68,5K подписчиков

"Я видела два детских гроба": странные знаки в жизни танцовщицы Айседоры Дункан

104 прочитали
Посреди ночи танцовщица вдруг вскочила с криком: «Я видела два детских гроба! Они там, между сугробов! И похоронный марш!»...
Это был знак судьбы, который Айседора Дункан поняла правильно.

Яркая и эксцентричная, хотя если она не на сцене, то на первый взгляд похожа на серую мышь… Такой описывали Айседору Дункан, женщину, очаровавшую поэта Есенина. Судьбы этих людей были похожи, и закончились трагически – Есенин повесился, а Айседора была задушена собственным шарфом…

В ее жизни было много знаков судьбы – она сама об этом говорила: про будущую известность, про гибель всех своих детей, и про то, что брак с Сергеем Есениным будет очень и очень непростым.

Айседора Дункан
Айседора Дункан

Танцы босиком и без белья

Однажды во сне она увидела, как танцует босиком под дождем, испытывая невероятные ощущения счастья. Айседора задумалась, а что, если это претворить на сцене – ведь она только-только начинала свою карьеру. Эта задумка увенчалась триумфом – именно благодаря необычной манере танцевать босиком американка Айседора Дункан обрела всемирную известность.

Танец состоял в основном из импровизаций: легкие шаги, бег, прыжки и выразительные жесты вкупе с хаотично-плавными движениями рук. Она интересовалась не придумыванием новых па, а тем, что в танце словно создается новое мироощущение. Ее танец символизировал свободу – босиком, без стесняющего тело нижнего белья, лишь легкая накидка на плечах – все это было радостью и свободой.

Танец на берегу моря
Танец на берегу моря

Окончательное становление в искусстве пластического танца состоялось в Греции – Айседора обучалась там. Она не была, конечно, первой, кто вышел на сцену босиком и в свободных одеяниях. Однако именно ей было суждено стать символом такого танца и предвестницей появления балета.

Свободные наряды без корсетов и стягивающих элементов, отсутствие нижнего белья и обуви делали танцовщицу как будто еще легче. Айседору все стали называть Божественной Босоножкой, критики писали:

«Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета»

Но тем не менее, было много споров о том, что значит неизменный белый хитон Айседоры и голые ноги: распутство или лаконичность, естественность или вызов общественным устоям? А Айседора, несмотря на все споры, стала мировой знаменитостью.

Лев Бакст. «Портрет Айседоры Дункан», 1908 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Лев Бакст. «Портрет Айседоры Дункан», 1908 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Утрата детей

У женщины была сильно развита интуиция – или, как еще это называют, дар предвиденья. Перед какими-то важными событиями она всегда видела вещие сны и получала знаки судьбы. Также она верила другим предсказателям. Например, хиромант-художник Лев Бакст в 1905 году сделал предсказание Айседоре, что она получит невероятный успех и прославится, но заплатит за это двумя любимыми существами. А другой хиромант – Луис Хамон (Хейро) предсказал ей смерть от удушья. Про Хейро у меня есть отдельная статья:

Вернемся к предсказанию Бакста. В 1913 году Дункан не находила себе места от какой-то непонятной тревоги. Она приехала в Париж, там ее ждал Парис Зингер, возлюбленный, от которого Айседора родила дочь. Посреди ночи танцовщица вдруг вскочила с криком: «Я видела два детских гроба! Они там, между сугробов! И похоронный марш!» Сонный Зингер тоже очень испугался, но стал успокаивать женщину, мол, слишком много думает о плохом, устала, надо отдохнуть.

Через какое то время снова был знак судьбы. Айседора пришла в один из парижских театров, в котором была танцевальная студия. Когда она проходила по коридору, откуда ни возьмись, прямо перед ней пробежали три черные кошки. В тот же день, придя в свою уборную, Айседора увидела, что в ней кто-то забыл книжку под названием «Ниобея, оплакивающая собственных детей».

