183,2K подписчиков

Актёр на протезах и кража реквизита: съёмки «Белого солнца пустыни»

Кинолента «Белое солнце пустыни», вышедшая в прокат в 1970 году уже более 50 лет находится в золотом фонде советского кино. Знаменитые фразы Петрухи и товарища Сухова «Восток дело тонкое» или «Гюльчатай, открой личико» пошли по миру и давно стали частью фольклора. Только за первый год фильм успели посмотреть порядка 30 миллионов человек, а каждый последующий год лишь увеличивал число зрителей.

Актёр на протезах и кража реквизита: съёмки «Белого солнца пустыни»
Актёр на протезах и кража реквизита: съёмки «Белого солнца пустыни»

Режиссёром картины стал Владимир Мотыль, ранее показавший своё мастерство в военной драме «Женя, Женечка и Катюша». Сценарий был готов ещё за год до начала съёмок, которые постоянно откладывались из-за многочисленных поправок. Мотыль побаивался, что членам худсовета не понравится образ солдата гражданской войны, и его опасения были вполне аргументированы.

Превозмогая боль

Съёмки «советского вестерна» сопровождались постоянными сложностями. Роль товарища Сухова была отдана Георгию Юматову, но в первый же день он подвёл режиссёра, не явившись на съёмочную площадку. Накануне актёр ввязался в пьяную драку, в результате которой сильно пострадало его лицо. У Мотыля не было времени ждать, пока безответственный артист восстановится, поэтому в срочном порядке заменил его Анатолием Кузнецовым.

 Павел Луспекаев
Павел Луспекаев

Роль Верещагина, несмотря на проблемы со здоровьем (ампутация ступней) согласился сыграть Павел Луспекаев. Передвижение на протезах сопровождалось сильными болями, и чтобы облегчить хоть немного страдания актёра, Мотыль добавил к образу его персонажа костыли. Луспекаев оценил такую заботу со стороны режиссёра, но всё же отказался от вспомогательного «реквизита». Категоричен артист был и по отношению к дублёрам, и все трюки выполнял самостоятельно.

Мужественному актёру помогала его супруга Инна Кирилова, которая всегда была рядом и держала наготове маленький стульчик. В завершении рабочего дня Луспекаев опускал ноги в прохладную морскую воду, чтобы хоть ненадолго притупить сильные болевые ощущения. Верещагин стал одним из последних персонажей Павла Луспекаева, актёра не стало спустя две недели после выхода «Белого солнца пустыни» в прокат.

Из криминального авторитета в актёры

Неприятности стали неотъемлемой частью съёмочного процесса. Однажды ночью на склад киношников пожаловали местные воры и унесли часть реквизита. Старинная сабля, наручные часы фирмы «Буре» и другие важные предметы стали добычей грабителей. Владимир Мотыль не хотел вызывать милицию, а обратился к местному криминальному авторитету дагестанцу Али.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Режиссёр предложил ему поучаствовать в съёмках, а когда тот ответил согласием, то рассказал о неприятном инциденте с реквизитом. Али быстро подтвердил свой статус влиятельного человека и к утру следующего дня все украденные вещи были возвращены. В фильме молодой дагестанец был одним из членов банды Абдуллы, это он угрожает винтовкой товарищу Сухову на морском побережье.

Межнациональный вопрос

Руководство фильма критиковало режиссёра за перерасход выделенного бюджета – на третью часть фильма киношники уже потратили 350 тысяч рублей. В итоге съёмки «Белого солнца пустыни» были остановлены из-за дороговизны и «бесперспективности». Мотыль решил любой ценой завершить картину, отбивая пороги всех инстанций. Спасательный круг был брошен Министерством финансов, которое видело в «заморозке» ленты ещё большие убытки.

Афиша фильма «Белое солнце пустыни»
Афиша фильма «Белое солнце пустыни»

В 1960-х годах кинокартины с международной и межнациональной тематикой были на особом контроле. Куратором «Белого солнца пустыни» был Владимир Баскаков, занимавший должность первого зампреда Госкино. Когда съёмки проходили в Туркмении Баскаков отправлял Мотылю телеграммы, в которых указывал, что бы банда Абдуллы состояла также из русских актёров.

У чиновника были опасения, что последуют обвинения в адрес Госкино со стороны республиканских руководителей относительно розжига межнациональной розни – якобы, все плохие герои в советском кино всегда азиатской внешности. Спорить с начальством Мотыль не стал, покорно выполняя все рекомендации и указания. Так ряды банды Абдуллы пополнил белогвардеец, которого сыграл Валентин Фабер.

Брежнев одобрил

В конце 1969 года съёмки картины завершились, а страдания её продолжались дальше. Худсовет, как и ранее, предъявлял претензии к «детищу» Мотыля, требуя от него новых и новых поправок. Например, киночиновникам не нравилось пьянство Верещагина, и кровь на иконе Богоматери в сцене, когда убивали хранителя музея. После исправлений «Мосфильм» всё равно не спешил принимать картину.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В роли спасителя «Белого солнца пустыни» выступил Леонид Брежнев. В Советском Союзе практиковались закрытые «предпоказы» новых фильмов на дачах влиятельных политиков. Спорная картина попала к генсеку, который очень любил американские вестерны. Брежневу понравилась работа Мотыля и её естественно допустили к всесоюзному показу.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще