45,2K подписчиков

ММА - это спорт или символ жестокости? Какая связь между ММА и гладиаторами, властью и религией?

Ассоциации современных «боев без правил», кулачных боев и ММА (смешанных боевых искусств) зачастую уводят нас во времена Древнего Рима. В свое родство с таким патриархальным явлением, как гладиаторские бои. Но уместно ли такое сравнение? На мой взгляд, такое сравнение некорректно и намеренно искажено.

Дело в том, что изначально гладиаторские бои проводились как обряд жертвоприношения. Как правило, на похоронах очень влиятельных и уважаемых людей того времени. А павший раб или пленник в бою, в смысле, смерть раба — это и есть дар всевозможным богам подземного царства, духам мертвых.

И весь смысл заключался в заискивании перед эфемерными покровителями подземного царства, дабы прервать смерть в знатном семействе. Ну, как бы откуп. Только за счет смерти раба.

В Древнем Риме наиболее известным богом смерти был Оркус. (Не Орк, хотя, быть может, именно от Оркуса произошли Орки.)

Он имел мрачный и устрашающий облик, похожий на демона. Его мощное телосложение и мускулистая фигура напоминают образы гладиаторов того времени. Во всяком случае, картинки в голове схожие.

Оркус - картинка из сети
Оркус - картинка из сети

Тогда как в Древней Греции богом подземного царства был Аид. В отличие от Оркуса, который в римской мифологии изображался получеловеком-полузверем, Аид имел более человечный облик.

Аид - фото из сети
Аид - фото из сети

Почему я провел параллель Древнего Рима с древней Грецией? Потому что от Греции человечеству достались миролюбивые состязания в виде Олимпийских игр, тогда как от жестокого Древнего Рима — пресловутые гладиаторские развлечения... Кстати, последние все еще мечтают стать частью Олимпийских игр... И если это произойдет, можно с уверенностью констатировать — этот мир окончательно сошел с ума.

Первые гладиаторские бои

Первые гладиаторские бои прошли в Риме примерно в 264 году до н. э. Их запрещали, поощряли, возводили в культ и снова запрещали. Причина их реинкарнации и масштабирования в государственных масштабах — манипуляция людьми, народом.

Гладиаторские бои тогда и сегодня — шоу, инструмент подчинения масс посредством физического насилия... Отвлечение людей от проблем, а заодно и демонстрация человеческой природы и сущности, как и констатация действительности: человек — самое опасное «существо» на планете.

Тогдашние правители быстро смекнули, что если не дать людям хлеба и зрелищ — у людей будет больше времени на размышление и анализ своих серых будней. Народ — зверь неглупый, и вечно голодный… и почти всегда недовольный… Потому его, как ребенка, нужно подкармливать и взращивать, воспитывать и оберегать и, конечно же, БАЛОВАТЬ! Ведь если этого не делать — жди беспорядок и хаос, восстания и демонстрации вечно недовольных и борющихся за справедливость и равенство…

Императоры это понимали тогда, современные правители — сегодня… Ведь всякий недовольный и вечно несчастный возлагает ответственность за свои проблемы на кого? Правильно, на власть… И, легко спрогнозировав вероятные последствия, римские императоры пошли на хитрость. Если выражаться языком современного бизнесмена, они разработали крайне эффективную систему лояльности: «ПРАЗДНИКИ ВМЕСТО СЕРЫХ БУДНЕЙ».

Так в Древнем Риме зародилась традиция праздной жизни, яркой, насыщенной, беззаботной.

Более 50 праздников в год — это примерно каждые 7-8 дней. И большая половина из них заканчивалась мэйн ивентом — гладиаторские бои.

Идеально отлаженный механизм: рабы и пленники получали шанс стать свободными, простые граждане — зерно, продукты и деньги, цирковые представления и много выпивки, а власть получала смиренный электорат.

И в этой цепочке взаимоотношений между народом и властью именно гладиаторским боям суждено было стать расплавленным сургучом, скрепляющим эти долгосрочные отношения воедино штампом и клеймом.

