Найти тему
История без мифологии

Секретная "Миссия Янаги" или "кривая ось"

Несмотря на сложившуюся традицию называть союз Берлина, Рима и Токио "осью", стоит заметить, что "ось" вышла.. кривоватая и между союзниками лежали отнюдь не дружественные страны (и воды), а, потому...

Начнем издалека, с самого начала. Остров Пинанг (или Пенанг), он же остров Принца Уэльского, уже встречался в наших рассказах. Пинанг вместе с Малаккой и Сингапуром образовали колонию Стрейтс-Сетлментс (букв. «поселения у проливов»).

Во время Первой Мировой это место потопления русского крейсера "Жемчуг", (о котором мы уже немного писали). Во Вторую Мировую на острове располагались аэродром и береговые батареи 11-го британского полка береговой артиллерии (фото которых мы уже приводили)

-2
-3
-4
-5
-6

Из "крепости Пинанг британцы в начале войны ушли очень-очень тихо, толком даже не уничтожив укрепления (А, зря...). В статьях про остров Пинанг события, происходившие в 1941-1945 годах не афишируются, хотя события эти были весьма и весьма любопытными.

Пинанг стал базой для подводных лодок, причем подводных лодок сразу трех стран.

Как так?

Да легко Сначала там "поселились" японские подводники, причем не простые...

Подводная лодка I-30 относилась к типу S-37(B1). Что это значит? Подводные авиаразведчики проекта S37/B/C (серии I-15, I-40, I-54) ВМС Императорской Японии это серия океанских дизель-электрических подводных лодок Императорской Японии 1930-40-х гг.

-7

Подводные лодки, стоимостью 20 млн иен (до 7 декабря 1941 года курс оставался стабильным на уровне 0,30 доллара, таким образом, цена лодки около 6 млн. тогдашних американских долларов (желающие могут пересчитать на золото).

Для подводной лодки, водоизмещением 2638/3756 тонн (длина 108 метров диаметр 9,3 метра) это много, но...

-8

Эти подводные лодки, действительно. могли нести в своем защищенном ангаре гидросамолет Yokosuka E14Y «Глен», два дизеля фирмы "Мицубиши", мощностью 12400 л.с. обеспечивали ей надводных ход до 23 узлов (подводная скорость 8 узлов). Подводная лодка имела приличное вооружение 6 носовых торпедных аппаратов (всего на борту 17 торпед, калибром 21 дюйм). Палубное орудие 140-мм с длиной ствола 40 калибров. Дальность плавания 14000 морских миль (при 16 узлах).

Подводная лодка I-30 была заложена в морском арсенале Куре 7 июня 1939 года, спущена на воду 17 сентября 1940 года, достроена 28 февраля 1942 года. Первый командир — Эндо Синобу.

Но работать этой лодке пришлось не только в качестве авиаразведчика, но и немного в другом качестве. Хотя начиналось все традиционно. 27 марта 1942 года командование Кригсмарине обратилось с просьбой к Императорскому флоту начать неограниченную подводную войну в Индийском океане против тихоокеанских конвоев. Это было в интересах самих японцев, ибо союзнические конвои шли вокруг Африки, везя технику и войска, которые должны были действовать как раз против Японии.

11 апреля 1942 года подлодка I-30 вышла из Куре в порт Пенанг (который только 17 декабря 1941 года оставили британцы). 20 апреля, а через два дня при поддержке вспомогательного крейсера «Аикоку Мару» отправилась патрулировать восточноафриканское побережье. В ночь на 29 мая 1942 года самолет с I-30 обнаружил британцев на рейде порта Диего-Суарец (Мадагаскар). Атака кораблей, стоявших в этом порту- тема отдельного рассказа, нас же интересует следующий эпизод ее "биографии".

Подводная лодка подключилась к "Миссии Янаги"

В декабре 1941 года в Трехсторонний пакт, подписанный Германией, Италией и Японией, были внесены поправки, включающие военное соглашение, которое включало раздел об увеличении германо-японского сотрудничества путем создания транспортных коридоров для обмена военными грузами, технической документацией и специалистами.

Правда, сухопутный коридор через СССР (естественно) был закрыт, лететь на самолете, огибая "недружественные страны" было нереально. Поначалу союзники-"осевики" прекрасно (полулегально) справлялись надводными кораблями (при содействии Испании). В первый год двенадцать зафрахтованных судов прибыли в оккупированную немцами Францию и доставили около 60 000 тонн припасов с Дальнего Востока с минимальными проблемами со стороны британцев. Везли хинин, каучук, и прочие японские "подарки". Обратно везли "высокотехнологические изделия двойного назначения". Почему их не перехватывали?

