслушав его, пообещала найти учителя и свозить во Флоренцию; будто бы с этого момента состояние больного стало стремительно улучшаться.

Мало того, что у него появился учитель, он еще и начал активно ездить по Италии, не пропуская ни одного музея. А когда ему исполнился 21 год, счел, что на родине повидал уже достаточно, и на выданные матерью деньги отправился покорять Париж. Безусловно, юноше хотелось выглядеть представителем богемы, и он тусовался с нищими художниками, однако сам снимал достаточно приличную квартирку и одевался не без шика. Коричневые бархатные брюки, алый шарф, большая черная шляпа... Говорят, он однажды заметил о Пикассо: «Пусть он и гений, это еще не дает ему права одеваться неопрятно».

Согласно другой, еще более популярной легенде, Модильяни как-то дал практически нищенствовавшему Пикассо банкноту в пять франков. Такая минутка благотворительности. Но с течением времени все перевернулось, и через несколько лет уже Пикассо в приступе великодушия дал Модильяни, к тому моменту по-настоящему бедному, банкноту в сто франков, со словами «Возвращаю долг!» Модильяни, чтобы перевести все в шутку, сказал: «Не жди сдачи — я помню, что я еврей». Но деньги ему нужны были отчаянно. Маска богемного тусовщика, живущего на мамины деньги, исчезла. Он по-настоящему пристрастился к абсенту и к гашишу. Есть версия, что он с их помощью хотел отвлечься от мыслей о туберкулезе, который медленно пожирал его изнутри, и от которого спасения, в общем-то, не было (до изобретения антибиотиков оставалось несколько десятилетий).

Картины не приносили денег, - их просто никто не покупал. К портретам Модильяни, на которых головы и тела людей были удивительным образом вытянуты, просто не знали, как относиться, к какому художественному течению их приписать. И считалось, что большой художественной ценности они не имеют. В 1911 году Амедео говорил: «В своем воображении я пишу не менее трех картин в день, но зачем же тратить холсты? Ведь их все равно никто не купит». Уже готовые произведения он с легкостью готов был уничтожить: однажды взял тележку, полную собственных скульптур, сделанных из камня, и все выбросил в канал (в 1980-е этот канал обшаривали водолазы). А однажды торговался с покупателем насчет своих рисунков, покупатель все сбивал цену, и когда она стала совсем смехотворно низкой, Модильяни побледнел от гнева и стыда, продырявил ножом всю пачку рисунков, нанизал их на шпагат и демонстративно повесил в туалете — вместо туалетной бумаги.

   Женщина с веером wikimedia.org
Женщина с веером wikimedia.org

Он вел чрезвычайно бурную личную жизнь. Одним из самых светлых и лирических эпизодов в ней стал роман с русской поэтессой Анной Ахматовой (незадолго до этого она вышла замуж за Николая Гумилева, но отношениям с Модильяни, платоническим или не очень, это нисколько не мешало). Модильяни водил ее в Люксембургский сад, где за в то время за стулья надо было платить какие-то копейки — но у Модильяни их не было, и они с Ахматовой сидели на бесплатных скамейках. Потом она однажды пришла к нему с красными розами в мастерскую, не застала его, и все розы по одной забросила в окно (Модильяни ужасно понравилось, как они легли на полу). «У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания... И все божественное в Модильяни словно искрилось через какой-то мрак». Удивительно, но Ахматова добавила, что никогда не видела Модильяни пьяным, и от него никогда не пахло вином.

От их романа остались воспоминания Ахматовой, несколько рисунков (по большей части они пропали, но кое-где, например, в музее Руана, кое-что можно найти) и стихотворение:

Мне с тобою пьяным весело -

Смысла нет в твоих рассказах.

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

С другими женщинами все было менее романтично. Например, английскую поэтессу и писательницу Беатрис Хастингс Модильяни однажды выбросил из окна, а она во время одной особенно бурной ссоры попыталась откусить ему гениталии. Ну, по крайней мере, такие сплетни ходили на Монпарнасе. Это был роман необыкновенно бурный, с воплями «Помогите, убивают!», поражавший воображение свидетелей типа Ильи Эренбурга. По его словам, однажды, когда очередной скандал только назревал, Беатрис смогла утихомирить Модильяни словами «Не забывайте, что вы — аристократ, а ваша мать — светская дама». Модильяни вроде бы успокоился, но потом подошел к стене и начал методично голыми пальцами выковыривать из нее кирпич, обламывая себе ногти и оставляя на штукатурке кровавый след. Эренбургу стало настолько не по себе, что он откланялся и ушел.

Когда же мучительный роман с Беатрисой закончился, в жизнь Модильяни вошла Жанна Эбютерн. Этот роман был не скандальным, но очень печальным. Жанна была на 14 лет моложе художника, и влюбилась в него как кошка. Она родила ему дочь, потом они чуть не поженились, но родители Жанны оказались резко против: во-первых, избранник дочери из иудеев (а сами они — ревностные католики), во-вторых и в главных — у него репутация наркомана и пропойцы. Не очень понятно, как развивались бы эти отношения, если бы свое слово не сказал туберкулез: болезнь резко обострилась, началось воспаление мозга, и в 35 лет Амедео Модильяни, непризнанный гений французской живописи, умер. А Жанна, находившаяся на восьмом месяце беременности, в припадке отчаяния убила и себя, и еще не родившегося ребенка. Похоронят любовников в конце концов в одной могиле на Пер-Лашез; рядом с именем Модильяни будет написано «Смерть настигла его в преддверии славы», рядом с именем Жанны - «Верная спутница Амедео Модильяни, принесшая ему в жертву свою жизнь».

   Обнаженная на кушетке wikimedia.org
Обнаженная на кушетке wikimedia.org

Славы действительно оставалось ждать недолго. Красоту бесконечных женских портретов, выполненных Модильяни, наконец начали ценить знатоки, несколько десятилетий спустя художник и вовсе «ушел в народ» (достаточно сказать, что портрет его работы висит дома на стене у Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа»). Сейчас он один из самых дорогих художников и скульпторов в мире: его «Обнаженная на кушетке» в 2015 году была продана на аукционе за 170 миллионов долларов. Естественно, легенда о проклятом художнике, который похабничал и скандалил для того, чтобы ярче гореть, прилагается ко всем его картинам. Она правда печальная. И правда очень красивая.

Автор: Николай ГЕРАСИМОВ