Обстановка с автобусами, а в частности и пассажирскими перевозками на них, становится плачевной. Со стороны горожан идёт куча жалоб на качество транспорта: ресурс заметно снизился, как и их характеристики. Директора компаний, занимающихся перевозкой пассажиров также не остаются в стороне и в открытую критикуют новый транспорт, а городская администрация разводит руками:
"Мы вам помогли эти автобусы закупить, а всё остальное - ваша забота!"
В основном речь идёт о новеньких автобусах НЕФАЗ-5299. Именно они чаще всего используются для общественного транспорта в разных частях России.
ПАО НЕФАЗ является дочерней компанией КАМАЗа, и производит она современные автобусы, внедряя в них все более инновационные технологии. Между прочим, автобусы от этой компании самые серийные: в большинстве российских городов используется именно они, а по информации от самого производителя, с 2021 было произведено более 18.000 единиц техники.
До недавнего времени жалоб на такой транспорт не было. Оно и понятно: комфортабельные, вместительные и удобные автобусы мало того что имели хорошее качество, так еще и оснащались самыми различными инновациями, начиная с зарядных устройств и кондиционеров, заканчивая развлекательными мониторами и цифровыми тахографами у водителя. Казалось бы - чудо отечественного автопрома!
Так и чем же могут быть недовольны компании-перевозчики, если в их распоряжении такие замечательные, новые и современные автобусы? Проблема кроется в экономии.
Дело в том, что из-за недавно введенных санкций российские производители больше не могут свободно закупать ранее используемые ими детали. В их число входит трансмиссия - один из важнейших узлов всего транспорта. До введения санкций конструкторы закупали серийно производимые трансмиссии от немецкой компании ZF Friedrichshafen AG.
Сейчас же производителям приходится закупать китайские аналоги. На автобусы ставят трансмиссии от компании Shaanxi Fast Gear . Из-за сильных отличий в конструкции связка двигателя с трансмиссией даётся трудно. Эти детали изначально друг под друга не создавались, приходится вносить изменения в конструкцию и "колхозить".
Ввиду таких вправок автобус при смене передач и старте с места ведёт себя неадекватно: сильно дёргается, из-за чего пассажиры в салоне падают, а из-за нагрузок детали изнашиваются намного быстрее, что приводит к поломкам и, соответственно, потребности в ремонте. Как итог - пассажиры недовольны, компании терпят убытки, а в выигрыше остаются только китайцы.
Судя по всему, ситуация безвыходная. На китайские детали, к слову, перешёл не только НЕФАЗ, но и остальное компании, такие как КАМАЗ, его дочерние компании, ЛиАЗ, и так далее.
Напрашивается вопрос: "А почему бы не открыть своё собственное производство, отечественное?"
На самом деле, отечественные производители существуют, но они не занимаются серийной разработкой деталей для автобусов.
Давайте представим, что какой-то предприниматель решился производить такие детали. Ему необходимо открыть завод, закупить оборудование, нанять работников - на всё это требуется приличный капитал. Далее компании-сборщики два-три месяца делают заказы. А что потом? Гражданского использования у такой продукции нет, за границей её вряд ли кто-то купит, а новых автобусов в таком объеме пока не требуется. В итоге, из-за отсутствия спроса, предприятие приходится закрывать - крайне неперспективный бизнес.
Вывод такой: пока действуют санкции, собственное производство вряд ли откроется, а Китай продолжит продавать некачественный товар. Покупать нашим производителям больше негде, поэтому всё равно будут покупать.