Айседора была в уверенности, что знаки - предвестники страшного горя. Через какое-то время в театр прибежал Зингер. Он рассказал, что автомобиль, в котором ехали няня с детьми Айседоры: семилетней дочерью и трехлетним сыном, потерял управление прямо на мосту и рухнул в Сену. Спасти никого не удалось. Через год, в 1914 году, у Айседоры родился еще один сын, но он был настолько слаб, что умер спустя несколько чесов после появления на свет.

Айседора Дункан со своим ребенком
Айседора Дункан со своим ребенком

Айседора Дункан очень хотела детей. Но побоялась, что снова судьба ее за что-то накажет, потому не решилась даже планировать рождение своих детей, а удочерила аж 6 учениц из своей танцевальной школы, которую открыла в Германии. Девочки впоследствии выступали с коллективом под названием «Isadorables» — игра слов от имени Isadora, Айседора и adorables, очаровательные.

Правильный билет

Еще один знак судьбы был связан с гастролями. Ей нужно было развиваться, но Айседора все заработанные деньги тратила на развитие танцевальных школ. Причем они были в разных странах, а Айседора так заботилась о них, что себе во многом отказывала.

Хотя женщина была очень хорошим педагогом и танцовщицей, она плохо понимала в управлении, потому в ее школах был хаос. Особенно в финансовом плане. Очень много неоплаченных счетов – они росли каждый день, а за обучение тоже не платили. Счета в банке опустели, кредиторы не отставали от Дункан, требуя назад свои деньги. В 1915 году танцовщица оказалась на пороге банкротства. К тому же шла Первая мировая…

Весной 1915 года, возвращаясь из американских гастролей, Дункан попала в скандал. Кредиторы, пытавшиеся вернуть деньги, осаждали ее всюду, потому женщина решила сдать билет на шикарный лайнер «Лузитания», чтобы сэкономить и вернуться в Европу на более скромном корабле.

Гибель "Лузитании"
Гибель "Лузитании"

Также Айседору осаждали тревожные мысли, и которые она первоначально объяснила тем, что ей не хотелось видеть богачей с роскошного судна. Путешествие в Европу для не пошло спокойно, а вот «Лузитания» попал в катастрофу.

7 мая 1915 года лайнер торпедировала германская субмарина. И «Лузитания» затонула недалеко от берегов Ирландии, забрав в пучины океана 1198 человек. Айседора Дункан поняла, что предчувствия ее снова не обманули.

Мечтала танцевать для простых людей

Вернемся немного в прошлое. Айседора начала выступать еще с 18 лет – сначала это были чикагские ночные клубы. Танцы босиком в этих клубах были экзотическими и рабочий класс был шокирован. Айседору тогда еще мало понимали. Потому она пересекла океан, и решила попробовать себя в Лондоне и Париже, где новые направления в танцах только приветствовались. Там Дункан получила успех, стала открывать свои школы.

В красном платье
В красном платье

За год до начала Первой мировой Айседора впервые побывала в России. И на удивление, ее здесь хорошо приняли. Последователей и поклонников у Дункан нашлось немало. После революции танцовщица вновь поехала в Россию и даже написала письмо наркому просвещения Луначарскому. Там она говорила, что устала от коммерческого буржуазного искусства и мечтает танцевать для простого народа. Луначарский в ответном письме заявил, что даст ей «школу и тысячу детей». И действительно, Дункан получила целый особняк на Пречистенке, в котором было два больших танцевальных зала.

Выйдя замуж за Есенина, Дункан получила заманчивое предложение дать серию представлений в США. В 1922 году Штаты встретили ее аншлагами и овациями. Правда, не во всех городах. Танцовщицу с криками выгнали из Чикаго и Бостона. А в Бруклине случилось несчастье: Айседора случайно упала со сцены. А еще разбушевались американские критики: в коротком красном наряде танцовщицы она разглядели пропаганду коммунизма и эротизм. Тем не менее, Айседора все же считала, что теперь ее поддержат в США. В 1923 году супруги Дункан-Есенины вернулись в Россию. А тут ее приняли уже прохладно. Ей приписывали то, что поэт сильно пьет, хотя сама Айседора в рот не брала ни капли, а он и до этого, мягко говоря, бухал». Да и отношения разладились, потому Айседора уехала в Европу.

