Несколько месяцев назад Владимир Путин поручил органам исполнительной власти упорядочить ситуацию с миграцией. Миграционный вопрос действительно давно требует решения. Каждый день мы наблюдаем, что происходит в крупных городах России. Отдельные районы быстро превращаются в анклавы мигрантов, а некоторые уже давно стали таковыми.
Неконтролируемая миграция представляет собой настоящую угрозу для национальной безопасности России. Это неоднократно подчеркивал даже бывший секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. Проблема не только в резком увеличении уровня преступности (особенно тяжких преступлений, включая изнасилования) и экономических издержках. Суть текущей миграции заключается в замещении: мигранты из Средней Азии прибывают жить сюда, перевозя свои семьи и родню, вытесняя коренное население России. Это затрагивает все народы нашей страны. Вместо развития нашего государства и укрепления межнационального согласия, мы вынуждены расходовать силы и средства на так называемую "адаптацию" мигрантов, которая все равно не происходит должным образом.
Теперь начинают складываться основные очертания новой миграционной политики. В рамках национального проекта "Кадры" будет запущен федеральный проект "Качественная трудовая миграция".
Будет создан единый оператор - "Работа в России", который, с одной стороны, будет собирать заявки от российских работодателей, с другой - подбирать работников среди мигрантов, учитывая их квалификацию, знание русского языка, традиций и обычаев России, медицинские аспекты и прочее. Безусловно, речь не идет о разрешении на переселение семей. Более того, при расторжении трудового договора мигрант должен будет покинуть территорию России в течение 30 дней.
Таким образом, мы видим попытку создания системы, аналогичной знаменитой арабской "кафале", которая успешно действует более полувека. В Объединенных Арабских Эмиратах 80% населения составляют мигранты, и проблем с ними нет. Разумеется, нам такое количество не нужно: в оптимальном варианте мигранты должны составлять не более нескольких процентов, работая именно там, где это необходимо российской экономике, а не где они сами пожелают. Надеюсь, новый федеральный проект будет направлен на достижение этой цели.
Однако, как всегда, основная проблема заключается в принятии и реализации. Нет сомнений, что федеральный проект будет утвержден: обсуждение идет на самом высоком уровне и возражений против такой системы нет.
Ответственной за его реализацию будет вице-премьер Татьяна Голикова. К ее работе в других сферах есть немало вопросов, но ситуацию может спасти ее отсутствие собственных идеологических убеждений. Гораздо хуже, если бы проектом занимался кто-то, застрявший в идеях "дружбы народов" 70-х годов в худшем смысле этого выражения. Ведь важно понимать, что среднеазиатские республики уже более 30 лет живут самостоятельной жизнью. За исключением самого старшего поколения, никто не испытывает ностальгии по "общему интернациональному дому".
Кроме того, сейчас проводится мягкая пропаганда о "колониальном" прошлом Средней Азии. Пусть она не столь явная, как в Балтийских странах, но все же ощутимая. Большинство жителей среднеазиатских республик больше не считают себя нашими соотечественниками, и рассчитывать на обратное, по меньшей мере, наивно. Тем не менее, это не означает, что мы не должны сотрудничать с этими государствами. Напротив, России следует укреплять свои геополитические и экономические позиции в регионе. Однако действовать необходимо исходя только из собственных интересов и интересов коренных народов России, а замещающая миграция этим интересам никак не способствует.