2,5K подписчиков

Из поповичей - в морскую пехоту!

Недавно изучал формулярные списки офицеров Белостокского пехотного полка за 1812 год, искал сведения об Александре Некрасове, дяде знаменитого поэта. Среди прочего нашёл человека, что называется, интересной судьбы. Знакомьтесь, поручик Илья Кириллов сын Константинов!

Как сказано в формуляре, родом «из церковников Ельнинского уезда Смоленской губернии». В 1788 году Константинов был рекрутирован на военную службу (вероятно, провалил экзамены в семинарию) и попал в Смоленский гарнизонный батальон. Через несколько лет его перевели в 1-й Черноморский флотский батальон, который впоследствии переформировали в 4-й морской полк. И в 1794 году смоленский попович впервые увидел море, попав на борт свежепостроенного корабля «Св. Пётр».

В 1798-м унтер-офицер Константинов отправился уже в Средиземноморье – в составе команды 66-пушечного линейного корабля «Святая Троица». Сначала зашёл в Стамбул, а дальше, как сказано в его формуляре, находился «при взятии от французов разных городов и крепостей». А значит, Илья Кириллович участвовал в знаменитом Средиземноморском походе адмирала Ушакова: десантах на острова Цериго, Занте, Кефалония и Видо, а также штурме крепости Корфу и бою с французским 80-пушечным линейным кораблём Genereux, пытавшемся прорвать осаду! Сразу вспоминается советская кинолента «Корабли штурмуют бастионы». Похоже, среди безымянных десантников – героев фильма – был и сын ельнинского священника. Эта морская кампания завершилась только в 1800 году. Подвиги Константинова в формуляре не описаны, но за участие в штурмах он был награждён Знаком отличия ордена св. Анны, то есть Аннинской медалью, за номером 21302. До учреждения Знака отличия ордена св. Георгия (1807) Аннинской медалью награждали не только за выслугу лет, но и за подвиги в бою.

Высадка русского десанта на остров Корфу. Картина современного художника.
Высадка русского десанта на остров Корфу. Картина современного художника.

В 1806 году фельдфебель Константинов вновь возвращается на родину и служит в Смоленском гарнизонном батальоне. Но год спустя ему присваивают чин подпоручика, а, значит, и дворянство, и переводят в Белостокский мушкетёрский полк. Получается, от поступления на службу до присвоения первого офицерского чина у Константинова уходит 19 лет. При производстве в офицеры наверняка были учтены и его беспорочная служба, и высокая награда, и грамотность, как-никак, сын церковника. В 1809-м в составе Белостокского полка новоиспечённый подпоручик участвует в войне с Австрией и входит в польский Краков, принадлежавший тогда Австрийской империи. А в 1810-м, получив эполеты поручика, Илья Кириллович отправляется на очередную русско-турецкую войну – в составе 9-й мушкетёрской роты 3-го батальона Белостокского полка . Его участие в сражении при Рущуке отражено в формуляре следующей фразой: «22 июня 1811 года за крепостью Рущук при отражении и прогнании визирской армии в действительном сражении находился». Про следующее Слободзейское сражение сказано ещё чеканнее: «С того времени в разных против турок перестрелках и 2 октября 1811 года находился при совершенном истреблении главной турецкой армии».

Недавно изучал формулярные списки офицеров Белостокского пехотного полка за 1812 год, искал сведения об Александре Некрасове, дяде знаменитого поэта.-3

В Отечественную войне 1812 года Белостокский полк прикрывал русско-турецкую границу, поэтому в боях с французами практически не участвовал. Зато в Заграничном походе Русской армии белостокцы воевали по полной: Бунцлау (где был смертельно ранен дядя поэта Некрасова), Кацбах, Лейпциг, Бриенн-ле-Шато, Ла-Ротьер, Монмирай. Но этот славный путь поручик Константинов уже не проделал. Ещё 24 апреля 1813 года, когда полк стоял в Силезии, он был переведён в Тверской гарнизонный батальон, возможно, по состоянию здоровья. Как-никак, за плечами были 25 лет службы!

Уверен, Илье Кирилловичу было что рассказать новым сослуживцам и тверским обывателям, ведь за свою военную карьеру он побывал в Турции, Греции, Польше, Молдавии, Румынии и Силезии! Хоть уроки географии веди ))