Китайские автомобильные моторы: особенности, надежность, ремонт

615 прочитали
Автомобили китайских марок за прошедшие два года осуществили настоящий захват отечественного рынка. По данным агентства «Автостат», их доля выросла с 9% в феврале 2022 года до 61% в июне 2024 года.

Автомобили китайских марок за прошедшие два года осуществили настоящий захват отечественного рынка. По данным агентства «Автостат», их доля выросла с 9% в феврале 2022 года до 61% в июне 2024 года. Таким образом, большинство китайских машин на российских дорогах пока остаются новыми и на них сохраняется заводская гарантия. Однако со временем каждый из них будет требовать все большего внимания и ремонта. Так как обстоят дела с надежностью китайских двигателей, какие модели считаются самыми эффективными и насколько сложно будет их ремонтировать.

Лучшие моторы по версии китайцев

В КНДР уже много лет ежегодно составляют список 10 лучших моторов китайского производства. Называется премия достаточно громко: «Сердце Китая». Первого места не присуждается, считается, что все моторы в десятке — лучшие.

Автомобили китайских марок за прошедшие два года осуществили настоящий захват отечественного рынка. По данным агентства «Автостат», их доля выросла с 9% в феврале 2022 года до 61% в июне 2024 года.-2

В свежий список лучших двигателей 2023 года попали в том числе моторы, которые можно встретить на китайских машинах, продаваемых в России.

У Chery в топ-10 попал 1,5-литровый турбомотор в составе гибридной силовой установки седана, известного у нас как Arizzo 8. Такой гибридный седан планируется поставлять в Россию, но пока его продажи не стартовали.

У Geely в топ-10 попал также 1,5-литровый двигатель в составе гибридной силовой установки. Однако мотор того же семейства (BHE15) уже сейчас можно встретить на продаваемых в России Geely Coolray и Atlas.

У Haval в списке значится гибридная силовая установка на основе также 1,5-литрового мотора. Двигатель того же объема, известный по модели Lamore, но в ее гибридном исполнении, представлен в топ-10 от Changan.

Единственный двухлитровый китайский мотор в списке — это турбированный двигатель Hongqi. В топ-10 включена его гибридная версия, но в ее основе тот же мотор, что без гибридной составляющей ставится на модели для России.

Интересно, что единственный не гибридный двигатель в китайском списке 2023 года — это двухлитровый мотор Opel, который компания General Motors локализовала в Китае и ставит на местные модели Cadillac.

Отметим, что жюри отбирает топ-10 лучших китайских моторов не столько по их надежности, сколько по эффективности, в первую очередь по КПД. Чем выше топливная эффективность, тем больше шансов попасть в список.

Автомобили китайских марок за прошедшие два года осуществили настоящий захват отечественного рынка. По данным агентства «Автостат», их доля выросла с 9% в феврале 2022 года до 61% в июне 2024 года.-3

В чем особенность китайского двигателестроения

На заре китайского автопрома в автомобилях преимущественно использовались копии иностранных моторов. Некоторые из них остаются в производстве до сих пор. Например, в Geely до сих пор используются моторы, ведущие свою родословную от двигателя Mitsubishi 4G1 1977 года рождения, а гибридная установка кроссоверов Lixiang питается от 1,5-литрового мотора, который в родстве с двигателями Prince, совместно разработанными BMW и Peugeot Citroen.

Однако большинство современных двигателей на китайских автомобилях — уже самостоятельные разработки. При посещении исследовательских центров автомобильных компаний в Китае сильнее всего поражаешься испытательным мощностям. У всех крупных китайских автоконцернов есть техническая возможность одновременно «гонять» на специальных стендах десятки моторов новой модели, проверяя их надежность и ресурс и внося в конструкцию изменения при обнаружении поломки.

Будучи самой молодой автомобильной промышленностью в мире, китайские компании сделали ставку именно на возможность ускоренных испытаний своих моторов. И именно таким образом смогли за короткий срок добиться надлежащей надежности.

При этом у самих китайских двигателей есть некоторые особенности. Так, в Китае почти не выпускают легковых дизельных моторов. В КНР считают, что такой тип двигателей ассоциируется с грузовиками и портит имидж легкового автомобиля.

Вторая особенность — отсутствие мощных моторов. Китайцы в массе своей не интересуются гонками, ездят не быстро, да и камер на дорогах КНР очень много. Так что производители, которые делают моторы V6 единичны, а больше цилиндров в китайских машинах бывает только на правительственных лимузинах Hongqi.

Наконец, почти все современные китайские моторы оснащены турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Две эти технологии у китайцев принято обозначать буквами TD. Значат они именно турбонаддув и непосредственный впрыск, а не турбодизель, как это принято, например, у немцев.

Автомобили китайских марок за прошедшие два года осуществили настоящий захват отечественного рынка. По данным агентства «Автостат», их доля выросла с 9% в феврале 2022 года до 61% в июне 2024 года.-4

Ремонт китайских автомобилей

О том, какие сложности могут возникнуть с ремонтом китайских моторов, есть ли для них запчасти и как их правильно эксплуатировать, рассказывает директор предприятий ЕвроАвто по авторазбору в Москве и Петербурге Сергей Настыч:

«Двигатели китайских брендов поддаются ремонту, в том числе и капитальному. Капитальный ремонт ДВС предусматривает его полную переборку и дефектовку с заменой и восстановлением всех изношенных и поврежденных компонентов. Соответственно нужно выполнить дефектовку, включающую в себя оценку выработки, измерение зазоров, проверку состояния головки блока цилиндров, блока цилиндров и определенных деталей на предмет наличия дефектов, износа и т.д. Сравнивается состояние деталей с заводскими допусками. После этих проверок можно оценить ремонтопригодность агрегата, в том числе и оригинального. Двигатель китайского производства собран по подшипникам скольжения и поршневой группе в стандартном размере, что дает возможность капитального ремонта».

Неожиданный и резкий рост продаж новых китайских автомобилей в России вызвал некоторый дефицит на рынке запчастей, который просто не успевал за первичными продажами. Однако сейчас ситуация наладилась, говорит Настыч.

«Номенклатура б/у деталей в наличии растет каждый день. Каталоги запчастей есть, и все больше дорабатываются и добавляются новые».

Наконец, эксперт рекомендует не рассчитывать на обещания китайских автопроизводителей, допускающих использование 92-го бензина, а заливать топливо с октановым числом не ниже 95. По крайней мере в машины, где моторы оснащены турбонаддувом и непосредственным впрыском. А также строго следовать рекомендациям автопроизводителя при выборе моторного масла.