Найти тему
Звенимир

Достоверный Геннадий Корольков

О, какой восхитительный актёр был Геннадий Анатольевич Корольков! Какой он был органичный, фактурный и мужественный в своих киноработах. Его называли русским Бельмондо. В молодости он действительно был похож на французского актёра. Правда при этом все добавляли: "А наш-то Бельмондо покрасивше будет". Кто же из поколения семидесятых не помнит его Федьку Морозова из "Тени исчезают в полдень". Как он смело смотрел смерти в лицо и принимал её от рук своего отца. Как шикарен был Корольков в роли следователя Вараксина в "Человеке в проходном дворе". Ну просто супермен! Как он там замечательно танцует с И. Скобцевой, как неотразим с женщинами. И вроде не писанный красавец, но глаз не оторвать. Он примагничивал к себе, умел красиво молчать в паузах. Настоящий киноактёр.

И ведь странно, что учился Геннадий совсем не на киноактёра. В кино его задуло случайным ветром. Да и вообще в актёры актёры он попал далеко не прямой дорогой. В студию МХАТ поступил с третьей попытки, а до этого, ещё живя во Львове, работал слесарем на заводе, и долго открывалось в нём желание ступить на актёрскую стезю.

В кино Геннадий Корольков первый раз засветился в маленькой роли в фильме "Человек, который сомневается" в 1963 году. В фильме блистал О. Даль, которого весь фильм вытаскивают из КПЗ добрые дяди-следователи. Корольков сыграл однокурсника главного героя, спортсмена-лыжника, который давал показания. Сыграл актёр роль прекрасно. Но роль была настолько мала, что её мало кто запомнил.

"Человек, который сомневался" 1963
"Человек, который сомневался" 1963

А запомнили Королькова четыре года спустя, когда на экраны вышел фильм М. Осепьяна "Три дня Виктора Чернышёва". Фильм получился сильным. Настолько сильным и реальным, что его даже ограничили в показах. Уж больно он получился остросоциальный. Но всё равно 11 миллионов зрителей увидели яркий дебют в главной роли Геннадия Королькова.

Вот с Виктора Чернышёва у Королькова завертелась актёрская популярность. Во-первых его сразу взял в Театр им Маяковского А. Гончаров, и нагрузил хорошими ролями. А то до этого в ТЮЗе Корольков переиграл всех зверушек зоопарка в московском детском театре и крепких театральных ролей не имел. Во-вторых - в кино приглашений было столько, что он мог выбирать, что играть, а что нет.

"Тени исчезают в полдень"
"Тени исчезают в полдень"

С 1967 по 1980 годы у актёра было яркое время. Он стал звездой 70-х советского киноэкрана. В это время Геннадий Корольков сыграл множество ярких и запоминающихся ролей, и фактически был кассовым актёром кино. Зритель его любил и зритель на него шёл в кинотеатры.

Причём наряду с исключительно положительными ролями коммунистов, первых секретарей, бесчисленных военных, лётчиков, оперативников, кэгэбэшников, он отлично играл воров и преступников. Как в фильме "Чёрный принц" или в фильме "Инспектор Лосев".

"Чёрный принц". 1972
"Чёрный принц". 1972

Был Г. Корольков и лицом СССР в зарубежных проектах сыграв в фильмах братских стран из соцлагеря: "Маленький сержант", "Солдаты свободы", "Освобождение Праги", "Утренние звёзды".

С 1981 по 1992 годы был в целом неплохой период у Г. Королькова, но он был уже менее яркий чем в предыдущем десятилетии. Он продолжал играть военных, постоянно мелькал в кино. Но в целом актёр уже немного видоизменился и играл всё больше роли второго плана.

"Государственная граница". 1987
"Государственная граница". 1987

А в 1992 году актёр вообще исчез из кино. Впрочем и времена наступили суровые. Киноактёры были выброшены на улицу. Геннадий Анатольевич в то время даже был вынужден устроиться работать гардеробщиком в ночной ресторан при Театре киноактера.