Идут "нейтралы" везут груз во Францию (какие проблемы?). Потом до британцев стало "доходить", что не все тут чисто. А, потому, ...

Еще в декабре 1941 года Гитлер сказал Осиме, что Германия может использовать подводные лодки для установления транспортного сообщения с Японией в долгосрочной перспективе. Командующий Кригсмарине в то время, гранд-адмирал Эрих Редер, выступил против этого плана, поскольку это отвлекло бы военно-морской флот от его приоритета строительства большего количества надводных кораблей. Но, тем не менее...

I-30 отправилась с очередной секретной миссией «Янаги» в Европу (на сей раз уже подводной). Лодка везла "цветмет" (в том числе и золото), и, кроме того на ее борту были 1485 кг слюды и 654 кг шеллака, а также чертежи и техническое описание авиационной торпеды тип 91. Ввиду важности миссии лодка была напрямую подчинена командующему 6-м подводным флотом вице-адмиралу Тэрухиса Комацу.

14 июня 1942 года лодка вышла с острова Пенанг, и обогнув мыс Доброй Надежды вышла в Атлантику. 2 августа она прибыла в Бискайский залив. Здесь ее встретили два тральщика М-класса и сопроводили до французского порта Лорьян (ибо злые британцы накидали на этом маршруте мин).

Самой главной миссией этого похода была миссия пропагандистская. Встреча И-30 во Франции была пышной: с немецкой стороны присутствовали главком гросс-адмирал Эрих Редер, командующий подводными лодками Карл Дёниц и японский военно-морской атташе капитан 1-го ранга Тадао Йокои. Все засняли и выдали в отдельном выпуске "Дойче фохеншау". Там же показали и самолет (хоть в походе на борту лодки самолета не было, а ангар использовали для размещения груза). Откуда взялся самолет? Не важно, в кустах стоял, но в немецкой хронике его показали как "родной" лодочный. сообщив, что "... японские ВМС и их воздушные силы участвуют в битве за Атлантику".

В обратный путь японцы везли немецкие "подарки": РЛС дальнего воздушного обнаружения «Вюрцбург» с технической документацией, пять парогазовых торпед G7a, три электроторпеды G7e, пять приборов управления торпедной стрельбой, 240 патронов «Больде» (гидролокационные имитаторы цели), партию промышленных алмазов, 50 шифровальных машин «Энигма», а также документацию на интересующие японцев виды боеприпасов и системы управления огнём.

Более того, немцы "в дорожку" заправили, перекрасили и перевооружили лодку, установив на неё счетверённый 20-мм «фирлинг» вместо японских 25-мм автоматов тип 96, а также оснастили лодку детектором радиолокационного излучения «Метокс».

22 августа 1942 года И-30 вышла в обратный рейс. Поначалу все было хорошо: 8 октября 1942 года подлодка прибыла в Пенанг для дозаправки и ремонта, а затем отправилась в Сингапур. 13 октября лодка пришла в Сингапур, но...

По выходу из Сингапура в Кобе, всего в 3 милях от сингапурского порта Кеппел лодка наскочила на мину. Большую часть груза японские водолазы подняли, но электрическая часть РЛС оказалась испорчена морской водой (чертежи тоже пострадали). Лодка лежала на дне до 1960 года, пока компания «Хокусей Семпаку Когё» не подняла субмарину со дна моря и затем отправила остатки на слом. Но это так, в качестве дополнительной информации...

Следующей операцией стала доставка "особо ценного груза" (о которой мы уже немного рассказывали).

9 февраля 1943 года из Германии в поход (c весьма специфической миссией) отправилась немецкая лодка U 180 под командованием фрегаттен-капитана Вернера Музенберга. В Индийском океане она была должна осуществить рандеву с японской лодкой I-29 (однотипной I-30), которой командовал капитан 2-го ранга Идзу Тосиити, и передать ей на борт известного индийского националиста Субхаса Чандру Боса и его помощника Хабиба Хасана. Все прошло успешно. Рандеву состоялось 26–27 апреля 1943 года в Мозамбикском проливе. Немцы передали японцам индийских «борцов за свободу», чертежи лодки типа IXC/40, образец ручной кумулятивной магнитной мины HHL 3 и другие образцы вооружения, диппочту. В свою очередь, японцы передали на U 180 торпеду тип 89, две торпеды тип 2, две тонны золота в слитках для японского посольства, чертежи авианосца «Акаги» и сверхмалой подводной лодки тип А. Также на борт U 180 перешли два японских специалиста по подводному кораблестроению. Грузы пришлось перевозить на резиновых лодках по натянутому между субмаринами линю.

А вот потом в "миссию Янаги" включилась еще одна страна. Какая? (Об этом в следующей статье).