Отрубленные головы, увечья, избиения одним воином другого — всё это пришлось людям по вкусу. Кровавые побоища демонстрировались и детям, и взрослым, старикам и женщинам — и всякий раз, когда башка побежденного раба отделялась от тела, люди хихикали и рукоплескали…

С тех пор прошли тысячи лет — человек эволюционировал, достижения его сумасшедше велики и огромны, а круг интересов завораживает: клонирование животных и людей, поиск вечной жизни и долголетия, туристы в космосе, экспедиция на другие планеты, умные дома, электрокары, роботы и искусственное сердце вместо настоящего, исследование Арктики, таяние льдов и экология, адронный коллайдер и многое другое.

А вместе с тем — атомные бомбы, гиперзвуковое оружие, наркотики и порнография в открытом доступе, войны за ресурсы, терроризм, вирусы, социопатия, полуфабрикаты, киднэппинг, Гуантанамо, информационная война и деградация населения…

В длинном списке современной деградации прочно восседают призраки Древнего Рима: бои ММА, кулачные бои, ПОП-ММА... Вишенкой на торте стали всевозможные аллюзии в виде битв пощечин и состязания фриков...

Популярность миролюбивых Олимпийских состязаний сходит на нет. А всё потому, что они слабо эмоциональны и монотонны. Уставшей от непростой жизни толпе хочется зрелищ, как и тысячи лет назад... И пусть без фатального исхода, но обязательно, чтоб с нокаутами и увечьями...

Фанатов и подражателей гладиаторам объединяет одно — голод! «Современный гладиатор» выходит на арену все по тем же убеждениям — получить свободу и независимость от жизненных обстоятельств. В Древнем Риме под свободой понималось перестать быть рабом. Сегодня под свободой воспринимается богатство.

«Современные гладиаторы» бьются за то, чтобы выйти из бедности и нищеты. Богатые мажоры не идут в ММА. А если и идут, то в зрительный зал, чтобы сорвать куш на одном из «гладиаторов».

У богатых мажоров нет шансов в клетке — их уничтожит голодный бородатый паренек из провинции, с детства развивающий физическую мощь и навыки борьбы за существование.

Богатенькие детишки с детства развивают иные навыки... Им не приходится выживать, они чаще остальных склонны к обжорству и перееданию... Им не знаком голод. Они лишены мотивации за идеальное будущее, они уже в нем купаются... У них есть все, и им не нужно для этого размахивать кулаками.

Один из последних комментариев после боя дагестанского бойца Шары Буллет крайне символичен. После победы бойца спросили, на что он потратит бонус 50 тысяч долларов за зрелищный бой? Излучая улыбку, боец ответил, что все деньги оставит в торговом центре, купит себе и друзьям бренды — Гуччи, Прада...

Что происходит с тем голодным мальчиком, который однажды становится богатым за счет клетки и боев? Правильно, он больше не лезет в клетку. В этом больше нет смысла. Потому клетка для совершенных гладиаторов — трамплин из бедности в мир богатства. Для фанатов и зрителей — зрелище и шоу, для организаторов — прибыль.

Любопытно, другая сторона этого шоу!

Двуличие мира ММА

Весь этот мордобой приобрел статус законности!

За нанесение увечий и травм на улице можно схлопотать срок и угодить на нары. За умышленное нанесение травм по голове и телу на ринге — гонорар с шестью нулями и пояс чемпиона!

Но можно ли с чистой совестью заявлять, что современный ММА и бокс — это спорт? Если углубиться в семантику самого слова «спорт», что означает буквально «развлечение, забава», то да, можно. Но тогда спорт не сопоставим с физической культурой... Это немного разное.

В мир ММА и бокса вплетено сразу несколько теорий — «теория игры», «теория высвобождения излишней энергии» и «теория трудовой деятельности». Есть и другие, но чаще всего эти три.

