347,7K подписчиков

Бертран Бонелло — о «Предчувствии» и ИИ: «Работа или чувства — мучительная дилемма, с которой живем все мы»

На Кинопоиске вышла странная экранизация повести Генри Джеймса «Зверь в джунглях» (в оригинале фильм так и называется — «Зверь», в российской версии — «Предчувствие») про человека, парализованного...

На Кинопоиске вышла странная экранизация повести Генри Джеймса «Зверь в джунглях» (в оригинале фильм так и называется — «Зверь», в российской версии — «Предчувствие») про человека, парализованного невротическим убеждением в том, что с ним должно случиться что-то ужасное. Практически одновременно с Бонелло книгу экранизировал Патрик Шиа, и эта версия была показана в берлинской «Панораме» в феврале 2023-го. Татьяна Розенштайн поговорила с режиссером о конфликте двух версий, стремительно наступающем ужасном будущем и, главное, попросила Бонелло нормально объяснить, что происходит в фильме.

— Что заставило вас обратить внимание на книгу Генри Джеймса «Зверь в джунглях»? Как проходила ее адаптация и что можете сказать об экранизации того же произведения Патриком Шиа?

— Да, я знал, что Шиа работает над адаптацией Джеймса. В какой-то момент мы даже встретились и поделили повесть. (Смеется.) За чашкой кофе обсудили наши идеи, какие части романа каждый из нас возьмет для своих фильмов. Патрику хотелось сохранить название «Джунгли», а мне больше нравилась идея связать фильм с образом зверя, на чем я в конечном итоге и сосредоточился. И, мне кажется, у нас получились все-таки разные фильмы.

— Но вы оба планировали снимать Гаспара Ульеля в роли протагониста Луи?

— Да. Когда Гаспар погиб, мы находились на стадии препродакшена, и я решил не приглашать французского актера на его замену. Не хотелось, чтобы актеров сравнивали. Поэтому мы взяли англоязычного Джорджа Маккея. После беседы я пригласил его в Париж, чтобы увидеть, как он будет смотреться с Леа. По-моему, получилась интересная пара: между их персонажами в фильме почти столько же различий, сколько между Джорджем и Леа как актерами в жизни.

   Джордж Маккэй и Леа Сейду
Джордж Маккэй и Леа Сейду

Маккею пришлось нелегко, поскольку моя адаптация вольная, она выходит за рамки сюжета повести. Я сохранил только ее основную идею о скрытом звере и страхе перед любовью. Исходно я хотел снять мелодраму, которая была бы посвящена глубокому анализу чувств и эмоций, именно это привело меня к Джеймсу. Кроме того, мой сюжет разворачивается в трех различных эпохах (в фильме Шиа действие охватывает с 1979 по 2024 год. — Прим. ред.) — в 1910-м, 2014-м и 2044-м. Все вместе они объединены единой историей любви двух персонажей, связанной их воспоминаниями, но каждый из периодов имеет свою динамику, свои эмоции. Однако сюжет в целом непредсказуем, и заранее не понимаешь, к чему все это приведет; к тому же персонаж Джорджа меняется очень сильно и почти неузнаваем в сценах, происходящих в 2014 году. И если на съемках Леа Сейду не хотела слишком много знать о своей героине, то Джордж постоянно задавал вопросы. Мне приходилось писать ему очень длинные письма с инструкциями. Я всегда слышал, что английские актеры — труженики, и тут убедился в этом на собственном опыте. До съемок в «Предчувствии» Джордж вообще не говорил по-французски. Но в фильме у него есть несколько диалогов на французском, где он не просто повторял заученные слова, а действительно погружался в роль и играл сцены так, будто он владеет языком.

— А почему именно 1910-й, 2014-й и 2044-й?

