Машины, воздух и вода. Как Бериев создавал непревзойдённые самолёты-амфибии

   Георгий Бериев, 1967 год.
Георгий Бериев, 1967 год.

45 лет назад, 12 ­июля 1979 года, скончался авиаконст­руктор Георгий Бериев. В созданном им КБ разработаны знаменитый самолёт-амфибия Бе-200, который Россия отправляет в помощь для тушения пожаров в другие страны. Таких машин больше в мире нет ни у кого. И, как говорят специалисты, в ближайшие 20 лет не по­явится.

«Амбарчик» против подлодок

«Первенцем» конструктора был гидросамолёт МБР-2 («Морской Ближний Разведчик»). Деревянная машина, которую лётчики ласково называли «амбарчик», во время Великой Отечественной «охотилась» на подлодки Третьего рейха. Самолёт мог лететь на столь малой высоте, что «мессеры» его не замечали. А разведчик в это время кружил над морской гладью, выискивая перископ или контуры вражеской субмарины, чтобы выпустить по ней 500 км бомб.

МБР-2 Бериев создал в 1932 году. А спустя два года он стал самым молодым в СССР руководителем собственного КБ. На тот момент ему было 29. Выпускнику Ленинградского политеха предстояло заниматься не только аэродинамикой, но и гидродинамикой, а главное — совместить их. Это было самым сложным. Ведь требовалось создавать машины на стыке двух стихий — воздушной и земной. Позже гидросамолёты стали называть «летающими лодками», а небо — «пятым океаном» для них.

   Георгий Бериев. Фото:  РИА Новости
Георгий Бериев. Фото: РИА Новости

9 суток среди моря

Для места базирования КБ Бериеву предложили Севасто­поль и Таганрог. Он выбрал последний из-за расположенного там авиационного завода № 31. К слову, ­МБР-2 кон­структор не планировал делать из дерева, но в 1930-х годах стране не хватало металла, и эти реалии приходилось учитывать. Задуманный как военный, «разведчик» в итоге стал выпускаться и в гражданской версии под наименованием МП-1 как «летающая лодка»: 2 человека экипажа и 6 пассажиров. Гидро­самолёт перевозил людей и грузы в трудно­доступные места, вплоть до Крайнего Севера. В рыболовстве использовался для поиска косяков рыб. Однажды, перевозя пассажиров на авиалинии Одесса — Батуми, машина совершила вынужденную посадку в Чёрном море и продержалась 9 (!) суток на воде в штормовых условиях до прихода спасателей. На этой же «летающей лодке» в 1938 году лётчицы Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова совершили беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь — Архангельск (озеро Холмовское) и стали всесоюзными знаменитостями.

   Гидросамолет МБР-2. Фото:  РИА Новости
Гидросамолет МБР-2. Фото: РИА Новости

Со скоростью «Чайки»

В Таганрог Бериев приехал уже семейным человеком. Дочь конструктора, Майя Георгиевна, рассказывала, как познакомились её родители: «Папа шёл с друзьями по улице в Ленин­граде, а мама с подругами искала комнату для жилья. На заборе висело объявление: "Продаётся коза бодливая с четырьмя козлятами". Возле этого объявления молодые люди и встретились. Самое интересное: мама по характеру дейст­вительно "бодливая" и у неё родилось потом четверо детей».

После войны конструктор продолжил создание машин для морской авиации. Но теперь это были не гидросамолёты, которые могут взлетать и садиться только на воду, а самолёты-амфибии, способные взлетать и садиться как на воду, так и на сушу. Созданная им в 1963 году противолодочная амфибия Бе-12 «Чайка» следила за атомными подводными ракетоносцами.

Машина была цельнометаллическая, и лётчикам уже не надо было самим выглядывать появление субмарин — для этого в носовом обтекателе Бе-12 были размещены радиолокационная станция, а в хвосте — датчик магнитных аномалий. На скорости 320 км/ч «Чайка», вооружённая противолодочными 450-мм торпедами и глубинными бомбами, могла барражировать более 3 часов на расстоянии 600 км от базы. И хотя Бе-12 давно снят с производства, этот главный самолёт-долгожитель ВМФ по сей день эксплуатируют.

Был у КБ Бериева и первый сухопутный пассажирский и транспортный самолёт ­Бе-30. Но его постигла незавидная судьба. В 1969 году на авиасалоне в Ле-Бурже опытный образец машины назвали «шедевром инженерной мысли», однако в серию его не пустили. В высоких кабинетах решили поддержать авиапром Чехо­словакии и закупить их технику. По воспоминаниям Майи Бериевой, отец тогда «писал письма — Брежневу и Косыгину, приводя данные испытания нашей и чешской машин, которые были в пользу Бе-30». Не помогло. В итоге Бериев слёг с инсультом. Дочь говорила, что он до последнего «дышал этой машиной».

   Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС. Фото:  РИА Новости/ Виталий Аньков
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС. Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков

Покорение «третьей стихии»

В 1990-е именно «Чайка» стала спасением для людей в отдалённых уголках страны.

«На Дальнем Востоке в условиях закрытия многих аэропортов самолёты-амфибии Бе-12 доставляли грузы, зарплату, пассажиров с Курильских островов. В самолёте, внутренняя компоновка которого напоминает подводную лодку, размещалось (трудно понять как) более 50 человек, включая женщин с детьми», — рассказывал главный конструктор самолёта-амфибии Бе-200, созданного в КБ уже после смерти основателя, Александр Явкин.

Без школы гидросамолёто­строения, созданной Георгием Бериевым, появление Бе-200, ставшего визитной карточкой России, было бы невозможно. Эта уникальная машина тушит огонь по всему миру. Сбросив воду на пламя, Бе-200 летит к водоёму на скорости 150–190 км/ч в режиме глиссирования (скольжения по водной глади). Машина способна взять в свои 8 баков до 12 т воды всего за 12 секунд, чтобы вновь отправиться на помощь огнеборцам. Так легендарному КБ покорилась и «третья, огненная стихия».

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