Словно по молчаливому сговору, инженеры разных стран и компаний отогнули концы крыльев вверх. Могла ли история авиации пойти в другом направлении?
Нет ничего невозможного в том, чтобы отогнуть законцовки крыльев — винглеты — вниз.
Более того, такие самолеты существуют. Первым известным примером стал Heinkel He 162A Volksjager, один из первых в мире реактивных истребителей.
В начале восьмидесятых американский Boeing экспериментировал с аналогичной схемой крыла на паре экспериментальных самолетов Gulfstream Hustler и Gulfstream Peregrine, однако отказался развивать эту конструкцию крыла.
В малой авиации отогнутые вниз законцовки крыльев используют, чтобы увеличить подъемную силу на бреющем полете, задействовав на всю катушку так называемый эффект экрана.
Есть малые гидросамолеты, у которых отогнутые вниз концы крыльем исполняют роль поплавков – на случай, если крыло зацепит волну.
Наконец, у Airbus есть патент на отпугнутые вниз винглеты.
Когда производители авиалайнеров добавили к концам крыльев отогнутые законцовки – винглеты, только за счет этой меры расход топлива уменьшился на 5%.
2 причины загнуть винглеты вверх
Именно такая конструкция стала по-настоящему популярной большинство самолетов все же несут винглеты, направленные вверх. Специалисты называют две основные причины.
Во-первых, отогнутые вниз концы крыльев могут зацепить землю при посадке в условиях порывистого ветра, когда самолет сильно раскачивает в воздухе. Усложняют они и маневрирование на летном поле, создавая угрозу зацепить какие-то предметы.
Во-вторых, в полете отогнутые вниз винглеты несколько увеличивают изгиб крыла в корневой части, из-за чего силовую структуру крыла приходится делать более прочные и тяжелый. Кроме того, они снижают поперечную устойчивость самолета, а отогнутые вверх винглеты, наоборот, повышают.