13K подписчиков

«Адские» поездки: в автобусах Казани выключены кондиционеры, зато работают печки

831 прочитал

Из-за жары в татарстанской столице плавится асфальт и трамвайные рельсы, в салонах городского общественного транспорта отказываются работать телефоны, но пассажиры терпят.

Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Минувшая неделя в Казани ознаменовалась сразу двумя температурными рекордами. По информация регионального Гидрометцентра, 5 и 6 июля текущего года в столице Татарстана были побиты исторические максимумы за 125 лет метеонаблюдений. К примеру, в пятницу столбик термометра показал +35,2 градуса, на 0,3 градуса превысив значение 118-летней давности. А в субботу и вовсе поднялся до 36 градуса выше нуля.

— Предыдущий абсолютный максимум температуры воздуха для 6 июля в Казани был зафиксирован в 1972 году и составлял +35,6 градусов, — напоминают синоптики.

Аномальная жара привела к отключениям электричества в ряде кварталов Казани и агломерации, так как татарстанцы в поисках прохлады массово включили все, что может охлаждать. А перед этим они это скупили. Продавцы фиксируют рекордный спрос на вентиляторы, сплит-системы и кондиционеры с начала лета 2023 года.

В последний рабочий день прошлой недели «Метроэлектротранс» сообщил о повреждении рельсового полотна в районе улицы Девятаева из-за высоких температур. Движение трамваев 2-го маршрута было временно приостановлено, а трамваи 1-го следовали до остановки Саид-Галеева.

Но если температура воздуха на улице на прошлой неделе достигала 36 градусов жары, то в салонах городского общественного транспорта она местами зашкаливала за все 40. Как сообщили «Вечерней Казани» в городской мэрии, пассажирским транспортом в среднем перевозится 620 тысяч человек в день.

Мы провели эксперимент. Три дня журналист издания пользовалась исключительно и по максимуму городским общественным транспортом. В результате порадовали только электрички.

К примеру, 3 июля, 7:38 утра по московскому времени. На улице уже 29 тепла, в салоне автобуса, курсирующего по маршруту №90 из Куюков в сторону Казани уже все 36 градусов. Отопительные приборы включены по максимуму. Просьбы к контролеру передать водителю, чтобы выключил «печку», не приводят ни к чему. Дама, говорящая с трудом как по-русски, так и по-татарски, просто не понимает, что от нее хотят или делает вид. Про правила перевозки пассажиров она не слышала. Тот же маршрут того же дня, но уже в обратную сторону. Временной промежуток между 15:20 и 16:00. В салоне уже за 40 градусов выше нуля. Телефоны отключаются от жары. «Отключаются» и некоторые пассажиры. Соседи спешно подсовывают воду, веер и влажные салфетки. Отличие реакции на ту же просьбу – выключить отопительные приборы, лишь в том, что журналисту «Вечерней Казани» уже другой контролер предложила преодолеть весь салон переполненного автобуса, чтобы добраться до кабины водителя и уже в ней в относительно комфортных условиях добраться до места назначения. Комментарий: «До Куюков он к себе пускает». Находятся и пассажиры, готовые выкинуть из автобуса «самую умную» и обливаться потом, но ехать, а «задохликам и пенсионерам с сердечными проблемами» эти граждане рекомендуют пользоваться такси или сидеть дома.

На следующее утро третий контролер маршрута №90 выразила уверенность, что «раз на улице жара, то и внутри салона автобуса это норма», а «греется не печка, а движок». Что такое движок и чем он отличается от мотора, сотрудник компании - перевозчика не в курсе, «она же — женщина, и не обязана разбираться в этих вещах».

— Да они все лето его не выключают, зато зимой — холодина, — сообщает пенсионерка, едущая через ряд. С ней соглашаются другие дамы элегантного возраста.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Но если автобус №90 курсирует до скандальных известных своими социальными проблемами пригородных Куюков, то №10 захватывает солидную часть центра третьей столицы России, где во множестве встречаются туристы. К панели на задней площадке, за которой расположены отопительные приборы, даже не прислониться. Парень-контролер разводит руками — если выключить, то автобус встанет — мотор закипает сразу. На вопрос, почему не включают кондиционер, простой ответ — его нет.

В троллейбусе №5 есть, но выключен. В итоге в 9 утра на электронном табло +30 градусов.

Единственным видом транспорта, где был соблюден рекомендованный температурный режим в летний период — не выше 25 градусов тепла, оказался аэроэкспресс до аэропорта Казани.

— Кондиционеры у нас много, где есть, зависит от типа подвижного состава, — прокомментировали «Вечерней Казани» в пригородной железнодорожной компании «Содружество».

Между тем, даже в самый сильный зной, температура воздуха в салоне автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток не должна подниматься выше 25 градусов. В зимние морозы — опускаться ниже 12 градусов. Такой стандарт был принят Минтрансом Российской Федерации еще в июне 2018 года.

Водители общественного транспорта, оборудованного кондиционерами, обязаны включать их по первому требованию пассажиров. За нарушение ч. 5 ст. 11. 33 КОАП предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей.

