Найти тему
Роман Гриценко

Почему «Джорданы» — культовые кроссовки?

Рассказываем в четырех ответах

Это материал про легендарные «Джорданы».

В 2020-м на аукционе Sotheby’s за рекордные $560 тстатысяч с молотка ушла пара кроссовок, принадлежавших Майклу Джордану. Его линейка, вероятно, один из самых громких феноменов современной индустрии спортивной обуви. И уж точно один из главных столпов сникер-культуры: сотни коллабораций, аукционы, очереди, ресейл и вот это все. «Джорданы» не выходят из моды никогда — максимум в подборке трендов одна модель сменяет другую. Почему так происходит? Вот четыре версии.

Потому что Nike

Вряд ли молодой баскетболист, по легенде в 1984-м не хотевший даже идти на встречу с Nike и говоря: «Я не знаю этот бренд», мог предположить, что его ждет. То был первый сезон Джордана в NBA, он быстро оказался на первых полосах спортивных изданий, и Nike, стремившиеся к абсолютному лидерству в индустрии, просто обязаны были его заполучить. Они сделали на Майкла рискованную ставку: не просто вручили ему пару обуви и контракт (на безумные для молодого игрока 500000$ в год), а сразу сделали про-модель. На аукционе была продана первая номерная модель «джорданов» в черно-красном цвете Chicago Bulls: в 1984-м эта расцветка сделала революцию в мире баскетбольной обуви.

По правилам NBA играть можно было только в однотонных кроссовках и Майкла штрафовали на 5000$ за каждую игру в разноцветной паре. Nike были счастливы выплачивать эти штрафы, поскольку шумиха с запретом сделала лучшую рекламу. В компании выпустили мощный ролик «Ему запрещают в них играть — но вы можете их купить». Модель поступила в магазины весной 1985 года и тут же стала крайне востребованной — к концу года выручка Jordan составила более 100 миллионов долларов. Но вообще-то Джордан мечтал играть в adidas… Он говорил своему агенту: «Без разницы как, просто получи от них контракт». Но агент, напротив, подговорил маму Майкла, чтобы та повлияла на его выбор. Да и adidas не спешили с предложением. Как бы сложилась судьба именных кроссовок Джордана, будь на них не свуш, а три полоски? Кто знает. Но Nike сделали все красиво, вложив во франшизу огромное количество денег и маркетинговых усилий. Прибыли с «джорданов» мгновенно стали сильно превосходить ожидания, а именные кроссовки превратились в целый суб-бренд. Кстати, название Air Jordan придумал агент Майкла еще на этапе обсуждения контракта. Технология Air у Nike отлично сочеталась с тем, как круто Джордан парил в воздухе у кольца.

Потому что Майкл Джордан — культовый персонаж

Майкл «Его воздушество» Джордан — двукратный олимпийский чемпион, лучший баскетболист в истории по версии спортивного телеканала ESPN, шестикратный чемпион NBA в составе Chicago Bulls. Ну и вообще синоним слова «баскетбол». С футболом, наверное, сложнее: Пеле, Марадона, Месси… А в баскетболе очевидно. Его броски сверху до сих вызывают восхищение, на его обманных движениях учатся юные игроки, а его баскетбольный интеллект не имел равных. Джордан всегда был лидером команды и регулярно получал право решающего броска в концовках. По рейтингу Forbes Майкл Джордан — самый высокооплачиваемый спортсмен за всю историю. Но ведь и это не все. В 1996-м Джордан сыграл самого себя в крайне успешном фильме «Космический Джем», где защищал святое — мультяшных персонажей сериала Looney Tunes. Это добавило еще очков к его всенародной любви: конечно, играл с самим Багзом Банни! Майкл стал первым игроком ассоциации, владеющим клубом NBA, первым спортсменом-миллиардером — кажется, список можно продолжать бесконечно.

Потому что над кроссовками работали легендарные дизайнеры

Над первыми и вторыми номерными «джорданами», внешне похожими на баскетбольную обувь того времени, но явно выделяющимися, работал дизайнер Питер Мур. Именно он позже, в 1990-м, разработал логотип adidas Equipment: три полоски лесенкой. А еще позже вообще стал главой Xbox. Мур придумал для Джордана Wings logo: набросал во время командировки на салфетке баскетбольный мяч с крыльями, вдохновившись униформой пилота пассажирского самолета. Это лого используется и сейчас. Второй — более культовый — логотип Jumpman нарисовал уже Тинкер Хэтфилд: важнейший сникер-дизайнер. Именно он создал большинство «джорданов», кроссовки с открытым баллоном (Air Max) и многое другое. За основу логотипа Хэтфилд взял постановочное фото из журнала Life 1984 года: тот самый «балетный» прыжок с ногами в стороны. Автор снимка Ко Рентместер получил от Nike 150 долларов, потом долго судился, но не смог доказать, что поза на фото является объектом авторского права. Хэтфилд, бывший архитектор, в своих работах всегда руководствовался именно архитектурой, а не обувным дизайном. Именно поэтому стал новатором, на которого равнялись все.

Потому что сникергейм

Именные кроссовки Джордана быстро стали предметом культа. Даже рекламные плакаты о релизе первой модели быстро пропадали с улиц, оседая дома у фанатов. Принято считать, что Air Jordan 1 стали первыми кроссовками, которые, прямо выйдя из магазина, люди продавали дороже. А в конце 80-х даже случилось несколько убийств подростков из-за пары «джорданов». Сегодня Nike регулярно переиздает старые расцветки, создает серии внутри серий, делает десятки коллабораций с различными брендами и всячески поддерживает маркетинговый потенциал бренда. Вспомнить хотя бы нашумевшие коллаборации с Off-White или Dior. А еще представьте — свои именные «джорданы» были у Эминема, Дрейка, Тревиса Скотта, Билли Айлиш и еще с десяток селебрити. На глобальной реселлерской онлайн-платформе StockX по фильтру «самая высокая среднерыночная стоимость» первые несколько десятков позиций будут именно «джорданами». Из этого можно обобщенно заключить, что именно за «джорданы» люди готовы отдавать самые большие деньги в сникер-мире.