345,5K подписчиков

Гусева не могла сказать ни слова по-английски, а Герасимов в костюме робота изнывал от жары: как снимали «Гостью из будущего»

19K прочитали

Исполнительница главной роли попала в проект по чистой случайности.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

Картина «Гостья из будущего» режиссера Павла Арсенова, созданная на основе романа Кира Булычева «Сто лет тому вперед», вышла на телеэкраны в 1985 году в дни школьных каникул — и моментально завоевала любовь зрителей всех возрастов. Процесс съемок был сложным, но во многих аспектах инновационным. Создателям научно-фантастической ленты пришлось экспериментировать и идти на определенные риски. И эти риски окупились.

Вообще, идея экранизации романа родилась у Арсенова в конце 1970-х годов — детская фантастика в тот период пользовалась большой популярностью. В истории про Алису Селезневу постановщик увидел возможность создать нечто, что увлечет и вдохновит молодое поколение.

Для обсуждения идеи экранизации Арсенов встретился с Киром Булычевым. Тот так вдохновился задумкой, что сам написал сценарий. Арсенов же внес от себя незначительные правки. В основе своей «Гостья из будущего» — это история о том, как шестиклассник Коля пошел за кефиром, а в итоге случайно перенесся на сто лет в будущее, где познакомился с девочкой по имени Алиса Селезнева (самый узнаваемый персонаж творчества Булычева, кочующий из одного произведения в другое) и вступил в конфронтацию с космическими пиратами.

С реализацией идеи пришлось, правда, немного подождать. Стартовали съемки только в 1983-м. Предварительно состоялся подбор актеров.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

12-летняя Наташа Гусева попала в проект совершенно случайно — она пришла на съемочную площадку взять автограф у Кира Булычева. Никакого актерского опыта у девочки, разумеется, не было. Зато была уникальная природная способность очаровывать окружающих своими естественностью и обаянием. Арсенов, к тому моменту начавший впадать в отчаяние из-за того, что нужная ему Алиса никак не находилась, пришел в восторг и предложил Гусевой сниматься. Та, не раздумывая, согласилась. Правда, от волнения перепутала год своего рождения, назвав вместо 1972-го 1872-й.

С поиском актера на роль Коли Герасимова проблем тоже не возникло. Юного Алексея Фомкина заметили в «Ералаше» и утвердили очень быстро.

Главным вызовом для съемочной группы стало создание футуристического мира будущего в условиях ограниченных технических возможностей. Это современный фантастический блокбастер невозможно представить без компьютерной графики, но в СССР в 80-е о таких возможностях могли только мечтать. Спецэффекты и декорации создавались преимущественно вручную.

Пожалуй, одним из главных примеров инноваций того времени стал костюм робота Вертера, которого сыграл актер Евгений Герасимов. Этот образ — вплоть до прически — позаимствовали из итальянского фильма «Война роботов», в оригинальной книжке Булычева персонаж не фигурировал. Герасимов же привнес от себя важную деталь — он придумал смех Вертера. Хотя самому актеру часто было не до шуток. Его костюм, столь эффектно и в полном смысле этого слова блестяще выглядевший, не пропускал воздух, из-за чего человеку в нем буквально спустя пару десятков минут становилось нестерпимо жарко. Кроме того, на костюме не было ни молний, ни пуговиц — снимать и надевать его было тем еще мучением.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

К слову, по изначальной задумке Булычева, в фильме Вертер должен был выглядеть как классический робот из фантастики 20 века: с металлическим корпусом, светящимися глазами и решеткой вместо рта. Но затем героя все же решили очеловечить, сделав биороботом. Такой вариант был, во-первых, гораздо проще технически, а во-вторых, вызывал у зрителей больше симпатии.

Съемки проходили в разных уголках Москвы и Подмосковья. Часто — в условиях реальной архитектуры. А чтобы последняя выглядела футуристично, применялись макеты и миниатюры. Часть сцен же отсняли в павильонах «Мосфильма». В частности — эпизод с миелофоном. Это вымышленный прибор, позволяющий читать мысли. Сделали его очень просто — положили кусок необработанного кварца в подарочную коробку, к которой дополнительно приделали ремешок.

Действие эпизода происходит в лаборатории. И чтобы снять его, а выглядел он при этом правдоподобно, лабораторию пришлось построить с нуля. Помогали с этим реальные ученые. Они подсказывали, как правильно расставить причудливую аппаратуру и под каким углом лучше направлять камеру, чтобы антураж смотрелся менее комично и более научно-фантастично. При этом подсвечивающиеся кнопки на одной из панелей изготовили на основе кубика Рубика. Специально — чтобы юные зрители обнаружили что-то знакомое и порадовались.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

В одной из сцен создателям потребовался искусственный снег. Сделали его из соли — простого и бюджетного материала. Не учли авторы только один момент — температуру на съемочной площадке. В результате «снег» быстро начал таять под жаркими софитами, появились огромные лужи. На графике инцидент особо не сказался, зато специалисты по спецэффектам вынесли из ситуации несколько важных уроков.

Когда же дело доходило до трюков, на площадку выходили дублеры. Так, в эпизоде, где Алиса перепрыгивает через забор, ее подменила юная гимнастка Оксана Компаниец. Чтобы эффектно перелететь через преграду, она прыгала с подготовленной подкидной доски. Затем Оксана еще и пробежалась по крышам проезжающих автомобилей, но эту сцену вырезали.

На экране Алиса отлично показывает себя в физкультуре и английском языке. Но вот у самой Наташи Гусевой с этими предметами были проблемы. Когда по сценарию необходимо было сказать реплику на иностранном, актриса, как ни старалась, не звучала сколько-нибудь убедительно. Пришлось пригласить на озвучку носительницу английского языка. Кроме того, авторы отказались от сцены, в которой Алиса должна была играть в баскетбол — Гусевой не хватало координации. Зато девочка обожала биологию — настолько, что в 90-е, после окончания своей недолгой кинокарьеры, стала биохимиком.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

Увы, бюджет ленты не позволял создателям реализовать все булычевские задумки. Например, существенно «урезали» население Московского космического зоопарка, отказавшись от инопланетных коров «склиссов» и ограничившись лишь говорящим козлом Наполеоном и крокодилом Сеней. Последнего сделали из пенопласта, а двигал им засевший в пруду водолаз.

Недостаток бюджета актеры с лихвой компенсировали импровизацией. Особенно старался Михаил Кононов, сыгравший пирата Крыса. В частности, именно он решил, что его персонаж будет все время носить зонтик.

Еще одной важнейшей частью картины стала музыка Евгения Крылатова — саундтрек создавал львиную долю той самой уютной и почти сказочной атмосферы, которая прославила «Гостью из будущего». Композиция «Прекрасное далеко» и по сей день остается одной из самых запоминающихся мелодий отечественного кино. Эту песню — глубокую, эмоциональную — исполнила певица Татьяна Дасковская. Задумка была в том, чтобы отразить в заглавной композиции главные темы всего фильма — мечты о будущем, борьбу за справедливость, важность дружбы. И поскольку темы эти значимы во все времена, бессмертна и музыка Крылатова.

   «Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма
«Гостья из будущего», 1984 кадр из фильма

«Гостья из будущего» до сих пор остается актуальной, привлекая новых поклонников своими яркими и запоминающимися образами. Это не просто фильм о приключениях — это история о вере в светлое будущее, дружбе и человеческих возможностях. И пускай фундаментального влияния на советский кинематограф совместная работа Арсенова и Булычева не оказала, она все равно считается маленьким шедевром — одой грандиозной силе детства.