Однако в стержне древних единоборств восседает «теория войны»... Гладиаторы — не просто рабы или пленники, это мастера в первую очередь военных искусств. Гладиатор не боец, он — воин. Боец по иерархии ниже воина. Навыки воина распространяются на свободное владение не только рукопашного боя и борьбы, но и в целом арсеналом оружия, а также свободное умение ведения боя не только в стойке, но и на коне.

Навыки и военное искусство воина было вплетено в дух времени. В эпоху тотальных войн и междоусобиц. В эпоху зарождения могущественной Римской империи.

Потому гладиаторские бои никогда не были спортом... И современные адепты ММА, называющие современный мир единоборств и бокса, осознанно или нет, искажают глубинный смысл гладиаторских боев... Важно помнить что их зародило: погребальные игры в память об умерших родственниках! Обряд жертвоприношения!

Тем не менее до наших дней гладиаторские бои дошли в виде развлекательного, хорошо продуманного спектакля. Многомиллиардный бизнес в одном углу, и все та же хихикающая от восторга публика в другом…

Без звезды никак

Отдельная составляющая данного спектакля — поиски звезды, на которую можно нанизывать всю структуру бизнеса. Без зрелищных боев эмоции зрителя будут ослабевать, а прибыль у организаторов падать. Для этого необходима звезда. Талант.

При правильном маркетинговом подходе эту звезду можно подписать на длительный рекламный контракт. Весь спектакль строится вокруг главной звезды. На ноунеймов никто не придет. Психология толпы подчинена шаблонному единству — они должны кому-нибудь сопереживать и симпатизировать... И организаторы данного бизнеса из кожи вон лезут, чтобы слепить из талантливого бойца звезду медийного формата.

А затем остаётся лишь указать толпе на эту популярную личность — вот кого нужно любить, вот ваш кумир и образец для подражания...

Вокруг этой иконы неустанно работают гениальные маркетологи, всякий раз нагнетая страсти фанатов, создавая скандалы и конфликты данной звезды с другими талантливыми «спортсменами»...

Затем звезда должна отстоять свое право называться звездой. Ей подкидывают претендентов на ее трон... И организаторам шоу абсолютно плевать, сместят звезду с трона или нет. Если сместят — ура, родилась новая звезда. А вслед за этим — рождение конфликта старой звезды с новой, а стало быть, на этом конфликте можно не единожды заработать, проведя один или несколько реваншей...

Не сложно представить, какую выгоду получат все участники процесса реванша Хабиба и Конора по правилам, допустим, бокса? Думаю, рано или поздно этот бой состоится...

Все звезды современного ММА — не более чем проекты и марионетки в руках хозяев и организаторов, спонсоров и меценатов. Богатые и знаменитые, но не свободные и не независимые, как это преподносится зрителю. Все они заложники своих контрактов. И все они — часть многомилиардной корпорации управления людьми. И, конечно же, все они поддерживаются на государственном уровне...

А самое главное, всем этим воротилам на самом деле абсолютно плевать, что станет спустя время с той или иной звездой...

Икона мирового бокса Мухаммед Али в 1974 году увековечил фразу: «Порхай, как бабочка, жаль, как пчела» — тогда его мозг был способен сформулировать и родить гениально простой лозунг, ставший афоризмом. Спустя 10 лет движения и речь кумира миллионов замедлились. Руки предательски тряслись и дрожали, а речь и сознание заторможены. Паркинсон и деменция мозга — лишь малая часть последствий профессионального бокса. И статистика печального заката в муках и страданиях любителей бокса и единоборств не пугает.

Но что оставил после себя король бокса? Память и бои, ну и парочку цитат. Любопытно узнать насколько богаты стали те, кто долгое время зарабатывали на его имени, даже после его смерти...

Прожить коротко, но ярко - каждому свое.