Конечно актёра тогда бы спасла работа в театре. Но с Театром Корольков уже к тому времени давно завязал. Из "Маяковки" ушёл в знак солидарности с Е. Леоновым, с которым очень сдружился. Гончаров грязно выругал Евгения Палыча, сказав: "Где этот дурачок, который хека по ЦТ рекламирует?". Актёр тогда действительно снялся в рекламе. Он случайно это услышал, собрал свои вещи и тихо ушёл из театра к Захарову в "Ленком". Хотя Корольков после очень жалел что совершил такой шаг. Ибо он был ведущим актёром труппы.

Вскоре Евгений Павлович похлопотал за Королькова, и М. Захаров взял его в новозарождающуюся труппу своего театра. Взял с радостью. Нагрузил ролями. Но Геннадий Корольков пришёл в Ленком вместе со своей женой Фатимой Кладо. Последнюю Марк Захаров не воспринимал совсем, ролей не давал. Геннадий Анатольевич просил режиссёра за супругу, но тот отмалчивался. Закончилось это тем, что Фатима сама пошла к Марку Анатольевичу. Захаров же ей прямо в лоб заявил, что она бездарь, и ему в театре не нужна. На следующий день Корольков положил Захарову на стол заявление об уходе. Как вспоминал сам актёр, тогда он впервые назвал режиссера на "ты": "Марк, можешь со своей женой на кухне так разговаривать, а с моей так нельзя".

-5

В итоге супруги ушли из театра. Корольков стал работать в театре-студии Киноактёра, а Фатима пошла преподавать сценическую речь во ВГИК.

В 1990-е годы супруги развелись. Это было связано с серьёзными запоями Королькова. Но оставшись один актёр всё же нашёл в себе силы подняться со дна. В итоге даже наступил последний третий этап в жизни актёра с 1998 по 2007 годы. Он сумел вернуться в кинематограф и сыграл в шести кинофильмах и сериалах нового времени.

Во многом возвращению Г. Королькова на экраны способствовала Галина Долматовская. В 1994 году она сняла фильм "Где я его видел?" Главным героем короткометражной ленты кинодокументалиста и режиссёра стал гардеробщик Театра киноактера, в котором зритель пытается угадать кого-то до боли знакомого. В финале на экране калейдоскопом проносятся кадры из популярных фильмов с Корольковым в главной роли. Работа Долматовской настолько потрясла кинематографистов, что тут же стали создаваться общественные и благотворительные фонды в помощь нуждающимся актерам, появились телепередачи и журнальные публикации, посвященные забытым кинозвездам прошлых лет.

-6

Последней ролью Геннадия Анатольевича стала роль ветерана Аркадия в сериале "Диверсант. Конец войны". Актёр играл эту роль уже неизлечимо больным.

Артиста как мог поддерживал его сын Антон Корольков, который пошёл по стопам родителей, работал во МХАТе, снимался в кино. В 2004 году у актёра обнаружилась внебрачная дочь от чешской актрисы Зденки Бурдовой. Геннадий Корольков снимался с Бурдовой в фильме "Утренние звёзды" на Баррандов-фильм. Больше они не виделись. Между главными героями по сюжету рождалась огнедышащая любовь. Это чувство актеры перенесли с экрана в жизнь. Между ними закружился бурный, но непродолжительный роман. О том, что у него родилась дочка Ленка, Геннадий Корольков долгое время не подозревал. Ленка стала тележурналистом, прекрасно говорила по-русски, ездила часто в Россию. Она знала что её отец известный русский актёр, но считала, что он уже умер. Интересно, что нашла отца она через передачу "Жди меня". Встреча отца с дочерью произошла под самый конец жизни актёра.

Ленка Бурдова и Геннадий Корольков
Ленка Бурдова и Геннадий Корольков

Исключительный актёр с неповторимой мужской харизмой. С красивым, узнаваемым голосом. Он любой фильм превращал в шедевр. Очень ему шли роли настоящих мужчин-следователей, военных, милиционеров, разведчиков. Это не случайно. Достоверность основана прежде всего на богатстве внутреннего содержания, того, чего, к сожалению, так не хватает современным актёрам. Королькову же веришь: каждой роли, каждому слову. Светлая память.