Замена масляного фильтра: как его снять подручными средствами

  1. Как работает масляный фильтр
  2. Как часто менять
  3. Как открутить
  4. Как снять масляный фильтр без специального ключа
  5. Что делать после откручивания фильтра

Как работает масляный фильтр

Масляный фильтр — это сменный элемент, осуществляющий очистку масла от содержащихся в нем механических частиц. Так же как и топливный фильтр, он работает исключительно механически, не меняя химический состав. То есть, не способен избавить, например, от попавших в систему смазки примесей бензина или дизеля. Фильтры бывают разборные и неразборные.

Непосредственно фильтрующий элемент, находящийся внутри внешнего корпуса, представляет пропитанную специальным армирующим составом бумагу, уложенную «гармошкой» для максимальной площади фильтрации. Реже в качестве материала используются синтетические и несинтетические ткани.

Неотъемлемой частью системы фильтрации является перепускной клапан. Он защищает масляную систему двигателя от падения давления. В случае если давление в фильтре достигает критического (то есть, поток застопоривается и не идет дальше), подпружиненный клапан открывается и направляет поток в обход фильтра, чтобы не допустить масляного голодания мотора. Такой сценарий возможен при сильных морозах, когда масло чрезмерно густеет, или если фильтр сильно загрязнен.

Отметим, что перепускной клапан не обязательно расположен в самом сменном элементе — бывают схемы, где он установлен на двигателе, в месте стыка с фильтром.

Также иногда (в зависимости от конструктива двигателя) фильтр оснащается противосливным и противодренажным клапанами. Они предотвращают, соответственно, пролив масла из открученного фильтра и отлив из него на заглушенном моторе. Последнее необходимо, чтобы при следующем старте не терять драгоценные секунды на наполнение фильтра, и не снижать тем самым давление в системе. Ниже представлена общая схема двух видов в разрезе.

   avtocity365.ru
avtocity365.ru
  • Неразборные. Изготавливаются единой сменной деталью, подлежащей утилизации по окончании срока службы. Большинство современных масляных фильтров именно неразборные.
  • Разборные. Как понятно из названия, содержат под внешним корпусом сменный элемент. Ввиду конструкции такие фильтры занимают больше места, а отдельная замена элемента требует выполнения большего количества операций и менее удобна, чем у одноразовых.

Как часто менять масляный фильтр

В первом приближении ответ однозначен: вместе с маслом. Что касается межсервисных интервалов, то рекомендация будет аналогична таковой для смены масла, и вообще любой технической жидкости в автомобиле. То есть, находим рекомендации производителя и делаем для себя соответствующие коррекции.

Если смена масла предусмотрена раз в 15 тысяч, то в целях профилактики лучше сократить эту цифру на треть, и менять каждые 10. Таким образом, мы вносим поправки на условия эксплуатации в российских реалиях: холодная зима, долгое межсезонье, большие перепады влажности, тяжелые пробки в крупных городах и т.д. Все это очевидным образом влияет на состояние любых техжидкостей и их фильтров, и сокращение межсервисных интервалов — не блажь, а насущная необходимость.

Как открутить масляный фильтр

Процедура замена масла и фильтра в абсолютном большинстве случаев не представляет сложности даже для новичка. Как и всегда, перед началом работ настоятельно рекомендуется изучить Руководство по ремонту и следовать ему. А в общем случае алгоритм будет следующим.

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Как и в ситуации с ранее обсуждаемой заменой антифриза, это необходимо для поднятия в системе смазки взвеси, которая частично уйдет в сливную тару. Также прогрев необходим для увеличения текучести масла — проще говоря, чтобы оно быстрее сливалось.
  2. Если фильтр находится снизу, то снять (при наличии) защиту картера. В некоторых моделях защит предусмотрены специальные технологические окна — как раз для доступа к фильтру и сливной пробке.
  3. Открутить маслозаливную крышку — так в системе не будет создаваться разрежения, и жидкость будет вытекать быстрее.
  4. Открутить сливную пробку и слить отработанное масло в заранее приготовленную тару.
  5. Открутить масляный фильтр.
   Reshetnikov_art / Shutterstock / FOTODOM
Reshetnikov_art / Shutterstock / FOTODOM

Как снять масляный фильтр без специального ключа

Как правило, основную сложность при замене фильтра составляет процесс его откручивания. Даже если он был затянут от руки (как и положено), прикипевшее уплотнительное кольцо часто не дает детали сдвинуться с мертвой точки. Для решения этой проблемы можно применить несколько методов.

Специальный съемник фильтров

Бывает нескольких видов, можно выбрать наиболее удобный, исходя из компоновки и месторасположения фильтра. Среди самых распространенных типов съемников — «чашка», «краб», «серп», цепной и ленточный. Первые три инструмента получили свои названия за характерный внешний вид.

Ремень

Причем ремень может быть как автомобильный, так и обычный от брюк. Прикипевший фильтр откручивается путем накидывания на него петли из ремня с последующим ее затягиванием и приложением силы уже к ремню, а не к фильтру.

Отвертка, лом, большое шило

Самый «варварский» способ, если другие варианты недоступны или не сработали. Суть метода в банальном пробитии корпуса фильтра (он из тонкого и мягкого металла) и сворачивании его по принципу обычного воротка. Очевидно, что при таком подходе масло из фильтра неминуемо прольется. Также следует быть осторожным, дабы не повредить резьбу — пробивать корпус нужно подальше от точки контакта с двигателем. И конечно, подобный «лайфхак» применим только к одноразовым фильтрам.

Замена масляного фильтра: что делать дальше

Прежде чем установить новый неразборный фильтр, следует аккуратно, чистой ветошью или плотными бумажными салфетками, очистить место прилегания уплотнительного кольца и вокруг него. Также перед накручиванием необходимо смазать кольцо фильтра маслом, чтобы гарантировать плавное закручивание и герметизацию.

Если фильтр разборный, к процедуре очистки посадочного места добавляется алгоритм извлечения и ревизии деталей. Это может быть дренажный клапан, пружины, различные уплотнения и прочие компоненты. В ряде случаев некоторые из этих элементов подлежат замене наряду с фильтрующим элементом. Для определения точной последовательности работ необходимо ознакомиться с Руководством по обслуживанию конкретного автомобиля.

   Anuta23 / Shutterstock / FOTODOM
Anuta23 / Shutterstock / FOTODOM

Читайте также:

Как прокачать гидравлический домкрат в домашних условиях: инструкция

Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать

Что такое TPMS, как она работает, неисправности, типы системы

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

РБК AutonewsТест-драйвы, самые свежие новости и все, что вы хотели знать об автомобилях — от одного из самых авторитетных СМИ в России
65,6K подписчиков