Башкиры – не были кочевниками! Еще один ученый выступил против музея кочевых цивилизаций в Башкирии

   фото с социальных сетей Игоря Кучумова
фото с социальных сетей Игоря Кучумова

В минувшую субботу в Чишминском районе глава РБ Радий Хабиров принял участие в торжественной церемонии передачи копий Корана Османа и Остромирова Евангелия на хранение в Евразийский музей кочевых цивилизаций. Уникальные книги стали первыми экспонатами нового музейно-выставочного комплекса. До его открытия они будут храниться в визит-центре музея. Однако историки ставят под вопрос уникальность переданных книг.

«Насчет Остромирова Евангелия. Я думал, передали какое-то уникальное факсимиле ручной работы на бумаге верже в сафьяновом переплете и т.д. – как сейчас умеют делать. А оказалось, что это обычное массовое (тираж 5000 экз.) книжное издание (вес 6,3 кг): Остромирово Евангелие, 1056-1057. - Л.: Аврора; М.: Моск. патриархат, Б. г. (1988). - 294 л. : цв. ил. На «Авито» стоит 22 000 р. Осмелюсь предположить, что в акте передачи еще три ноля дописали. Вот с «Кораном Османа» дело другое – это действительно произведение искусства современного мастера, а не что-то, купленное по случаю в букинистической лавке», – пишет в социальных сетях сотрудник Институт этнологических исследований им. Р. Кузеева Игорь Кучумов.

Следует признать, что у господина Кучумова довольно неоднозначная репутация среди коллег. Например, он мог в свое время писать про башкирских правителей средневекового Китая, а потом перейти к риторике на грани башкирофобии. Тем не менее нет сомнений в познаниях Игоря Кучумова в сфере букинистики, когда он дает оценку, что книга 1988 года издания не может быть уникальной. Кучумов издал более 30 работ в ведущих издательствах страны.

Другой историк, который пожелал остаться анонимным собеседником, обратил внимание, что история с данной передачей копий святых писаний не единственная и главная проблема проекта Музея кочевых цивилизаций.

– Научные оппоненты, профессор Владимир Иванов, профессор Нияз Мажитов и его последователи Сунгатов и Султанова говорили о том, что не было у нас кочевого хозяйства. По природным и климатическим условиям было полукочевое хозяйство. Под концепцию кочевой цивилизации, по сути, нечем заполнять данный музей. Кочевая культура мало чего оставляет в археологическом плане. Изначально концепция кочевой цивилизации была неактуальной. Тем более с претензией на Евразийский. Чем вы будете заполнять кочевой музей? Копиями? А зачем людям ехать за копиями в Чишминский район, если настоящее золото сарматов можно посмотреть в Уфе? У нас есть уникальное городище Уфа – II, а вы двигаете кочевников, словно отвлекаете нас от наследия городской культуры. Тут можно много спорить и обсуждать специалистам, но ясности нет. Второй момент. А кто из специалистов поедет работать в Чишминский район? Понятно, что это будет директор на жирную зарплату. А простые научные сотрудники за смешную среднюю научную зарплату туда ездить не будут. Поэтому мне это все представляется в большей степени строительным и пиар проектом, нежели про историю и науку. Сегодня это визит-центр без самого музея, завтра спа-центр для мажоров, а наука и история идут на третий план.

Пруфы | Новости Уфы и БашкирииЭто проект интернет-издания Пруфы.рф | Prufy.ru. Живые и искренние истории, честные мнения, подробный анализ событий от ведущего новостного портала Уфы и Башкортостана.
7,2K подписчиков