105K подписчиков

Он ушёл непобеждённым. Прости нас, брат...

736 прочитали

"Мы больше не будем... Не убивайте, отпустите пожалуйста..." Двое совсем молоденькие, так сказать "только от титьки". Классический "детский сад". Видать совсем плохо у Зели с пополнением. Переглянулись с "Жекой", он не против: "Брысь отсюда!!!".

Окопная правда без прикрас по пульсации свежих воспоминаний погибших братьев, о которых рассказывал здесь:

Живой трепет чувств, рождённых в грязи и крови. Эти строки почти не музыкальны, но в них та жизнь, о которой многие даже представить не сумеют. И если хочет читатель жить - это плата - окопная правда, ушедших на небо русских бойцов.

Здесь то, что рассказали немногие, оставшиеся в живых, сослуживцы старшего сына. Старался записать как умею, не обессудьте за стиль. Это для внуков писал. (отец Ковиковдова Юрия и Сергея)

Быть воином - значит жить вечно!

Ковиковдов Юрий
Ковиковдов Юрий

"Винни"

"Клиновое"... Кому помешала эта табличка? Похоже из пулемёта. Кучно, пристреливался скорее всего. "Бахмут 14 км". Недалеко, но здесь каждый километр с болью даётся... Как похоже на деревню деда, одна длинная улица и вдоль неё дома такие же, правда жить в них уже никак, арта снарядов не жалела и, судя по воронкам, не только арта... Конец июля, а деревья голые. Досталось вам. Яблоки должны быть, днём посмотрим... Дома яблоки сласть. Как там мои? Ничего, девчонки у меня сильные, выдюжат, тут до декабря совсем чуток... Надеюсь и у братишки всё нормально, воюет сейчас под Херсоном в разведбате ВДВ. По слухам напряжно там. Не горячись и береги себя, брат... Родителям тоже несладко, лишь бы здоровье не подвело. Ничего, соберёмся все вместе в конце года и отметим как следует это дело. Да-а-а-а, вовсе не "тиха украинская ночь...", шумно здесь как-то. Сейчас заменим ребят и будем обживаться.
Вот и утро, солнце уже палит вовсю. Ночью "бандеры" спать не давали, прошлись "Градом" квадратно-гнездовым методом. Это они так здороваются, наверное. Хорошо хоть догадался свои пожитки в подвал спустить, а то бы без подштанников остался, как некоторые из наших, оставившие свой багаж в хате и бросившие его в начале артналёта. Теперь хаты больше нет. Ха-ха. И не смешно вовсе... Такое чувство, что находишься в тылу врага, кто-то ведь стуканул противнику о нашем прибытии и вполне возможно кто-то из местных...
По-тихоньку занялись порядком в траншеях первой линии, определились с местом хранения воды, жрачки, ну и, конечно, мусорка с местом общего пользования, куда ж без него. Подготовили ниши в стенках окопа под дополнительные магазины и гранаты, а то засыпет или под ногами мешаться будут. Вроде почище и попросторнее стало. Целый день ушёл на "благоустройство". Поужинали, солнце село, можно и подремать. Командир "Жека" у нас хоть и молодой, но уже бывалый (не первая война за плечами), перед начальством не стелется, может в глаза сказать, если что... Детдомовский, значит хлебнул лиха. Поживём-увидим. Не спится. Включу-ка плеер, взял у дочуни напрокат, помогает отвлечься. "Король и шут", подсел ещё с армии. Музыка к месту. Многие уже просят послушать, но не могу дать. Кажется, что в чужих руках исчезнет запах парфюма дочи. Как они там?...
После ужина пришёл приказ на замену и нас одним "КамАзом" повезли в сторону, где весь день громыхало. Высадили, не доезжая километра два, зашли в ближайшую лесополосу и дальше пешим порядком. Шли с шутками-прибаутками, так дорога быстрее-веселее. В подразделении народ подобрался разношёрстный, средний возраст 25-30 лет. Здесь оказались по разным причинам: ипотека, неподъёмные долги, болезни жены или детей (эти самые отчаянные, готовые на всё ради спасения своих близких), ЗК за амнистией, короче, не от хорошей жизни. Оставшаяся часть - патриотически настроенные, которые за правду... Внезапно открылась небольшая поляна, где аккуратно были сложены около десятка чёрных мешков и примерно столько же окровавленных тел бойцов, вокруг которых суетились два мужичка-упаковщика. Навстречу нам, из-за деревьев вышли ребята с 200-ми на носилках и мы затихли, пропуская их. Все понимали что за груз они несли, многие крестились... Эвакуаторщики устало-оценивающе окинули взглядами так, будто взвешивают нас... Почему-то вспомнились слова из песни в каком-то старом фильме про войну: "Здесь птицы не поют..." Отсюда до самой позиции шли молча, каждый размышлял о правильности сделанного шага, о том, всё ли сделал там, на гражданке, чтобы в случае чего... Тьфу-тьфу-тьфу. Лесополоса, с увеличением грохота передка, становилась всё ниже и ниже, из зелёной постепенно превращалась в мрачно чёрные голые огрызки. Везде воронки от разрывов, траншеи, какой-то мусор и запах, пока незнакомый, но инстинктивно понятный. Наверное, так пахнет смерть... Теперь мы вдруг осознали, что не все вернутся на ПВД и кто из нас это будет одному Богу известно.

