В день завершения Апостольского (Петрова) поста, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла предложу эту тему.
Суть ее такова: Павел не падал в искушениях, Петр падал многократно. Почему так?
Чем полезна эта тема?
С одной стороны лучше понять самих апостолов Петра и Павла.
С другой стороны, понять архетипы духовной жизни, полезные для себя. Ибо «Павел» и «Петр» это набор духовных поведений, характерных не только этим апостолам, но каждому человеку, в той или иной степени в его духовной жизни.
Давайте посмотрим.
Преимущества Петра.
Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди на день святых апостолов Петра и Павла, замечает такую вещь: будущие апостолы знали Христа с детства. А потом вошли в его общину. Знал его и Кифа (Петр), который, однако первый из апостолов признал в нем Бога. То есть в своем детском товарище он увидел не просто человека, не просто друга, но Бога. Открылось ему.
У Петра (и других апостолов из 12) было преимущество: они знали Христа с детства, они все время были с Ним. С ними был Живой Воплощенный Бог. Они могли слушать Его, наблюдать, чувствовать Его святую энергию. Это великое дело и великое преимущество: не воображать Бога, а быть в Его присутствии.
У Павла такого преимущества не было. Он родился в другом городе, он имел не только иудеское и еврейское происхождение (как другие апостолы), но был и гражданином Рима, человеком знатного происхождения.
У Петра было преимущество все время быть со Христом, видеть все чудеса, чувствовать Божественную энергию, видеть преображение Христа на Елеоне и многое другое. Он был в эпицентре Божественной энергии Христа. Всего этого не было у Павла. Казалось бы Петр должен был бы быть более стойким в духовной жизни, чем Павел. Но все было вплоть до наоборот: Петр нередко падал, а Павел - нет.
Падения Петра.
Тем ни менее, несмотря на то, что Петр был со Христом при Земной жизни Того, он очень часто падал в искушениях.
Он идет по воде и падает, так как маловерен. Он говорит Христу такие слова, после которых Христос говорит ему: «Отойди от меня, сатана». Он предает Христа и отрекается от него. Он проклинает и убивает Ананию и его жену, он боится идти в Рим и распяться за Христа (эпизод описанный, святителем Димитрием Ростовским).
Итак, Петр часто падает в очень серьезные искушения. Такой «архетип» можно найти и среди христиан сегодня, и он очень распространен. Люди, вроде бы живут духовной, церковной жизнью, но часто искушаются и падают в искушениях. И думаешь: вот этот человек и молится, и постится, и исповедуется, и Бога любит и церковь, а будто «не в коня корм». Как только искушение – он падает. Мол, неэффективен он в искушениях. Может и не христианин вовсе, и не духовный человек, а только таким кажется? Но этот вывод ошибочный.
Христос доверял Петру.
Несмотря на все падения Петра в искушениях, именно Петру доверил Христос ключи от новой церкви. Именно его считал камнем, на котором будет построена новая христианская церковь.
Петр умел каяться и восставать с большей силой. Он падал в искушениях, но вставал с большей силой. Этот архетип духовной жизни более популярен в народе. Пасть может каждый, надо уметь вставать после падений. Петр это умел. И Христос, видя это, доверил именно ему ответственность за церковь.
Значит падения человека в духовной жизни не отвращают от Бога. Если человек умеет каяться в том, на чем пал, вставать, исправлять ошибки и двигаться дальше. Второе ценно Богу и важно человеку.
Павел не падал.
Но апостол Павел более стоек. Он герой, который не падает.
До того, как Павел стал христианином, он был рьяным фарисеем, гнал и убивал христиан. Не он ли был участником убийства Стефана, побитого камнями? Он. Но то было в прошлой жизни, до христианской, фарисейской.
Когда Павел стал христианином, он не падал в искушениях. Хотя, по логике, должен был, ведь он новоначальный. Но он проходил искушения без падений. Там, где он мог бы струсить (как это было у Петра) Павел не трусил. Там, где он мог ошибиться и прельстится - он не ошибался и не прельщался.
Почему же так?
Почему Павел не падал, а Петр падал?
По характеру оба апостола были рьяными, энергичными людьми, большими энтузиастами христианской проповеди и дел. В этом – в рьяности их сердец, характера и поведения – мы не найдем ответ на вопрос.
Ответ лежит в другой плоскости, очень важной.
Павел был образованным человеком, человеком знаний, а Петр необразованным, простолюдином.
Образование, твердые знания позволяют человеку понимать искушения и не падать в них. Знание и образование - сила, твердь.
Под образованием, в данном случае, я понимаю духовное образование: богословское. Ведь Павел учился у такого заслуженного и уважаемого учителя богословия, как Гамалиил. Павел получил системное фарисейское образование. Он поступал не по наитию (чувствам), а по знаниям. А знание это твердь и сила. Вербализованное знание спасает от интуитивных ошибок.
У Петра этого не было. Он слушал Христа, но не разумел. Но Христос учил притчами, по отдельным случаям, а не давал системное образование ученикам. У Павла было именно системное, твердое образование. Он хорошо усваивал знания и умел их применять.
И это давало ему колоссальное преимущество в духовной жизни: Павел не падал в искушениях.
Какой вывод можно сделать для себя?
Живя духовной жизнью, надо не просто молиться, творить дела милосердия, посещать обряды церковные, принимать таинства. Все это важные вещи, но вторичные.
Чтобы твердо идти по жизни, духовной жизни, не падать в искушениях – надо знать систему духовной жизни, надо изучать святых и духовную жизнь системно. Духовная образованность позволяет быть стойким в искушениях и меньше падать, меньше терять сил и времени на падениях. Больше успевать. Не поражает ли всех нас плодотворность апостола Павла? Как много он успел?
Итак, важнейший фактор: образованность в духовной жизни, твердые знания духовных первооснов и умение их применять в жизни осознанно.
Пример этому показывает в своем духовном опыте апостол Павел.
С праздником святых апостолов Петра и Павла.
Добра всем.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.