Найти тему
Everything and everyone

Утечка брома в Челябинске 2011 года.

Бром - химический элемент из 17 группы четвертого периодического закона химических элементов Д. И. Менделеева. При нормальных условиях бром представляет собой тяжелую летучую жидкость, темно-красную на свету и темно-фиолетовую, почти черную в отраженном свете. Он обладает резким, неприятным запахом, ядовит, а при контакте с кожей вызывает долго незаживающие ожоги. Бром - одно из двух простых веществ (и единственное неметаллическое), которое, наряду с ртутью, находится в жидком состоянии при комнатной температуре.

Бром был открыт независимо друг от друга двумя химиками - Карлом Якобом Левитшем в 1825 г. и Антуаном Жеромом Балларом в 1826 г. Баллар заметил, что при добавлении хлорной воды в маточный раствор плавательного бассейна ("садового бассейна"), в котором соль кристаллизовалась из рассола, вода становилась коричневой.

Согласно первоначальному официальному заявлению, утечка произошла в 05:35 по местному времени возле здания вокзала главного железнодорожного вокзала Челябинска. Шесть из девяти контейнеров с химикатами, содержащими коррозионно-активный бром, были повреждены. Бром, коричневый галоген с неприятным запахом, использовался в качестве газа при химической атаке Германии в 1917 году. Согласно более поздней информации, утечка газа была обнаружена железнодорожниками около 3 часов ночи по местному времени, а МЧС было проинформировано в указанное время, спустя два часа.

Предполагается, что утечка произошла, когда шесть бутылок с токсичным бромом были повреждены, когда поезд, перевозивший бром, врезался в вагон, сломавшийся на сортировочной станции. Деревянные ящики, в которых находились бутылки с бромом, загорелись под воздействием окисляющего жидкого брома, что привело к кипению и растворению брома во всех остальных емкостях, в результате чего крышки открутились. Станцию окутал густой коричневый туман паров брома, который с ветром унесло в прилегающую к станции часть Ленинского района. Движение по автомобильному мосту через Полуденное шоссе и железнодорожную линию в районе, охваченном бромным облаком, на несколько часов было перекрыто сотрудниками ГИБДД (людей в автомобилях, уже находившихся на мосту, не предупредили об опасности отравления). Пожарные машины и пожарные поезда тушили пожар и распыляли воду, чтобы удалить бромную дымку. Поезд с дымящимся вагоном первоначально планировалось доставить на станцию Козырево, расположенную вдали от города и других населенных пунктов, но он был доставлен на станцию Челябинск-Южный в Копейске, где утечка брома была устранена к 14:00 по местному времени.

Один источник сообщил, что в результате утечки брома возник пожар, о чем свидетельствует коричневатый дым, свидетельствующий о наличии паров брома, в то время как другой источник сообщил только об утечке брома без пожара. В первые несколько дней сообщалось лишь о 8-10 пробитых цистернах, а официально было заявлено об утечке 24-50 литров брома.

К 5 сентября поврежденные резервуары с бромом были перегружены вместе с песком на восемь полугрузовиков для возвращения в компанию-поставщик, а уцелевшие резервуары были перегружены на отдельный грузовик для транспортировки в компанию-получатель.

После получения разрешения Росатома на ввоз опасного груза на площадку ядерного объекта, 22 октября аварийные вагоны были отправлены из Копейска в ЗАТО Озерск, где специалисты Маджакского химического завода переработали бром.

По данным на конец первого дня, за медицинской помощью обратились 103 человека, 42 были госпитализированы. От северного ветра пострадал в основном Ленинский район Челябинска, где в некоторых школах были отменены занятия в связи с празднованием "Дня знаний", который был перенесен на 2 сентября.

По официальной информации, 2 сентября за помощью обратились 237 человек, 55 из них - в больницы Челябинска и Копейска.

По данным журналистов "Нового края", число отравившихся бромом гораздо больше, чем официально заявлено. Около 80 сотрудников ГИБДД были доставлены в больницы МВД".

Спустя полгода пострадавшими были признаны 102 человека. У 17 из них были обнаружены незначительные нарушения здоровья, 35 человек страдали различными заболеваниями.

Прокуратура возбудила уголовное дело по статье 247, через полгода следственные органы возбудили дело в отношении сотрудника ДПС Сергея Абрамова по статьям 247 и 263 УК РФ, 31 мая 2012 года после полного признания вины Абрамов был приговорен к 18 месяцам лишения свободы в колонии-поселении.

После обнаружения аварии население не было своевременно оповещено, а открытая линейка школьного фестиваля не была отменена централизованно (каждая школа отменяла ее самостоятельно). Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галитин заявил СМИ: "Масштаб ситуации технический, о чрезвычайной ситуации речь не идет. Бром может повлиять на моральное состояние людей, но не на их здоровье". Официально сообщалось, что из более чем 12 000 литров брома, находившегося в вагоне, утечка составила всего 24-50 литров. Это контрастирует с массивностью и многочасовой продолжительностью дыма, показанного на фотографиях и видео, представленных СМИ, а также с восемью железнодорожными квазиплатформами, которые использовались для транспортировки разбитых контейнеров.

Из этого следует, что масштаб аварии был слишком преувеличен в СМИ, а так же что в опасной ситуации люди часто не исполнят свои обязанности в должной мере, и что в таких случаях люди не должны поддаваться панике или ничего не делать, следует исполнять свои обязанности вне зависимости от ситуации, иначе ситуация может только усугубиться и количество жертв может увеличится.