Почему запрещают электрокары из Поднебесной?

В начале июля Европейский союз вводит дополнительные пошлины до 38% на импорт китайских электромобилей из-за "несправедливой" поддержки Пекина — пишет France.24.

В начале июля Европейский союз вводит дополнительные пошлины до 38% на импорт китайских электромобилей из-за "несправедливой" поддержки Пекина — пишет France.24. Давайте разбираться, в чем несправедливость и чем борьба с ней может обернуться для Европы.

Рост тарифов для китайских электрокаров

В прошлом году Европейская комиссия пришла к выводу, что государственные субсидии китайским производителям электромобилей несправедливо ущемляют европейских конкурентов. Брюссель хочет защитить их в процессе перехода к электрической энергии. Предварительные тарифы вступили в силу 5 июля, а окончательные ожидаются в ноябре и будут действовать 5 лет. Они будут действовать на китайские бренды, такие как BYD, Geely и SAIC, а также на китайские модели Tesla, BMW и других западных автопроизводителей.

ЕС стремится к массовому переходу на электромобили, поскольку планирует запретить продажу новых автомобилей с ДВС к 2035 году. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, за последние три года доля электромобилей китайского производства на рынке ЕС выросла с 3 до более, чем 20 процентов. На долю китайских брендов приходится около 8% этой доли.

Мнения о пошлине для Китая

Соединенные Штаты уже подняли таможенные пошлины на китайские электромобили до 100 процентов, а Канада рассматривает такую возможность. Брюсселю приходится балансировать, защищая европейскую автомобильную промышленность и одновременно избегая столкновений с Китаем. В то же время им нужно достичь целей по сокращению выбросов углекислого газа.

Китай назвал это решение "политически мотивированным" и "протекционистским", выразив надежду, что спор может быть разрешен диалогом. А вот мнения европейцев разделились. Франция и Италия настаивают на принятии решения, Швеция сомневается, а Венгрия выступает категорически против.

Германия и ее автопроизводители, которые активно работают с Китаем, опасаются. Пошлины могут принести больше вреда, если приведут к ограничению экспорта из ЕС. Этим уже пригрозил Пекин. Немецкий автогигант Volkswagen назвал этот шаг "пагубным", а глава BMW заявил, что борьба за тарифы "ведет в тупик".

Германия против введения тарифов. Ее ведущие автопроизводители сделали треть продаж в Китае в прошлом году — пишет asiafinancial.com. К тому же Пекин угрожает широкомасштабными ответными мерами.

Китай наносит ответные меры

О том, как Китай может отреагировать на надвигающиеся тарифы ЕС на электромобили, пишет foreignpolicy.com. За последние 6 месяцев Китай начал антидемпинговое расследование в отношении европейской свинины и бренди, а государственные СМИ Китая намекнули, что молочные продукты и другие товары также могут оказаться на столе переговоров. Министерство торговли КНР не указывает на прямую связь между этими расследованиями и введенными Европой ограничениями в отношении электромобилей, однако...

Почему именно эти товары попали под расследование? Бренди может показаться нишевым продуктом, но он отвечает критериям Пекина. А значит, это не критически важный для экономики Китая продукт, но чувствительный для продаж ЕС. Что особенно важно, 99% бренди поставляется в Китай из Франции, которая поддержала ввод тарифов. Согласно данным китайской таможни, в прошлом году Китай импортировал из Франции бренди на сумму 1,73 миллиарда долларов — это примерно десятая часть стоимости экспорта электромобилей в ЕС, но не маловажная.

А при чем тут Tesla?

Нововведение коснется и других автомобилей, произведенных в Китае не под китайским брендом: Tesla Model 3, Mini, Volvo EX40. Так, компания Tesla — единственный изготовитель электромобилей, который обратился к Брюсселю с просьбой установить собственную ставку пошлины. Она будет рассчитана на основе представленных ими данных. Представитель Tesla предположил, что цены на Model 3 вырастут уже скоро.

Повышение стоимости электромобилей для потребителей подрывает цель ЕС стать углеродно-нейтральным к 2050 году.

Переговоры с Китаем

Переговоры китайских и европейских чиновников продолжаются. Китайский производитель электромобилей Nio заявил, что все еще надеется на урегулирование спора. Представители ЕС заявили, что в случае решения путем переговоров им, возможно, не придется вводить тарифы.

Представители Volkswagen уже заявили, что пошлины "в целом не подходят для укрепления конкурентоспособности европейской автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе — мы их отвергаем". Расскажите о вреде подобных мер российским автовладельцам, которые за последние годы прошли огонь, воду и медные трубы! И, кстати, помогли вырасти китайскому автопрому. Так что есть уверенность, что без европейского рынка он не пропадет.