Вечер. Тишина, непривычно. Идём с "Жекой" по тропке через посадку, как бы не наступить на чего (типун те на язык!)... Где-то орут лягушки. Речка, пруд? Может и рыба там есть? Ладно, потом разузнаем, а пока надо посмотреть, что там за огоньки, о которых докладывал пост. Вон тот лесочек... Подошли скрытно, удачно. Четверо, повязки синие, двое спят, двое у костра... Без охранения? Вас же вырежут, придурки, или вы бессмертные?... "Хенде хох, руки в гору!" Офигеть!

"Мы больше не будем... Не убивайте, отпустите...".

Двое совсем молоденькие, так сказать "только от титьки". Классический "детский сад". Видать совсем плохо у Зели с пополнением. Переглянулись с "Жекой", он не против: "Брысь отсюда!!!". Так вот откуда поговорка: "пятки сверкают", даже обувку бросили. Затягают нас теперь с объяснительными (мягко сказано, нас так за это напрягли, что...). Зато на сердце легко, не взяли грех на душу. "А вас я попрошу остаться!"- это оставшимся бородачам - "К вам есть ещё вопросы. Пошли!"... А "Жека" не кровожадный. И это хорошо.
Идём на штурм, противник закрепился на окраине в домах и в примыкающей к ним лесополосе. Рассредоточились и продвигаемся небольшими группами вперёд. Меня угораздило выскочить аккурат на пулемёт. Еле успел залечь за старым дубом, лежу теперь, спину грею на солнце. Враг упрямо не собирается отпускать меня отсюда целым и невредимым. Дерево судорожно вздрагивает, словно живое существо, принимая в себя пули. Спасибо тебе. Из укрытий тут только этот дуб да хатка без окон и дверей метрах в пяти, вот в неё мне не помешало бы. По связи слышу мои ушли дальше, передал ребятам наводку на пулемёт и жду его "отключки". Уже должна бы у него и лента закончиться. Вроде бы затихло, ноги в руки... Ух, слава тебе Боже! Оглядеться и догонять своих... А это ещё кто? Четверо бородатых (опять четверо... они везде что ли по четверо ходят???) матёрых "нациков". Похоже, хотят зайти к нам с тыла. Нехорошо это. Четыре ствола... Пропустить? А как в глаза парням потом смотреть? Попытался по-украински позвать "до сэбэ", наверняка получилось неубедительно, но заинтересовались. Двое идут, двое затаились. Присел наизготовку за занавеской у печи, я их буду видеть на свет в дверном проёме, они меня нет. Два силуэта, автомат отработал коротко. Минус два. Спасай меня ноги, прыг в окно. По идее сейчас должна быть граната в хату со стороны оставшейся парочки, затем очередь. Так и есть: взрыв, ещё один вдогонку и автоматы. Как по сценарию. Лови тогда, фашист, гранату! Это я удачно зашёл, ещё минус два. Руки дрожат, перебор адреналина. Теперь догонять своих.

На очередном "совещании" у взводного сверяли грустный список погибших и обнаружили своего бойца с позывным "Терраса" в статусе "без вести пропавший". Мы точно знали о его гибели, даже знали примерное место где это случилось и надеялись на своевременную эвакуацию тела, но что-то не срослось... Статус "Б/П" не даёт семье ничего, он не запускает процесс помощи родственникам и возмутившись данным фактом мы, как стемнело, пошли за ним. Немножко поплутав, нашли. Я только протянул к нему руки, как "Жека" сказал шёпотом: "Стоп! Бережённого Бог бережёт. Цепляй! Только осторожно." - и подал мне конец стропы. Отползли, потянули и... правда взрыв. Прости нас, братуха, что вовремя не вынесли. Теперь, надеюсь, всё пойдёт как положено.
Вот и 28-е, почти месяц как мы здесь. Бои местного значения подзатянулись, но что-то намечается, в тылу какая-то движуха. "Жеку" послали на повышение квалификации по сапёрному делу и за главного в отделении теперь я. Противник упёрся, сдаваться не желает ни в какую, разведка докладывает об их постоянном пополнении. Когда же они закончатся? Взводный "Прейскурант" ставит задачу взять опорник и заодно провести разведку боем, выявить огневые точки для нашей арты. Мало нас осталось, но идти надо. Пойдём вшестером, зачем рисковать всем личным составом. Позиции пристреляны, даст Бог, проскочим.
Без "Жеки" как-то грустновато, за это время столько вместе пройдено, столько соли съедено. Неужели друга нашёл? Столько раз уже обжигался... Чем-то брата напоминает. И характером и поступками и по имени. Бывает же такое... Дал плеер ему для развлекухи, чтоб не скучал и о нас не забывал. Когда уезжал, накатило что-то, обнялись крепко, по-мужски. Дай Бог ему всего! Нелёгкая судьба у парня. Молодой, а столько уже за спиной...
Вышли раненько, по-свежему. Стрельба началась вяло, как-то не по-взрослому. Заработали их АГС, та ещё гадость, от их ВОГов осколки мелкие, острые. Рядом начали зарываться в землю пули, надо побыстрее вывести ребят из-под обстрела. Отходим на исходную пока целые (тьфу-тьфу-тьфу), отдышимся, помозгуем и начнём. Два часа ушло, чтобы подобраться поближе к окопам нациков, зато потерь нет. Наверное, так и надо: неспеша.