— В 1910-м в Париже было большое наводнение. А вскоре началась Первая мировая война — еще одна катастрофа, когда на смену свету пришла тьма. Сцены из 1910 года я снимал на 35-миллиметровую пленку, однако я сделал это не из чувства ностальгии. Скорее, меня интересовали визуальные эффекты. Мне хотелось придать этому периоду на экране более мягкое, чувственное ощущение того, чего не хватает в последующих периодах истории.

2014-й — это недавнее прошлое. Персонажа Джорджа Маккея, Луи, в этом времени я создал по образу реального серийного убийцы-инцела, персонажа, который является продуктом американского общества того периода, то есть до начала движения #MeToo. Образ Лос-Анджелеса в фильме фактически сводится к ужасающему ночному клубу. Мир сокращается до компьютерного экрана, а город-монстр изображается как черепная коробка, начиненная неврозами, безумием и желаниями.

   Бертран Бонелло на Венецианском кинофестивале
Бертран Бонелло на Венецианском кинофестивале

Что касается 2044 года, то это практически завтра. Мне хотелось, чтобы отголоски прошлых катастроф непосредственно затрагивали наше время, включая наше отношение к эмоциям. Помимо одних и тех же персонажей, во всех частях картины есть одни и те же детали, имеющие свой символизм, например куклы или голуби. Несмотря на то, что фильм охватывает три различные эпохи, наши страхи и взаимоотношения практически не изменились. Мы по-прежнему боимся любить, мы не доверяем друг другу, опасаемся, что нам причинят боль, что мы потеряем опору и останемся одни. Этот страх пронизывает всю историю человечества. Может быть, мой фильм и охватывает три периода, но он рассказывает одну-единственную универсальную историю. Каждая личная катастрофа связана с трагедией всего человечества, будь то наводнение в Париже в 1910 году, эмоциональная амнезия, связанная с социальными сетями и интернетом в 2014 году, и еще более страшная катастрофа мира будущего, в котором больше нет катастроф.

  📷
📷

Читайте также

Эстетская антиутопия Бонелло, плутовской ромком Линклейтера и мучительный эксплотейшен Мишеля Франко

— Вы справедливо заметили, что сюжет фильма непредсказуем и запутан. Как бы вы сами пересказали его?

— В 2044 году, когда искусственный интеллект решает многие проблемы человечества, героиня Леа Сейду, Габриэль, стоит перед выбором между интересной работой, получение которой требует особой операции, очищающей сознание от чувств и эмоций, и сохранением полного объема памяти (и любви). Она решает избавиться от чувств. Для этого ей приходится вернуться в прошлое, очиститься от старых травм, которые загрязняли ее подсознание. В других эпохах и мирах она встречается со своей прежней любовью, Луи. Но поскольку у людей, в отличие от искусственного интеллекта, имеются эмоции, возвращение в прошлое начинает сбивать девушку с толку, она не может оставаться хладнокровной и начинает сомневаться в своем выборе. Работа или чувства — эта мучительная дилемма, с которой живет не только моя героиня, но и все мы в нашем все более контролируемом обществе, где растет отчуждение между людьми и постепенно теряется личная свобода.

— А зверь? Что это за зверь?

— У Генри Джеймса зверь символизирует неопределенный страх или опасность, которые поджидают главного персонажа. Это нечто тайное и неизвестное, что сопровождает героя на протяжении всей его жизни, но он так и не сможет понять истинную суть своих страхов до самого конца. Представление о звере отражает идею о неизбежности судьбы или потере возможности любить и быть любимым, что делает эту тему вечной для размышлений и интерпретаций.

   Джордж Маккэй и Леа Сейду
Джордж Маккэй и Леа Сейду

— Ваша интерпретация, кажется, находится где-то на стыке мелодрамы, сай-фая и хоррора. В фильме даже есть прямые намеки на «Сияние» Кубрика.

