Петр Своик, экономист, публицист
Пуля, прострелившая ухо Трампа и угодившая прямо в отказавшегося от продолжения борьбы Байдена, и вообще интрига теперь уже наверняка раскалывающих США выборов, как и все из этого вытекающее, начиная с пересмотра судьбы НАТО и Евросоюза и ускорения украинской развязки, стремительно меняют все вокруг нас. Но – не внутри Казахстана. У нас последним заметным событием был саммит ШОС в Астане – мероприятие тоже не внутреннего, а внешнего свойства. Его уверенно можно считать крупным успехом республики и лично президента Токаева, все последнее время активно занимающегося именно внешнеполитической деятельностью. Что ж, на фоне отсутствия движения внутри страны погордимся хотя бы этим.
ОБСЕ умерла, да здравствует ОБСЕ!
Саммит получился не рядовым и даже не этапным, а, можно сказать, - эпохальным. Недвусмысленным и очень неслучайно совпавшим с началом Астанинского саммита знаком завершения прежней эпохи стало единогласное голосование в Совете Федерации и Государственной Думе России о приостановке членства в Парламентской ассамблее ОБСЕ. В той самой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая была символом «разрядки напряженности» и механизмом «мирного сосуществования» капиталистического и социалистического миров.
Знаком же новой эпохи и стал как раз Астанинский саммит, суть которого можно было бы обозначить так: «ОБСЕ умерла и … да здравствует ОБСЕ!». Только расшифровываемая теперь как Организация по безопасности и сотрудничеству в … Евразии. Вот в такую новую ОБСЕ и оформляется теперь Шанхайская организация сотрудничества.
Единственное, чего пока еще не хватает ШОС для взятия на себя функции обще-континентального урегулирования на пространстве «от Лиссабона до Владивостока» и еще шире - от Северного Ледовитого до Индийского и от Тихого до Атлантического океанов, это партнера со стороны Запада. Однако неслучайное прибытие в Астану Генерального секретаря ООН (урожденного как раз в Лиссабоне и побывавшего председателем Совета Европы) и президента Турции (члена НАТО) свидетельствует: «та» сторона сама понимает необходимость и неизбежность обеспечения Евразийской безопасности и сотрудничества силами самих евразийцев, без заокеанского вмешательства.
Одним словом, в мире происходят события невероятные и все более ускоряющиеся: при начале президентского транзита в 2019 году невозможно было даже вообразить себе ковид, потом кантар и СВО, потом события прошлого и нынешнего года. Уверенно можно сказать: еще до начала 2025 года и по ходу его в мире еще много чего радикально изменится, и уж тем более трудно сейчас разглядеть, во что превратятся наша страна и весь окружающий нас мир хотя бы к 2029 году - времени окончания президентского срока.
Тем более важно и хорошо, что и Казахстан, и президент нашей страны не находятся в стороне и не отстают от внешнеполитической повестки дня.
Снаружи – движуха, внутри - ступор
Впрочем, такое пафосное начало, наша вполне положительная оценка деятельности главы государства на внешних направлениях потребовались для гораздо менее комплиментарного разговора насчет того, как продвигается обещанный в президентской предвыборной программе 2022 года переход из «Старого» Казахстана в Новый и Справедливый.
Объективно говоря, вопрос даже не в том, как он продвигается, а почему не продвигается вовсе? Начиная с того, что сама та предвыборная программа, в которой говорилось, что она будет действовать все семь лет президентского срока, ни в какой исполнительный документ президентского или хотя бы правительственного уровня не превращена.
А если мы попытаемся отыскать хотя бы отдельные тезисы из той программы, взятые перед избирателями обязательства и поставленные перед самими властями задачи в каких-то других президентских или правительственных программных документах, то … не обнаружим ничего. Нет, обнаружим не полное отсутствие ссылок, отсылок или цитат из той программы, а … отсутствие самих программ. Констатируем факт: в 2024 год Казахстан вошел с новым премьером, но … с полным отсутствием программного обеспечения!
Поручено – не исполнено, утверждено – отменено
Произошло это по совершенно очевидной причине: неисполнение как правительством, так и самой администрацией президента (АП) программных поручений главы государства. Так, еще весной прошлого года Токаев объявил утратившим актуальность «Национальный план развития до 2025 года» и поручил разработать новый. И в том же поручении – актуализировать Стратегию «Казахстан-2050». Чуть позже – разработать Инфраструктурный план, тоже стратегически важный, на фоне изношенности энергетической, жилищно-коммунальной и прочей инфраструктуры, программный документ.
Попытки исполнения – да, были, но уже на стадии выноса на экспертное, тем более публичное обсуждение проекты выказывали такую несостоятельность, что попросту исчезали из повестки. Зато по ходу демонстрации беспомощности в разработке новых программ правительство поставило на утрату пакет национальных проектов на 2022-2025 годы.