Однако, как сообщили в городском Комитете по транспорту, настоящее время кондиционерами оборудованы всего лишь салоны пяти трамвайных вагонов марки «Sity Star» 2019 года, а также 25 троллейбусов марки «МАЗ-303Т22».

— В этом году запланировано приобретение новых транспортных средств, оборудованных системой кондиционирования, — добавили в ведомстве, добавив, что «ежегодно перед началом летнего сезона отопительные приборы в салонах всего подвижного состава городского пассажирского транспорта отключаются».

«Вечерняя Казань» направила в комитет жалобу с указанием времени и серийных номеров машин городского общественного транспорта, водители которого нарушили это правило. На момент публикации материала ответа не было.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Всего на телефон «горячей линии» Комитета по транспорту с мая текущего года, помимо нашего, поступило 11 обращений на несоблюдение температурного режима в салонах подвижного состава городского пассажирского транспорта. Это составляет 1,6 процента от общего числа жалоб, отметили в ведомстве.

— Все обращения фиксируются и направляются перевозчикам для принятия мер. По каждому случаю в транспортном предприятии проводится проверка, — заверили чиновники.

Кто и насколько был оштрафован, в ведомстве не уточнили.

В то же время в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Татарстану (Роспотребнадзор) «Вечерней Казани» рассказали, что поступило только 1 обращение на жару и духоту в автобусах.

— Проверки не могут быть проведены, поскольку санитарными правилами не регламентированы требования к общественному автотранспорту, — добавили в Роспотребнадзоре.

Юристы говорят, что, несмотря на установленные стандарты, соблюдать их необязательно. Парадоксально, но это так.

— Согласно методическим указаниям по государственному санитарному надзору за перевозками населения городским пассажирским транспортом нормы температуры воздуха в салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. В частности, по ГОСТу 8802-78 и ГОСТу 7495-74 температура воздуха в трамваях и троллейбусах должна быть на 20 градусов выше наружной. По ГОСТу 20774-75 в салонах автобусов температура должна быть не ниже +10 градусов при наружной температуре от - 15 до – 25 градусов и не ниже +5 градусов при наружной температуре воздуха до -40 градусов. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия. Обращаем внимание, что соблюдение установленного ГОСТа не является обязательным и распоряжение Минтранса также содержит рекомендацию, а не требование, — рассказал руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Однако юристы рекомендуют жаловаться не конкретно на жару, а на ее последствия, то есть на нарушения Закона «О защите прав потребителей» (ст.7, 15 и 29). Можно сделать видеосъёмку, показав, как плохо пассажирам, заснять зону водителя и что показано на панели, записать номера телефонов других пассажиров, которым тоже жарко и плохо. Однако одной лишь этой фиксации может не хватить. Желательно подать жалобу в Ространснадзор и прикрепить сделанную запись с указанием даты, маршрута и номера автобуса, где пассажир столкнулся с подобным. Если пассажиру стало плохо, то следует немедленно сообщить об этом водителю и вызвать к месту остановки скорую. А после того, как всё будет зафиксировано, обратиться с претензией к перевозчику, а в последующем и в суд с требованием о возмещении вреда здоровью, если такое произошло, а также о компенсации морального вреда. Но даже такой долгий путь - не гарантия успеха.

- Учитывая, что соблюдение ГОСТа не является обязательным, успех судебных исков прогнозировать сложно. Скорее всего, будет установлено, что услуга перевозки оказана — поскольку пассажир перевезен, и рассчитывать на какие-либо взыскания из-за некомфортных условий в салоне пассажиры вряд ли могут. Другая ситуация, если пассажиру причинен вред - его здоровью, но тогда в суде необходимо будет доказать причинно-следственную связь: что проблемы со здоровьем произошли именно из-за условий в салоне, а это сделать очень сложно, — предупреждает юрист.

«Вечерняя Казань» поинтересовалась в городском Управлении здравоохранения, сколько раз с начала лета «скорую помощь» вызывали к пассажирам казанских автобусов, троллейбусов и трамваев. Выяснилось, что фиксируется общее количество вызовов, поэтому именно «транспортные» из общей статистики вычленить сложно.

Между тем, пресс-секретарь регионального министерства здравоохранения Азат Яхъяев сообщил, что «с момента первого летнего потепления увеличения числа вывозов «скорой помощи» из-за тепловых ударов нет — единичные случаи».

— Что касается статистики прошлых лет, то все примерно на одном уровне, — проинформировал Яхъяев.

В то же время он отметил, что серьезная жара может привести к осложнениям у людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

— Мы этого не исключаем, — заявил пресс-секретарь татарстанского Минздрава.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

По информации станции скорой помощи в Казани, которая еженедельно публикует статистику в своем телеграм-канале, с 3 июня по 1 июля текущего года было зарегистрировано 656 вызовов по инфарктам, инсультам и тепловым ударам — 162, 471, 23 соответственно.

По прогнозу Гидрометцентра, в начале июля Татарстан вновь окажется под влиянием антициклона. Осадки в этот период маловероятны. Ночью температуры воздуха прогнозируются в пределах +14..+19 градусов, днем ожидается +28..+33 градуса.

Автор материала: Галия Шакирова