— Я вырос на фильмах ужасов! В начале 1980-х, когда я был подростком и жил за городом, у нас не было большого видеопроката, только небольшой киоск с всевозможными журналами. Каждую неделю его хозяин получал новые фильмы, которые ставил где-то в углу прилавка. Большая часть фильмов была порно, а другая — хорроры. Там я открыл для себя Дарио Ардженто, Лучио Фульчи, Марио Баву, Джона Карпентера, Уильяма Фридкина, Дона Коскарелли и Джорджа Ромеро. Но тогда я не понимал смысла этих фильмов и смотрел их лишь для развлечения. Только со временем я осознал, что их сняли великие кинорежиссеры.

«Сияние» я впервые посмотрел в 12 лет, и мысль о том, что мир, который мы воспринимаем как реальность, может на самом деле быть результатом наших искаженных представлений о нем, не покидала меня с тех пор. В «Предчувствии» я решил воссоздать атмосферу «Сияния», когда обычные ситуации кажутся непонятными и пугающими. Например, я воспроизвел эпизод из фильма Кубрика, где герой Джека Николсона думает, что обнимает молодую женщину, а на самом деле прижимает к себе труп.

А вот сай-фай… Не могу сказать, что я хорошо знаком с этим жанром или что он меня увлекает. Но у меня было несколько идей, которые, как мне кажется, вполне соответствуют его рамкам. Во-первых, я хотел, чтобы моя дистопия происходила в недалеком будущем. Это позволило избежать слишком технологических, что ли, сцен, а также изображения постапокалиптических видений, где все представлено в виде руин. Действовал я методом вычитания, убирая вещи, в которых был не уверен или которые считал излишними — декорации, звуки. Я также отказался от изображения социальных сетей или интернета.

Кстати, «Предчувствие» стало моей первой мелодрамой. Мне нравится, что этот жанр обращается к будущему и отражает наши собственные страхи. У меня было несколько идей, которые мне было важно воплотить.

Во-вторых, антиутопия в моем представлении больше касается поведенческих и идеологических аспектов. Я решил, что будущие отношения между людьми будут менее близкими, более виртуальными, однако мне хотелось показать это без экстравагантного футуризма.

   Леа Сейду и Гуслаги Маланга
Леа Сейду и Гуслаги Маланга

Сюжет в научной фантастике часто строится на гипотезах о том, какие технологические и социальные изменения произойдут в будущем. Это факторы, которые создают основу сюжета и в которых развивается история. Но чтобы зритель смог войти в мир фильма, эти вещи надо представить с самого начала и очень прямолинейным языком. Например, в начале фильма есть сцена, в которой персонаж Габриэль участвует в своего рода собеседовании, отвечая на вопросы, заданные бестелесным голосом, звучащим из-за кадра. Это позволяет зрителю сразу же погрузиться в мир будущего и понять его ключевые идеи и концепции.

— Например?

Например, стремительное движение к исчезновению индивидуальности и уникальности. Когда я писал сценарий, то не думал, что все это произойдет так скоро! Мне казалось, что 2044 год еще очень далеко. А теперь кажется, что будущее, описанное мною в фильме, может произойти уже завтра!

— Вы имеете в виду появление искусственного интеллекта?

— В том числе. Современные люди часто видят в искусственном интеллекте угрозу для себя. Они боятся его потенциала, который может привести к значительным изменениям в мире. Я не являюсь исключением. У меня тоже есть страх и беспокойство по этому поводу, особенно когда я слышу, как один из его создателей, Джеффри Хинтон, говорит, что считает свое изобретение страшнее атомной бомбы, что будущие версии интеллекта могут стать угрозой для человечества и что он сожалеет о своем изобретении, опасаясь, что создал монстра. Этот инструмент может оказаться сильнее нас. Например, если начать применять ИИ в политических целях, это может быть очень опасно.

Впервые это интервью было опубликовано в апреле 2024 г. Мы перевыпустили его в связи с выпуском фильма на Кинопоиске

Автор: Татьяна Розенштайн

Фото: Vittorio Zunino Celotto / Getty Images, Victor Boyko / Getty Images