Найти в Дзене
Идём в музей

Казимир Малевич: революционер в искусстве XX века

Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» – символ русского авангарда и произведение искусства с мировой славой. Искусствоведческое сообщество до сих пор ведет дискуссии об истинном смысле полотна. Сам Малевич говорил о своей картине как о всех явлениях мира, сведенных к нулю, и называл ее «икона моего времени». Художественный критик Александр Бенуа был первым, кто назвал «Чёрный квадрат» иконой авангарда и супрематизма. В этой статье мы расскажем, как Казимир Малевич изобрел супрематизм – самое революционное направление авангардного искусства XX века. Казимир Малевич – русский художник польского происхождения, экспериментатор и педагог. В начале творческого пути Малевич работал в жанре кубизма и сводил сложные формы к простым геометрическим фигурам – конусам и цилиндрам. К работам этого творческого периода относятся такие картины как «Косарь», «Жница», «Лесоруб», «Женщина с ведрами» и «Голова крестьянской девушки». В 1915 году творческие поиски Малевича привели к созданию

Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» – символ русского авангарда и произведение искусства с мировой славой. Искусствоведческое сообщество до сих пор ведет дискуссии об истинном смысле полотна. Сам Малевич говорил о своей картине как о всех явлениях мира, сведенных к нулю, и называл ее «икона моего времени». Художественный критик Александр Бенуа был первым, кто назвал «Чёрный квадрат» иконой авангарда и супрематизма. В этой статье мы расскажем, как Казимир Малевич изобрел супрематизм – самое революционное направление авангардного искусства XX века.

«Черный квадрат» в экспозиции Государственной Третьяковской галереи
«Черный квадрат» в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

Казимир Малевич – русский художник польского происхождения, экспериментатор и педагог. В начале творческого пути Малевич работал в жанре кубизма и сводил сложные формы к простым геометрическим фигурам – конусам и цилиндрам. К работам этого творческого периода относятся такие картины как «Косарь», «Жница», «Лесоруб», «Женщина с ведрами» и «Голова крестьянской девушки».

Казимир Малевич. «Голова крестьянской девушки», 1912-1913 г.
Казимир Малевич. «Голова крестьянской девушки», 1912-1913 г.

В 1915 году творческие поиски Малевича привели к созданию картины «Чёрный квадрат», которую художник представил на футуристической выставке «0,10». Появление картины и ее расположение на выставке имело широкий общественный резонанс, потому что «Черный квадрат» занял место в «красном углу», где православные христиане испокон веков устанавливали иконы. Таким образом художник заявил о своем лидерстве и рождении нового художественного жанра.

«Чёрный квадрат» на футуристической выставке «0,10». 1915 г.
«Чёрный квадрат» на футуристической выставке «0,10». 1915 г.

Философская концепция Малевича заключалась в беспредметности искусства и непохожести изображений на окружающую действительность. Классическую живопись художник считал подражанием и копированием природы и придерживался мнения, что стать настоящим творцом можно только работая с базовыми аспектами: цветом и формой. Новое направление получило название «супрематизм», происходящее от латинского корня «supremus», который означает доминирование и превосходство цвета над другими свойствами живописи. В родном для Малевича польском языке слово «supremacja» также означает превосходство.

Казимир Малевич и его живописный автопортрет
Казимир Малевич и его живописный автопортрет

Несмотря на то, что официально супрематизм просуществовал всего несколько лет – с 1915 по 1918 год, за этот период направление претерпело эволюцию и пережило три периода. Малевич делил их на «черное», «цветное» и «белое». На первом этапе – «Черный квадрат», первофигура, базисный элемент бытия и другие элементы. На втором этапе – более сложные и прихотливые многофигурные композиции с балансировкой геометрических форм. Третий этап – бесцветные картины, написанные в 1918 году, – «белое на белом». В 1920-х годах Малевич создал теоретическую базу направления и подвел итог живописной эволюции в художественных трактатах и книге «Мир как беспредметность», а также основал творческое объединение «УНОВИС» (Утвердители нового искусства). В конце жизни художник продолжил писать работы крестьянского цикла, которые исследователи позже отнесут к стилю «неосупрематизм». К позднему периоду относятся такие работы как «Крестьянин», «Крестьянка».

Супрематизм стал базой авангарда и определил глобальный путь его развития, а ученики и последователи Малевича трактовали теорию беспредметности не только как философию искусства, но и как жизненную концепцию, включающую мистицизм и изучение тайн мироздания. Супрематические произведения Казимира Малевича находятся в зарубежных и российских музеях: в собраниях Галереи Альбертина в Вене, Тейт-Модерн в Лондоне, Музея современного искусства в Стокгольме, коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт-Петербурге.

Подписывайтесь на канал и нажимайте колокольчик, чтобы не пропустить новые статьи! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.