Найти в Дзене
1K подписчиков

Книжная полка редактора: что читать, помимо Норы Галь, чтобы расти в профессии

Pressfeed.Журнал расспросил редакторов российских медиа о последнем прочитанном — что им понравилось и почему. В подборке книги современных авторов с наглядными примерами и практическими заданиями.

Иллюстрация Nata Blackthorn  📷
Иллюстрация Nata Blackthorn 📷

Есть определённый набор книг, которые «должен прочитать каждый редактор», кочующий из списка в список. «Слово живое и мёртвое» Норы Галь, «Элементы стиля» Уильяма Странка и Э.Б Уайта, «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.

Мы попросили редакторов медиа поделиться теми книгами, которые не часто попадают в топы, но точно достойны внимания.

  📷
📷

Екатерина Кушнир

редактор в Тинькофф Журнале, автор канала о редактуре «Не просто редактор»

«Искусство объяснять», Ли Лефевер

  📷
📷

Книга не новая, но редко встречается в подборках книг для редакторов. Я бы ее советовала всем, чья работа связана с коммуникациями — не важно, вживую или через текст. Книга учит тому, как упаковать мысли в нужную форму так, чтобы их правильно поняли.

Автор рассказывает, с чего лучше начать объяснение, как работать с контекстом, чтобы факты были максимально понятными, как использовать истории и аналогии и о многом другом.
Мне нравится глава о проклятии знания и том, как с ним бороться. Проклятие знания — когнитивное искажение, из-за которого информированному человеку сложно посмотреть на проблему глазами менее информированных людей. То есть эксперты зачастую не осознают, что другие люди не понимают их объяснений.

Одно из последствий этого — неумение упрощать. В итоге объяснение становится точным, но непонятным, слишком подробным, наполненным терминами, лишенным контекста.
Автор предлагает справляться с проклятием знания с помощью шести способов:

  • Не делать предположений о том, что люди и так все знают. Стоит подумать, что им действительно может быть известно, а что, скорее всего, нет. Например, если нужно объяснить, что такое виртуализация, вероятнее всего, надо начать с самых основ.
  • Использовать самые простые слова — любые термины стоит заменять или расшифровывать, если нет точных данных о том, что читателям или слушателям они знакомы.
  • Мысленно уменьшить масштаб предмета объяснения, чтобы получить самую широкую перспективу. Например, нужно объяснить людям, что такое преддиабет и почему это плохо — лучше отдалиться от биохимических и физиологических механизмов явления и говорить о нем с точки зрения влияния на организм, здоровье, жизнь и так далее.
  • Забыть о деталях и исключениях и сосредоточиться на общей идее — в любой сложной теме масса нюансов, большая часть из них не нужна для понимания и никак не пригодится неспециалисту.
  • Иногда стоит пожертвовать точностью ради понятности — речь не о фактических ошибках, а о контролируемом упрощении. Простой пример: можно написать: «инсулин вырабатывается в бета-клетках островков Лангерганса поджелудочной железы». Но проще так: «Инсулин вырабатывают клетки поджелудочной железы».
  • Связать базовые идеи с тем, что аудитория уже знает. Например, если нужно объяснить, что такое виртуализация, можно в виде отправной точки использовать обычный компьютер.
  📷
📷

Егор Михайлов

культурный редактор в Афиша Daily, автор канала о литературе «Литература и жизнь»

«50 приёмов письма», Рой Питер Кларк

  📷
📷

Эта книга — не руководство, как писать, а скорее, минимально необходимый для любого пишущего человека набор инструментов.

Рой Питер Кларк рассказывает, как работать с текстом на любом этапе: от черновика до финальной редактуры. Показывает, как работать с абзацем, со строкой, отдельным словом.

Автор даёт огромное количество прекрасных советов, которые с первого раза сложно уместить себе в голову и начать применять на практике. Поэтому я рекомендую приобрести её в бумажном виде и минимум один раз прочесть от корки до корки.

А затем открывать, в любой момент, когда появляется творческий, технический и любой другой затык. Можно даже в случайном месте. Непременно найдёте приём, трюк, хитрость, которые помогут сделать текст значительно лучше.

