8,9K подписчиков

День памяти | Степан Микоян

 Степан Микоян — выдающийся армянский лётчик  Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе. Старший сын Анастаса Микояна. В школьные годы серьёзно занимался конным спортом и автоделом.

Степан Микоян — выдающийся армянский лётчик

Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе. Старший сын Анастаса Микояна. В школьные годы серьёзно занимался конным спортом и автоделом. С августа 1940 года — в Красной Армии, вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов им. Мясникова в Крыму. Окончил её 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировали училище после начала войны. В том же году в 8-м запасном авиационном полку переучился на истребитель Як-1. В декабре зачислен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву.

16 января 1942 года при совершении своего 11-го боевого вылета был сбит по ошибке советским лётчиком Родионовым. Ему удалось посадить горящую машину, после этого он попал в медсанбат с ожогом 3-й степени рук, лица, левой ноги и коленного сустава правой ноги. В августе получил назначение в 434-й истребительный авиационный полк, с которым в сентябре прибыл на Сталинградский фронт. Там воевал до начала октября, когда полк ввиду тяжелых потерь вывели в тыл на переформирование. В ноябре капитан награждён орденом Красного Знамени за 14 боевых вылетов в декабре 1941 года — январе и в сентябре 1942 года, 3 воздушных боя и 6 сбитых самолётов противника в группе, а затем на Северо-Западный фронт.

После гибели брата Владимира его перевели из фронтовой авиации в войска ПВО, с 1943 года он служил в 12-м гвардейском истребительном авиационном полку ПВО. В августе 1944 года командир звена гвардии капитан Степан Микоян награждён орденом Красной Звезды за выполнение 7 вылетов на сопровождение особо важных вылетов и литерных поездов. С 1945 по 1951 годы — слушатель инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского. После окончания работал в Научно-испытательном институте ВВС: лётчик-испытатель, ведущий инженер, с 1957 года — заместитель начальника 1-го отдела по лётной части, с 1958 года – помощник начальника института по комплексам перехвата, с 1959 года – начальник 1-го управления, с декабря 1964 года – заместитель начальника ГНИКИ ВВС.

В течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева. Освоил 102 типа летательных аппаратов, имел налёт около 3500 часов. Ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Когда по состоянию здоровья его отстранили от полётов на реактивных самолётах, перешёл на работу в оборонную промышленность. С 1978 года заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по лётным испытаниям. В космическом полёте «Бурана» отвечал за управление кораблём на участке снижения и посадки. Умер 24 марта 2017 года в Москве. Генерал-лейтенант авиации (1980). Степан Микоян сыграл ключевую роль в ходе госиспытаний прорывного для ВВС СССР сверхзвукового перехватчика МиГ-25, за что в 1975 году был удостоен звания Героя Советского Союза.