Ситуация усугубляется тем, что и объявленный неактуальным Национальный план до 2025 года и поставленные на утрату национальные проекты были переработаны из утвержденных еще бывшим Елбасы стратегических программ по требованию-поручению уже второго президента и утверждены им. Можно, конечно, запустить и третий круг программных поручений и переработок, но вряд ли с лучшим результатом.
Грабли либерализации
В результате – ничего нет, и программную брешь пришлось закрывать Указом президента «О либерализации экономики». То есть это уже не глава государство утверждает разработанные находящимися под ним исполнительными структурами программы деятельности (под их ответственность), а берет все на себя. Включая ответственность за исполнение собственного Указа. А если начистоту, то за заранее очевидное … неисполнение.
Очевидное ровно потому, что указ о либерализации есть не прорыв в новый Казахстан, а попытка в который уже раз повторить то, что не получилось в старом. А именно: попытка осуществить индустриально-инновационное, инфраструктурное и социально направленное развитие в рамках той же «вывозной» экономической модели, которая была создана, внешне продиктованным образом, в конце 1990-х – начале «нулевых» годов, насыщала страну валютой в течение всех «тучных» лет, а, начиная с мирового кризиса 2007-2008 годов, с создания Таможенного и Евразийского экономического союзов, с киевского Майдана, Крыма, ЛНР и ДНР, а теперь СВО, стагнирует и все более деградирует.
В постсоветском Казахстане ключевым обоснованием для перехода на «вывозную» экономику, кроме отказа от собственного прошлого через замену социалистической идеи антисоветизмом, а интернациональной идеи национализмом, стал тезис о государстве – плохом собственнике и управляющем. Что властями старого Казахстана и было реализовано самым убедительным образом.
В таком контексте вход в Новый и Справедливый Казахстан был открыт на референдуме 2022 года, который не только вычеркнул Елбасы из Конституции, но и установил, что земля и ее недра принадлежат народу. Впрочем, с тех пор никаких попыток имплементировать эту конституционную декларацию в действующее законодательство и в практику предпринято не было. Что и демонстрирует, во-первых, транзитный характер переживаемого нами внешне- и внутриполитического момента, а во-вторых, к сожалению, явный застой на транзитном переходе.
Факт есть факт: провозглашенное вторым президентом еще при начале транзита в 2019 году требование глубоких, возможно, радикальных (это цитата) реформ, взятые им на себя обязательства на перевыборах в 2022 году, последующие целеполагания в Послании народу 2023 года насчет мощного экономического рывка, поэтапного, но твердого перехода на новую экономическую модель, во главе которой стоят не абстрактные достижения, а реальное улучшение жизни граждан (это тоже цитаты), создания прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности и удвоению ВВП к 2029 году – все это остается нереализованным даже … на бумаге. Ни в какое исполнительное программное качество президентские обязательства, обещания и требования не переведены. Не говоря уже о реализации на практике.
Наоборот, новый указ о либерализации – это наступление на старые грабли. Очередной удар по лбу будет получен от ручки с надписью «государство – плохой собственник».
Президент и приближенные
Мы нисколько не сомневаемся в правильности и насущной необходимости для благополучного будущего Казахстана в стремительно меняющемся мире таких провозглашаемых президентом целей, и всячески их поддерживаем. Нисколько не сомневаемся и в искренности главы государства при их провозглашении: расчет, конечно, не на то, чтобы сохранить старый Казахстан под видом нового, а на то, чтобы действительно построить Справедливое государство – Справедливую экономику – Справедливое общество.
Но тем более важно понять, почему нет движения.
В системе неразделенной президентской власти сам Верховный правитель властвует на самом деле только над ограниченным кругом исполнителей – хорошо, если подобранных им самим. И в силу самого такого устройства он сам зависит от ближнего круга не меньше, а подчас даже больше, чем его приближенные - от него.
При этом само устройство аппарата власти в демократическом ли, авторитарном, олигархическом или ином исполнении предполагает нацеленность на самосохранение. То есть консервацию имеющегося и внесение изменений только в работающих на укрепление режима или неизбежно вынужденных направлениях. Тем более это относится к лицам первого ряда: коль скоро карьерное вознесение наверх обеспечено самым адаптированным и лояльным к Системе индивидам, то именно они менее всего заинтересованы в реформировании.
Окончание следует
https://spik.kz/1946-prezidentskij-tranzit-v-kazahstane-dalnejshij-scenarij-ne-napisan.html
Президентский транзит в Казахстане: дальнейший сценарий не написан…
23 июля 202423 июл 2024
1
8 мин