Вот только жарко, вода кончается, не подумал запастись, моя вина. Ну что ж, надо пошуметь с одного фланга, а зайти в траншею с другого. Только пошуметь капитально, направить туда двоих со "Шмелями" и залпом. Молодцы, даже нам страшно стало от них. Теперь вперёд! Идём по траншее, один 200, второй и ещё один. А где остальные? Ушли? Опорник наш. Но что-то не даёт покоя... Вода кончилась, навалилась усталость, который день уже бегаем. "Звонок другу" по рации, на том конце "Прейскурант" (взводный). Я доложил ему о взятии опорника. Получил благодарность и... приказ идти дальше на следующий опорник (это он на радостях что ли?). Как идти? Бойцы выдохлись, воды нет, ну ладно бэка здесь пополним, благо укры нам около полутора цинка оставили и гранат маленько. А поддержка? Услышал повтор приказа. Понятно, что над ним тоже вышестоящие, но... Отдышались, пустили чью-то фляжку с остатками воды по кругу. Озвучил задачу, побурчали немного, но понимают: приказ есть приказ, а мы люди военные. До второго опорника по открытому полю метров четыреста. Не нравится мне всё это. Единственное преимущество - солнце им в глаза. Глубокий вдох. Вперёд! На удивление, опять тихо. Уже подумали, что нам дадут проскочить аж до самого опорника, как вдруг вокруг всё зашевелилось, впереди началась цветомузыка с огоньками, вспышками. Откуда вас столько? А вот небольшая вымоина среди поля, растянулись по ней, хоть какое-то укрытие. По радейке только: " я 300", "я 300". Вижу санитары двоих 300-х, которые с краю были, понесли. Совершенно бесстрашные ребята, прийти по такому месиву... Бьют, как кажется, со всех сторон и укрыться толком негде, если что-то серьёзное за нас возьмётся, то... Вот и накаркал, сверху посыпались мины и что-то потяжелее, да ещё так густо. Головы не поднять, земля кипит, надеюсь арте и снайперам нашим хорошо видно цели, должны загасить. Невдалеке вижу скрючившегося недавно прибывшего молодого бойца, держится рукой за шею, сквозь пальцы хлещет кровь, смотрит на меня с надеждой. Надо помочь. Двинулся в его сторону и тут же удар по шее, обожгло, запахло кровью... Снайпер. Выжидал, "редиска". Да, братишка, не наш день сегодня. В глазах темнеет. Аптечка, бинт... Где поддержка, медицина? Ребят надо выносить... Уже минут десять сыпят... Ау, контрбатарейщики!? Бьют точно, значит вверху не только наша "птичка". Только теперь понял, что смущало. Они так резво бежали с опорника, бросив своих двухсотых, потому что здесь нас просчитали, ждали...

Голоса! Не, не наши... Что? Сдаваться? Русские не сдаются, и ещё несколько слов вдогонку...

Какой же солёный пот со лба, глаза ест. Или это не пот?... Патронов мало осталось... Холодно...

P.S. По видео с коптера герой этой истории, будучи раненым, отстреливался ещё 15 минут, потом его автомат замолчал. Целых 15 минут. 15 минут яркой жизни... Группа выполнила задачу и даже сверх того, по вскрытым ею данным стала известна схема обороны противника. Из боя вынесли двух трёхсотых, которых успели эвакуировать, "выдернуть" из артиллерийского ада. Одного из них до госпиталя так и не довезли, скончался по дороге. Тела оставшихся на поле боя вынес на пятый день "Жека" с остатками отделения и эвакуационной командой. До этого времени никто не мог подойти к бойцам, ни медики, ни техника. За командой "Жеки" в прорыв пошли другие подразделения и с сего дня враг дрогнул, фронт пришёл в движение...
Продолжение следует...

Вторую часть читать здесь:

(отец, Ковиковдов Ю.П. г. Белгород)