3,2K подписчиков

Необычные самолеты с крылом "задом наперед"! 5 ярких примеров и море фотографий.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.

И одним из примеров реализации "сумасшедших идей" служат самолеты с крылом обратной стреловидности. На первый взгляд эти машины кажутся странными, будто их крылья "приделаны" наоборот. Но за этой необычной внешностью скрывается целый ряд преимуществ.

Давайте сегодня с ними познакомимся.

1. SR-10: русский виртуоз.

Первый в списке, но не по важности. Насколько я знаю, это единственный учебный самолет с подобным крылом в мире. (см. подборку фото)

В 2015 году небо над Россией украсил первый полет SR-10 - учебно-тренировочного самолета, созданного для подготовки будущих пилотов. Но его особенностью стало не только предназначение, но и конструкция. SR-10 получил крыло обратной стреловидности, что позволило ему стать не только маневренным, но и более безопасным в пилотировании.

Максимальная скорость SR-10 - 900 км/ч, а взлетная масса - 2700 кг.

2. JB-3 LACAR: аргентинский мечтатель.

В 1996 году аргентинский конструктор Хорхе Берко воплотил в жизнь свою мечту - одноместный самолет JB-3 LACAR. (см. подборку фото)

Эта машина, с ее деревянно-стекловолоконным крылом обратной стреловидности и двигателем Rotax мощностью 39 л.с., стала настоящим произведением инженерного искусства.

JB-3 LACAR не предназначался для массового производства, но он продемонстрировал потенциал использования крыла обратной стреловидности в легкой авиации.

3. HFB-320: немецкая диковинка.

В 1960-е годы в Германии был создан транспортный самолет HFB-320, чей дизайн не мог не привлекать внимание. (см. подборку фото)

Его крыло, как и у SR-10, имело обратную стреловидность, что стало нестандартным решением для того времени.

HFB-320 был задуман как универсальный самолет, который мог бы использоваться для перевозки грузов и людей. Однако его необычный внешний вид и технические особенности нашли лишь ограниченное коммерческое применение.

Несмотря на это, HFB-320 оставил свой след в истории авиации, став ярким примером смелых инженерных решений.

Это один из немногих серийных самолетов подобной схемы. Всего было выпущено 47 машин, и эксплуатировались они с 1966 аж по 2004 год!


4. Су-47 "Беркут": русский вызов.

В 1997 году небо над Россией сотряс рев двигателей Су-47 "Беркут". Этот экспериментальный истребитель, созданный в ОКБ имени Сухова, стал вершиной развития самолетов с крылом обратной стреловидности в России.
(см. подборку фото)

"Беркут" был задуман как истребитель пятого поколения, способный совершать невероятные маневры и опережать своих врагов.

Однако, как и X-29, Су-47 не удалось перейти в серийное производство. Проблемы с крылом и вопросы прочности не позволили этому "исполину" стать реальностью.

Но "Беркут" не канул в Лету. Он продолжает совершать показательные полеты, напоминая о том, что даже самые смелые мечты в авиации могут стать реальностью.

5. X-29: американский бунтарь.

Это один из первых реактивных экспериментальных истребителей с подобной компоновкой.
(см. подборку фото)

В 1984 году в США был создан экспериментальный самолет X-29, который с самого начала бросал вызов устоям. Он был статически неустойчив, то есть не мог лететь без помощи компьютеров.

X-29 получил крыло обратной стреловидности и цельноповоротное переднее оперение, что делало его по-настоящему уникальным.

Несмотря на передовые технологии, X-29 не нашел практического применения. Программа его разработки была признана неудачной, но самолет навсегда вписал свое имя в историю как смелый эксперимент.

И это еще не всё...

Если быть точным, то и раньше существовали самолеты и планеры, где крыло имело слабую стреловидность. К примеру, планер Виктора Николаевича Беляева в Коктебеле еще в 1930-е годы показал отличную управляемость.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-7

Имел обратную стреловидность крыла и немецкий Junkers Ju 287, проектировавшийся фашистской Германией во время Второй Мировой. Но так и не прошел всех необходимых испытаний.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-8

Британский "Лайсендер" имел очень слабую обратную стреловидность крыла:

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-9

Также небольшой обратной стреловидностью обладал и шведский учебный самолет SAAB MFI-15.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-10

Имел подобную конструкцию и экспериментальный самолет ЛЛ-3 Цыбина (1947 год).

Преимущества и недостатки.

К преимуществам данного типа крыла относят, то, что оно:

  • позволяет улучшить управляемость самолета на малых полётных скоростях.
  • заметно улучшает взлетно-посадочные характеристики за счет увеличения допустимого угла атаки без потери управляемости.
  • повышает аэродинамическую эффективность во всех областях лётных режимов.
  • компоновка с крылом обратной стреловидности оптимизирует распределения давления на крыло и переднее горизонтальное оперение
  • позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолёта в передней полусфере.
В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-12

Недостатков основных парочка. Это конструкция требует гораздо большей жесткости крыла, что подразумевает более сложные инженерные решения. Плюс такие самолеты в большей мере статически неустойчивы при определенных скоростях. Для того, чтобы это компенсировать, например, в самолете X-29 была применена компьютерная система управления, которая постоянно вносила коррекции в положение рулей, дабы самолет продолжал оставаться устойчивым.

Так или иначе, данное крыло после века испытаний все еще остается привлекательной идеей для инженеров. И, кто знает, возможно, мы еще увидим новые серийные решения.

  • Как вы думаете? Есть ли у схемы будущее?

Делитесь, пожалуйста, в комментариях.

В мире серийной авиации царят устоявшиеся формы и проверенные технологии. Но пока самолет доходит до серии, инженеры позволяют себе огромное количество смелых экспериментов.-13