Айседора Дункан и Сергей Есенин
Айседора Дункан и Сергей Есенин

Всего один несчастный брак

Кстати, про отношения Есенина и Дункан. Многие думают, что Айседора Дункан была много раз в браке. Но на самом деле она выходила замуж всего лишь раз. Женщина боялась брака, даже за Зингера она не пошла, только родила от него детей. Лишь Сергей Есенин смог ее уговорить сделать этот шаг, о котором она впоследствии очень жалела.

В 1921 году приехав в Москву, Айседора увидела златовласого поэта в мастерской художника Георгия Якулова. Она поняла, что от судьбы не убежишь – любовь поглотила и ее, и его. Правда, Есенин совсем не говорил по-английски, а Айседора не могла связать и пары слов по-русски, но это не стало преградой.

Через полгода, 2 мая 1922 года, поэт и танцовщица заключили официальный брак. Обоим была присвоена двойная фамилия Дункан-Есенин. «Теперь я Дункан», — говорил Есенин, выходя из ЗАГСа в Хамовниках. «Я – Езенинь» - кричала Айседора. Она звала его «ангель», «тчорт», «Езенин», а он называл ее «скверной девочкой» и «Изадорой». При всем при этом Айседора была старше Сергея на 18 лет.

Их отношения, по словам современников, были сложными: поэт пил, частенько скандалил с окружающими и с женой, даже поднимал на ее руку. А она стойко терпела выходки избранника. Парочку даже сравнивали с поведением всепрощающей матери и капризного ребенка.

Мама и сын?
Мама и сын?

Чтобы муж ездил с нею на гастроли по Европе и США, Айседора оформила себе советское гражданство. Но когда пара уехала из России, отношения супругов окончательно испортились. Он был звездой в СССР, но для зарубежной публики Сергей стал только дополнением к успешной танцовщице. Конечно, такой расклад задевал самолюбие мужчины.

При этом, разговаривая с друзьями, Есенин с холодком отзывался об Айседоре: «Вот пристала, липнет, как патока!» Проездив полтора года по заграницам, в Москву супруги вернулись чужими людьми. Через пару месяцев Айседора покинула СССР уже навсегда. Когда она была в Париже, ей принесли телеграмму, в которой Есенин сообщил про развод. Брак этот длился только два года.

Удушье

Наверное, она тоже не выдержала. Жизнь с алкоголиком, пусть даже недолгая, наложила свой отпечаток. И Айседора тоже стала выпивать. Она выступала уже мало, к 50 годам предпочитая посиделки в кругу уже не таких многочисленных друзей. А ее дар предвиденья сошел на нет, знаки судьбы танцовщица перестала замечать и вовсе.

И вот, 14 сентября 1927 года Айседора должна была ехать на деловую встречу с новым аккомпаниатором. Она была на тот момент совершенно счастливой: танцовщицу, уже давненько не выходившую на сцену, несколько раз вызывали на бис.

Посреди ночи танцовщица вдруг вскочила с криком: «Я видела два детских гроба! Они там, между сугробов! И похоронный марш!»... 
Это был знак судьбы, который Айседора Дункан поняла правильно.-9

Дункан села в красный спортивный автомобиль своего поклонника из Италии. Любимый алый шарф Айседоры развевался по ветру. Авто лихо рвануло с места. А шарф, запутавшийся в спицах колеса, почти обезглавил танцовщицу. Смерть от удушья была мгновенной.

Про это ей говорили другие – знаменитый Хейро еще в 1900-е годы предсказал танцовщице смерть от удушья в результате несчастного стечения обстоятельств… Но она не хотела верить.