  📷
📷

Юля Слуцкая

шеф редактор VK Tech, автор канала о редактуре «Привет, я ваш главред»

«Все лгут», Сет Стивенс-Давидовиц

  📷
📷

Я редактор в IT, поэтому читаю не только «Уступите место драме», но и например книгу от специалиста по Data Science Сета Стивенса. Мне понравилась его идея, что слова — это данные, а язык — ключ к пониманию необъективности, и как он на примерах структурированных данных пытается делать выводы и находить инсайты. Я большая фанатка кросс-дисциплинарности, то есть не упускаю шанса стырить приём-другой то у дизайнеров, то у дата сайентистов, и приземлить это на работу с текстами, чтобы быстрее анализировать всю информацию, которую приходится обрабатывать при выполнении редакторских задач, не забывать сохранять критическое мышление и всегда задавать вопросы.

Задолго до появления ChatGPT в книге Стивенса уже была мысль о том, что специалистам, которые работают с текстами, бессмысленно пытаться конкурировать с растущей цифровой мощью, надо учиться с ней сотрудничать и применять в своей работе, чтобы делать её быстрее и лучше. Соглашаюсь с автором и хочу напомнить коллегам по цеху, которые ещё не отрефлексировали это, что нынешние нейросети — это ваши помощники, а не конкуренты.

Тех, кто собирается серьёзно отнестись к чтению этой книги, хочу предупредить, что «Лгут все» — это не учебник и не сборник алгоритмов, а лёгкий американский научпоп, в котором забавно находить нестыковки и развлекаться, попутно делая выводы о предвзятости автора в работе с данными.

«Токсичные коллеги», Тесса Уэст

  📷
📷

Работаю я не только с текстами, но и с людьми, а коммуникация занимает треть рабочего дня. Этот путеводитель по типам токсиков среди коллег и боссов в любой компании помог мне сэкономить время у психолога и научиться самостоятельно выявлять стратегии поведения токсичных сотрудников, а ещё находить экологичные способы им противостоять. Не в последнюю очередь эта книга помогла нам с командой создать самую нетоксичную редакцию, в которой мы все когда-либо работали.

Советую начать читать эту книгу с конца — главы «А вдруг токсичный сотрудник это я». Лучшее, что может дать книга Тессы Уэст — это повод прийти к взаимопониманию с коллегами вместо того, чтобы конфликтовать с ними.

  📷
📷

Алёна Кожевникова

редактор, преподаватель русского языка и РКИ, автор канала про книги, русский и историю «Тут что-то на русском»

«Литературная мастерская. От интервью до лонгрида», коллектив авторов

  📷
📷

Это учебник по написанию текстов разного жанра: от биографии и автобиографии до рецензии на фильм или книгу, поста в Телеграм или тревелога.

Книга будет полезна и копирайтерам, и блогерам, и маркетологам, да и многим другим, кто имеет дело с текстами. После каждой части есть упражнения, так что читатель может потренировать собственные навыки в только что изученном жанре.

  📷
📷

Смотрите также:

Книжная полка. Что читают журналисты и пиарщики

Главное, чему учит книга, вне зависимости от раздела:

  • Спросить у себя, а зачем это именно вам? Например, зачем вы пишете этот текст, зачем создаете подкаст или канал? Ответ на этот вопрос заранее даст понять, сколько сил вы сможете потратить, закончите ли текст, добьетесь ли своих целей. Вроде бы, очевидно, но далеко не каждый специалист реально интересуется этим у самого себя, оттого и получается много заброшенных проектов, написанных а стол текстов и несоблюденных дедлайнов.
  • Хорошо изучить материал, а не браться сразу за писательство. Еще одно очень важное понимание, ведь без наработки материала никогда не получится хороший текст.
  • Всегда думать о читателе. Этим правилом пренебрегают многие авторы, копирайтеры и маркетологи в своих проектах. Текст пишется не для заказчика, не для вас, а для того человека, который будет его читать. Это очень важно!

А мне больше всего понравился раздел о том, как писать биографии. Все разложено по полочкам!