Иногда естественный отбор делает выбор за нас. Провинциальные дети сильней и быстрей городских. Они духовитые и умеют постоять за себя. Для них это первостепенно. У провинциального ребенка крайне мало кружков или секций. Их закаляют драки на улицах. А закон улицы прост: либо ты, либо тебя. Уважение на улице достаются потом и кровью. А вместе с ними и страх, а он, как известно, бьет в голову раньше, чем прилетит кулак. Потому за славу короля улицы дрались самозабвенно... Только за нее и дрались. Не за деньги...

История не терпит пустоты

Мир ММА и бокса рано или поздно себя сожрет, перерастет во что-то дикое и невнятное... И то, что мы сегодня наблюдаем, когда на арену выходят карлики и фрики, порнозвезды и депутаты (господин Милонов не даст соврать), — это только начало. Как и хит-парад современных единоборств — пощечины.

Это только начало пути к еще более деструктивному и аморальному. Совсем скоро мы будем открыто лицезреть на бои всевозможных новомодных трансов и небинарных персонажей... А затем и вовсе будут разрешены обнаженные единоборства.

А затем людям настолько станет скучно, что в играх будущего люди перейдут к схватке роботов на ринге... Совсем как в старину, возродятся петушиные или собачьи бои... И все по новой. История не терпит пустоты...

Главные противоречия

Во всей этой истории с ММА, ПОП-ММА, боксом и иными сомнительными трансформациями «гладиаторских» боев есть сразу несколько очевидных противоречий, о которых не всегда принято говорить вслух:

Отчего многие бойцы, выходящие на ринг, в самом начале или в конце акцентируют свою деятельность с Богом? Многие после победы умудряются встать на колени, посвящая, так сказать, свою победу Богу. Причем здесь религия и вера в Бога до физического и умышленного нанесения вреда здоровью другому человеку?

Хабиб Нурмагомедов - фото из сети
Хабиб Нурмагомедов - фото из сети

Причем все эти ритуалы сопровождаются треш-токами, якобы для раскрутки боя. Заведомое противоречие и двуличие — обман зрителя. Ведь потом бойцы в конце боя обнимаются, а на конференциях признаются, что треш-ток необходим для раскрутки боя и что на самом деле бойцы не испытывают неуважения друг к другу... Треш-ток и религия — допустимо?

Бои за деньги и религия допустимо?

И в этом хит-параде двуличия назревает самый главный вопрос: а что сегодня в реальности предлагает государство — духовный путь или мир физических состязаний? Дорогу в храм или в зал единоборств?

Резонен еще вопрос: Религия против ММА? Или же, когда на это можно закрыть глаза, то почему бы и нет? Ведь это спорт? Или все-таки символ жестокости и насилия?

В процессе эволюции человека многое меняется, даже сам человек. Неизменно одно: невозможно навязать человеку (как составной части природы и мироздания) духовный путь развития, покуда в нем клокочут животные инстинкты...

Жажда насилия эффектней и эффективней милосердия? Ответ на поверхности, ибо в храмах современной России куда меньше паствы, нежели в тренировочных залах для единоборств...

Человек идет за той силой, которая ему ближе. В силу его интеллектуального развития, в силу обстоятельств времени...

У религии сегодня серьезная конкуренция. Ибо человек, наевшись духовной пищей, продолжает голодать... И вопрос не столько к человеку, а сколько к качеству той духовной пищи и ее своевременности, актуальности... Ведь сила духа одержала вверх над силой души!

И, как мне кажется, сегодняшним проповедникам религии необходимо ответить на вопросы: отчего современный человек выбирает состязание не разума, не души, а тела? И отчего в иерархии тела и души человек выбирает первое? Быть может, время такое? Или кто-то что-то упустил?

  • Всех единомышленников собираю у себя в телеграм канале
  • Также буду благодарен конструктивному диалогу в комментариях!
  • 🙏 Друзья, Также прошу поддержать очень хорошего и талантливого человека с выходом авторской песни на русском языке! 🎵
  • ❗️Поддержать можно лайком и репостом в официальной группе - нам не сложно, а для безумно талантливой девушки - это мощный импульс расти и творить дальше!
  • Новые материалы, если вы еще не видели: