Погружение в Систему работы Рассказчика в театре Сторителлинга. Продолжение.

“Вспоминать - вс-поминать. Помнить - по-мнить*. Забыть - за-быть… *мнить - мыслить, думать ” из статей Кирилла П. Гопиуса

“Память - Способность сознания сохранять образы и прочую информацию о чём-либо.

От «разум, рассудок», «думать». Родственно «мысль, суждение», «загадка», «намерение, мнение, мнить»…” Словарь

Начну сразу с Михаила Чехова “Работа актера” и моих мыслей по поводу прочитанного. Хоть и не слишком по исследовательски погруженно… и, тем не менее. Как ни странно, “ожидание возможного”, “внимание”, “воображение”, о которых пишет Чехов, есть всего лишь части тех процессов, которые и контролирует, и осуществляет наша память. К памяти принято относиться как к тому, что отвечает исключительно за случившееся, за прошлое. Однако, если обратиться хотя бы к простейшему определению из словаря, а, главное, к этимологии… “способность СОЗНАНИЯ сохранять образы”, “думать, загадка, намерение, разум, мыслить”. То очевидным становиться, что память заходит как во вневременную область со-знания (знания прошлого, настоящего, будущего), так и в объединяющее все (а, стало быть, опять же… прошлое, настоящее, будущее) “сферу” “со-мыслия”, смысла, духа.

Стало быть, память отвечает и за “свершившееся” и за “действительное” и за “возможное”, делая из возможного не “возможное”, но “грядущее”, “неотвратимо надвигающееся”, точно также нуждающееся во вспоминании, как и забытое свершившееся. С некоторой улыбкой можно продекларировать, что память лишает “невозможное” права на “несбыточность”. Также как лишает какого-либо разумного противопоставления “невозможного” и “возможного”. Нет ни того, ни другого. Есть “неотвратимо грядущее”. Как есть “неотвратимо свершившееся” и “неотвратимо действительное”. А “случай - Бог изобретатель”. Исключающий “случайное”.

Из всего этого Рассказчику важно понимать, что вспоминать необходимо, как прошлое, так и настоящее, и будущее. А это расширяет зону как его работы, так и “работы актера”. Вспомним и другое слово: “актора”. По-моему тоже употребявшееся Станиславским. Теперь, что касается “внимания”. Во-первых, есть два направления этого процесса: “обратить внимание” и “привлечь внимание”. Первый - от окружения к Рассказчику. Второй - от Рассказчика к окружению. Если взять первый процесс, то “внимание”, это лишь начало “Пути Рассказчика”: обратить внимание - завоевать доверие - управлять вдохновляя. Он же (Путь) соотносится с одной из триад “Матрицы триад сторителлинга” (читайте мою “Диалектику Сторителлинга”): свобода - власть - любовь. Второй же процесс - часть Кодекса Сторителлера: “умей слушать, представляй истории, уважай текст”. Не будем расшифровывать все три тезиса (это мы делали неоднократно во множестве текстов). Коснемся “уметь слушать” (“обратить свое внимание”). Имеется ввиду, что Рассказчик обязан уметь слушать не только окружение во взаимодействии с собой, не только себя во взаимодействии с окружением, но и “тишину сомыслия всего со всем”. Из этого всего и рождается любое представление текста Истории, как и “уважение” к любому тексту. К тому, что уже сплетено. К тому, что плетется сейчас. К тому, что ждет своего сплетения. Напомним, text - лат. “полотно, сплетение”.

Что касается “воображения”, как и “рождение образов”, с которыми Чехов предлагает вести диалог, беседу (что, в принципе, не наказуемо, более того поощряемо). Но, опять же “воображение” само по себе является частью, как “представления” - представления, как презентации, как спектакля, как конструирование будущего (вообрази, представь); так и образования, как момента осознанного начала (образоваться, начаться), как правил поведение со своим внутренним и внешним миром (образ жизни), как способа получения и передачи знания (образование, как таковое), как морально нравственные ориентиры (образа - герои и боги, на кого молиться, кому молиться), как, наконец, воображение (опять же умение вспоминать грядущие образы). Снова и снова мы получаем расширение сферы деятельности и труда, как Рассказчика, так и Актера, Актора.

Наконец, слышимое мной у Чехова… “атмосфера”. Атмосфера истории (пьесы, спектакля, того, что происходит на сцене (или в жизни)), как мы писали в ранних работах, есть совокупность “автора”, создаваемого им “пространства”, “времени” и “декораций”, “героя”, погруженного в этот декорируемый континуум пространства-времени, “окружения героя”, наконец, “действий и взаимодействий героя и его окружения”. И она, “атмосфера”, безусловно, важна. НО, она будет беззубо работать вхолостую, если не будет “состояния” передаваемого от Рассказчика к зрителю. Повторим многократно написанное и произнесенное: “Именно за СОСТОЯНИЕМ преодоления страха собственной смерти приходит любой Зритель к любому Рассказчику…” Аминь!

Уже даже эти несколько абзацев создают некоторую “прото Систему”. То есть взаимосвязанную, взаимозависимую, взаимодополняемую совокупность различных ее узлов сети, значений, мотиваций, смыслов, отношений, времен, пространств, форм, энергий, духа, алгоритмов, инструментов. Что называть любую Систему работы Рассказчика, как и Актера, Актора “просто инструментом и не более того” или называть ее “методом”... было бы, по крайней мере, легкомысленно и недальновидно. Система, подобно живому организму, с его потенциалами и кинетикой развития с его телом душой и духом не может быть просто молотком или инструкцией по его использованию. Но то, что способно к бесконечному рождению нового, способно к переживанию и представлению события (во всех значениях каждого из трех слов).

Аминь!

“Вспоминать - вс-поминать. Помнить - по-мнить*. Забыть - за-быть… *мнить - мыслить, думать ” из статей Кирилла П. Гопиуса “Память - Способность сознания сохранять образы и прочую информацию о чём-либо.

...........................................................

Мой канал ВК... https://vk.com/gopius

……………………………………………………..

Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…

https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw

Трагедия и героизм буквы “Z”.

https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN

Полное собрание сочинений…

https://dzen.ru/a/Y6vU1z58TWxEtmqr