"Сильная адаптация была не у дочери, а как раз у меня"

1,4K прочитали
Евдокия, по словам приемной мамы, волевая девочка, если что-то нужно, обязательно добьется. При этом отходчивая.
Евдокия, по словам приемной мамы, волевая девочка, если что-то нужно, обязательно добьется. При этом отходчивая.

«В анкете малышки Евдокии в Федеральной базе данных была указана 5 группа здоровья. Мы с мужем посмотрели видеоанкету, созданную фондом «Измени одну жизнь», и успокоились: девочка могла ходить. Ролик снял наш главный страх, и мы отправились за будущей дочерью из Москвы в Биробиджан», - рассказывает Ольга.

Ольга не понаслышке знала, что такое замещающая семья. Когда ей было 18 лет, ее мама приняла в семью трехлетнего мальчика, так у Ольги появился младший брат. И вот, уже будучи женой и мамой двоих детей, Ольга тоже приняла в семью ребенка.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Она рассказала нам о том, что уже на примере брата знала об особенностях развития и воспитания ребят с опытом сиротства, поэтому без страха принимала решение стать приемной мамой.

Илья, муж Ольги, не сразу согласился создать замещающую семью. Ему помог, в частности, онлайн-курс «Тест-драйв приемного родительства», который проводит фонд «Измени одну жизнь». О том, что было дальше — в рассказе Ольги.

Малышка Евдокия в ожидании мамы в доме ребенка.
Малышка Евдокия в ожидании мамы в доме ребенка.

Как в моей жизни появился брат из детского дома

У меня есть приемный брат Артем, ему сейчас 19 лет. Он появился в семье, когда мне самой было 18 лет, а ему в тот момент было 3 года. Я уже жила отдельно, училась. Мама сообщила мне о том, что хочет принять в семью мальчика.

Я отнеслась к этой идее достаточно легко, не представляя себе ни приемное родительство, ни детский дом. Мама предложила составить компанию в поездку к нему…

Помню, мама мне показала фото, тогда еще на кнопочном телефоне. «Ок, это мой братик», — подумала. И поехала на встречу с ним в детдом с мыслью, что забираю братика. Никакой адаптации в тот момент у меня было. Все происходящее я воспринимала нормально. Не было мыслей, что я этим человеком я буду делить дом. Да, появился братик, и я эту мысль приняла.

Папы у нас не было, поэтому мы с мамой вдвоем стали заниматься воспитанием Артема. На примере брата я видела особенности поведения ребенка с опытом сиротства, его адаптацию.

Кадры из видеоанкеты Евдокии.
Кадры из видеоанкеты Евдокии.
Кадры из видеоанкеты Евдокии.
Кадры из видеоанкеты Евдокии.

База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

Артема выгоняли из школы, я сидела вместе с ним на занятиях, потому что учитель не мог присмирить. По характеру я жесткий человек, и брат слушался меня.

Про конфликты на детских площадках я умолчу. Их было много. И посему в тот момент я не могла сказать, что приемное родительство – это круто.

Артему в декабре этого года исполнится 20 лет. Мы общаемся и очень хорошо общаемся.

Как его изменила семья? Метаморфозы безусловно произошли. И они были бы еще заметнее, если бы мама была более строгой. Например, он был мог быть более мотивированным в учебе, в достижении целей.

Мой путь в приемное родительство

У нас с мужем двое кровных детей. Дочери 9 лет, сыну — 6. Младшая Евдокия приемная, ей скоро будет 4 года. Дуся уже год как живет в нашей семье.

Как-то раз я наткнулась на блог приемной мамы, зачиталась, посмотрела фотографии. Подписалась на странички благотворительных фондов, в том числе и «Измени одну жизнь», стала погружаться в тему все больше и больше.

Когда сыну исполнилось 5 лет, я все-таки решилась на принятие ребенка в семью и сообщила об этом мужу. Поначалу он не согласился.

Но постепенно и он начал погружаться в тематику: читать книги, смотреть вебинары, присоединился к онлайн-проекту «Тест-драйв приемного родительства», который проводит фонд «Измени одну жизнь» на платформе profamily24.ru.

И однажды муж сказал мне, что готов к следующему шагу — стать приемным родителем. Вместе мы прошли ШПР. В октябре 2023 года я приступила к сбору документов.

Дуся в семье.
Дуся в семье.

Единственным моим страхом была мысль, что муж меня не поддержит. Но, как говорила выше, он постепенно стал единомышленником. Других переживаний и опасений у меня не было.

После получения документов мы всецело были готовы стать приемными родителями.

О том, как помогла видеоанкета

В анкете Евдокии в Федеральной базе данных был указан диагноз «спина бифида» (расщепление позвоночника, 5 группа здоровья). Однако, посмотрев видеоанкету, созданную фондом «Измени одну жизнь», мы с мужем успокоились: девочка могла ходить.

Видеоанкета позволяет сформировать первоначальные впечатления о ребенка. Я увидела Евдокию и поняла, что передо мной «чертик в юбке»: хитрые глазенки, жесты. И, конечно же, фактор здоровья.

Конечно же, мы ориентировались на собственные силы, ресурсы. Мы понимали, что вряд ли бы смогли осилить уход за ребенком с очень сложным диагнозом.

Евдокия быстро освоилась в семье.
Евдокия быстро освоилась в семье.

Тогда, после просмотра ролика, мы и решились на такое далекое путешествие за дочкой. Евдокия жила в доме ребенка Биробиджана (Еврейский АО). Путь из Москвы неблизкий: 9 часов в самолете до Хабаровска и еще три часа на автомобиле до Биробиджана.

Читать также — Первая встреча с ребенком

Моя мама, безусловно, поддержала наше решение принять ребенка в семью. Думаю, что она не смогла принять иначе, имея за плечами собственный опыт приемного родительства. По мере возможности она помогает с уходом за Дусей.

Мы полетели за Евдокией, и никакого страха не было. И это было странно самой: лечу далеко, за ребенком с инвалидностью, и обязана хотя бы немного тревожиться. Не было даже этого «немного». Дуся – наша девочка, и мы за ней летим.

Сразу из аэропорта сели в машину и поехали в Биробиджан, чтобы поскорее увидеть ее. На следующий день подписали согласие. Страха не было. Наверное, я просто долго к этому шла.

В видеоанкете не было понятно, какая Дуся в реальности. Я имею в виду рост, вес. Когда нам привели Евдокию, меня охватил ужас. Маленькая куколка. Ни ростом, ни весом не соответствовала своим трем годам. Рост у нее был как у полугодовалого ребенка. Мне говорили, что ребенок будет маленьким, и тем не менее я была удивлена в первые минуты встречи.

ИЗМЕНИТЬ НЕ ОДНУ ЖИЗНЬ

При этом Дуся показалась невероятно милой в этой своей крошечности. Настолько милой, что обо всем вообще забываешь.

История Евдокии

У Дуси есть мама, бабушка, брат. Мама не лишена родительских прав по воспитанию брата Евдокии.

Но по отношению к дочери кровную маму лишили родительских прав полтора года назад. Она не интересовалась судьбой дочери, родила и, можно сказать, сразу оставила в доме ребенка.

Я безумно благодарна сотрудникам дома ребенка за то, что они заботились о Евдокии и о ее здоровье. Девочка перенесла несколько операций, ее возили на лечение в Москву. Благодаря этой заботе состояние Евдокии считается нормальным при этом диагнозе.

Адаптация была у меня

Удивительно, что у Евдокии адаптации не было. Хотя я готовилась, читала литературу, блоги. Дочка спокойно села с нами в самолет, с первого дня освоилась дома.

Сильная адаптация была как раз у меня. Я так долго шла к этому, очень хотела стать приемной мамой, и это случилось. Но как будто тумблер переключили. Я не хотела видеть дочку. Ужасное, иррациональное чувство. Ведь ничего Евдокия не делала.

Вся семья отмечает Новый год.
Вся семья отмечает Новый год.

Состояние это длилось полгода. И могу сказать, лучше 10 раз родить в муках, чем пережить подобное. Я молилась каждый день, чтобы это прошло.

Важно не заставлять себя. Не хочешь поцеловать ребенка, просто погладь и конечно исполняй все бытовые обязанности. Не вини себя, просто жди. Повторяй: «Это пройдет, это пройдет». И это прошло, как уже говорила, за полгода.

Как изменить не одну жизнь

В три года она отставала в развитии и внешне, и внутренне не соответствовала своему возрасту, была очень маленькой. Она не умела говорить, не умела жевать.

Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?

Сейчас она плавает, катается на коньках, вообще, лазит как обезьянка. Крупная моторика у нее развита даже больше, чем у домашних детей. Преподаватели считают, что у Евдокии есть задатки спортивной гимнастки.

Она волевая, если что-то нужно, обязательно добьется. При этом Евдокия отходчивая. Может подраться с братом и через некоторое время помириться.

Любознательная, живая, ест и пьет этот мир до дна, наверстывая упущенное.

Старшая дочь просила сестренку (правда, ждала малышку). И вот сейчас старшая дочь – главная помощница. Если нужно посидеть с Евдокией, она сидит, пожалеть, если мама поругает. Но как таковой ревности или непринятия не было.

На профильных форумах иногда встречала мнения о том, что «жизнь не станет лучше, не станет хуже, а станет принципиально другой». Тогда я не поняла до конца смысл фразы.

Действительно, наша жизнь изменилась кардинально. Забот стало больше, но и невероятных эмоций, которые дарит ребенок, тоже много. И я сама изменилась, становясь терпеливее.

Фото — из семейного архива Новоселовых и unsplash.com